Политические учения в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 08:16, реферат

Описание работы

В своей работе я хотела бы проследить за основными направлениями развития римской культуры и выделить в ней ряд особенностей. Также в ходе анализа попытаться определить, насколько велико было влияние культур завоеванных стран.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2
Историческая типология культур……………………………………………4
Искусство Древнего Рима……………………………………………………6
Политические учения в Древнем Риме…………………………………….11
Римское право………………………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………...14
Список использованной литературы………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Культура Древнего Рима.docx

— 39.38 Кб (Скачать файл)

Тогда же возникло научно-эстетическое отношение к древнему наследию. И. Винкельман, в отличие от деятелей "антикварного" периода, выступил представителем просветительской философии своего времени, создателем истории древнего искусства. Правда, он еще относился к римскому искусству как к продолжению греческого искусства. В конце XVIII начале XIX в. Древнеримским искусством начали заниматься уже не частные лица, а государственные учреждения Европы. Финансировались археологические раскопки, основывались крупные музеи и научные общества, создавались первые научные труды о древнеримских произведениях искусства.

Попытки философского осмысления сущности и специфики древнеримского искусства были сделаны в конце XIX в. Ф. Викгофом и А. Риглем.

Ценным теоретическим исследованием явилась также книга О. Бренделя "Введение в изучение искусства древнего Рима", где рассмотрены различные точки зрения на древнеримское искусство от Ренессанса до наших дней.

 

 

Политические учения в  Древнем Риме

 

      В римском обществе рабовладельческий способ производства достигает высшей ступени своего развития. Начиная с III в. до н. э. образование крупных поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового притока рабов, расширения государственной территории и проведения завоевательской политики. За исторически короткий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским правлением в крупнейшую рабовладельческую империю Организация империи была завершена в I в. до н.э.

Политико-правовые учения Древнего Рима имели много  общего с политическими учениями античной Греции. Сходство политической мысли древних греков и римлян определялось не только тем, что идеологические концепции в этих странах формировались  на основе однотипных социально-экономических  отношений, но и глубокой преемственностью в развитии их культуры. Древний  Рим, долгое время остававшийся на периферии  Античного мира, вынужден был подтягиваться  до уровня передовых полисов Греции, перенимать ее культуру. Завоевание Римом  греческих полисов положило начало эллинизации римского общества, т.е. широкому распространению греческой  культуры среди римлян. В эпоху  империи эти процессы переплетались  с процессами взаимовлияния греческих, восточных и собственно римских  культурных традиций.

Политико-правовые учения в Древнем Риме формировались  на основе философских направлений, которые были перенесены из Греции. В своих наставлениях по философии  римские мыслители обычно воспроизводили греческие учения, изменяя и приспосабливая их применительно к римским условиям. При разработке политических концепций  римские авторы опирались на заимствованные из греческих источников представления  о формах государства, о соотношении  закона и справедливости, о естественном праве и др.

Новизна и оригинальность политических воззрений  римских мыслителей заключались  в том, что ими были выдвинуты  идеи, соответствующие отношениям зрелого  рабовладельческого общества. Можно  выделить два круга идеологических представлений, в которых наиболее ярко проявилось своеобразие римской  политико-правовой мысли.

К первому  из них следует отнести изменения  в политической теории, обусловленные  развитием отношений частной  собственности и рабства. Возникновение  крупной земельной собственности  и концентрация богатства, сопровождавшаяся углублением социальных антагонизмов, поставили господствующие классы перед  необходимостью усилить правовую защиту имущественных отношений. Осознание  этой потребности вызывало у них  повышенный интерес к правовым средствам  закрепления своего господства, порождало представления о том, что государство служит для защиты имущества и держится на согласии граждан относительно права. В произведениях сторонников рабовладельческой знати общим местом становятся определения раба как вещи, как “говорящего орудия” и т.п.

Результатом практической деятельности юристов  по толкованию законов явилось обособление  юриспруденции в самостоятельную  отрасль знаний. Со временем она  приобретает статус источника права. В трудах римских юристов получают детальное обоснование институты  и нормы действующего права, в  том числе правовой статус свободных  и рабов, классификация имущественных  сделок, содержание права собственности  и порядок наследования.

