Положение женщин в мировых религиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:52, доклад

Описание работы

Роль, отведенная женщине в господствующих религиях в последние столетия, была заметно ограниченной. Лишь наименее ортодоксальные религиозные общины дали женщинам возможность выполнять священнические функции наравне с мужчинами. Несмотря на это, многие женщины нашли утешение и возможность самореализации в мистических аспектах религии и в религиозном служении. Их смирение и терпение служат маяком многим, кто решил последовать по стопам этих подвижниц. Предрассудки ортодоксов имеют очень давнюю историю. И хотя либеральное мышление уже понемногу проникает в религиозные круги, фундаментализм все еще очень силен, а поэтому статус женщины в целом изменяется медленно. Те женщины, которые хотят служить Богу в рамках одной из ведущих мировых религий, подвергаются значительной дискриминации.

Файлы: 1 файл

мир религ.docx

— 22.15 Кб (Скачать файл)

Женщины в религии 
 
Роль, отведенная женщине в господствующих религиях в последние столетия, была заметно ограниченной. Лишь наименее ортодоксальные религиозные общины дали женщинам возможность выполнять священнические функции наравне с мужчинами. Несмотря на это, многие женщины нашли утешение и возможность самореализации в мистических аспектах религии и в религиозном служении. Их смирение и терпение служат маяком многим, кто решил последовать по стопам этих подвижниц. Предрассудки ортодоксов имеют очень давнюю историю. И хотя либеральное мышление уже понемногу проникает в религиозные круги, фундаментализм все еще очень силен, а поэтому статус женщины в целом изменяется медленно. Те женщины, которые хотят служить Богу в рамках одной из ведущих мировых религий, подвергаются значительной дискриминации.

Иудаизм 
 
До сегодняшнего дня еврейских мальчиков учат ежедневно возносить такую молитву: «Благословен Ты, о Господь Бог наш, властелин Вселенной, не сделавший меня женщиной!»

Статус израильской женщины  в те времена разительно контрастировал с положением женщин соседних народов, обладавших широкими экономическими, юридическими и социальными правами. Тексты писаний упоминают израильские  законы начиная со времен Моисея (ок. 1300-1250 гг. до н.э.), и они строго соблюдались до падения северного (израильского) царства в 722 г. до н. э. и южного (иудейского) царства в 586 г. до н. э. Те же законы и доныне можно прочесть в Ветхом Завете иудео-христианской Библии. Стоун приводит следующие наблюдения археолога и священника Роланда де Бокса, взятые из его книги «Древний Израиль»:

Социальное и юридическое положение  жены израильтянина было намного  хуже, чем у женщин из окружающих стран... Все тексты указывают на то, что израильтяне передавали имущество  и право представлять наследие предков  сыновьям... Муж мог развестись с  женой... Жена не могла потребовать  развода... Жена называла мужа «ба'ал», или хозяин; а