Ко второму  кругу следует отнести изменения  в политической теории, отражавшие перестройку государственного механизма  в эпоху империи, когда республиканская  форма правления была заменена промонархическим режимом. Правящая верхушка отказалась в этот период от политических идеалов, которым следовала полисная аристократия. Для официальной идеологии Римской  империи характерны идеи космополитизма, мирового владычества римлян, а также  концепции неограниченной императорской  власти и государственный культ  правящего императора.

Значительное  влияние на идеологию римского общества оказала философия стоиков. Ее последователи (Сенека, Марк Аврелий) рассуждали о  “духовном равенстве” всех людей, включая господ и рабов, их бессилии изменить судьбу, о необходимости  подчиниться мировому закону. Мистические  стороны и пессимизм учения стоиков  усиливались с нарастанием кризиса  рабовладельческого строя. Многие идеи стоицизма были восприняты христианством  – идейным течением, зародившимся среди социальных низов Римской  империи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Римское право

 

Римское право являлось эталоном правовой системы древности, но и по сей  день оно остается лучшим образцом права.

 

Римское право пережило ту рабовладельческую  государственность (Западную Римскую  империю), на базе которой оно исторически  сложилось и достигло наивысшего расцвета. Поэтому периодизация истории  римского права, несмотря на ее теснейшую  связь с важными событиями  в политической жизни, не может быть сведена к периодизации Римского государства. В обширной литературе по римскому праву имеются различные  варианты выделения главных и  более дробных этапов его развития. Наиболее общей и удобной представляется следующая периодизация истории  римского права.

 

1. Древнейший период (VI — середина III вв. до н.э.). Римское право этого  периода характеризуется еще  полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сакральным характером  основных институтов.

 

2. Классический период (середина III в. до н.э. — конец III в.  н.э.). Именно в течение данного  периода римское право постепенно  освобождается от остатков патриархальности  и религиозности и превращается  в светскую юридическую систему,  характеризующуюся высшей ступенью  разработанности не только рабовладельческих,  но и иных универсальных человеческих  отношений. Совершенство этой  правовой системы находит свое  выражение и в юриспруденции,  давшей миру образцы глубокого  правового анализа и филигранной  юридической техники,

 

3. Постклассический период (IV—VI вв.). В это время в связи с

разложением рабовладельческого общества и государственности

римское право практически перестает  развиваться, несет на себе

печать общего экономического и  политического кризиса. Изменения  в римском праве данного периода  связаны главным образом с  его систематизацией и постепенным  приспособлением к формирующимся  новым феодальным отношениям, что  происходит, однако, уже в восточной  части Римской империи (Византии).

 

Для более глубокого изучения истории  римского права, а также для специальных  научных целей разработаны и  более детализированные схемы периодизации. Так, многие ученые вслед за архаическим  периодом выделяют в качестве особого  этапа истории римского права  предклассический период (III — I  вв. до н.э.). 

 

 

Заключение

 

Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор  и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим  решительно преобразил культурный облик  огромной части мира. Только за это  он достоин непреходящей славы и  памяти потомков. Кроме того, искусство  римского времени оставило множество  замечательных памятников в самых  разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными  сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца  традицию. Он несёт информацию о  вере и ритуалах, смысле жизни и  творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал  этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества  и сотворения тех принципов, которые  легли в основу христианского  искусства Нового времени.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. http://artclassic.edu.ru/
  2. http://architecture-blog.info/arxitektura-drevnego-rima/
  3. http://feelosophy.narod.ru

 

  1. Сапронов П.А. Культурология.: Курс лекций по теории и истории культуры. – 2-е издание, дополненное. – СПб.: Лениздат, 2001, - 560 с.

 

  1. Золоева Л. Порьяз А. Мировая культура: Древняя Греция, Древний Рим. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 447 с.

 

 

 


Информация о работе Политические учения в Древнем Риме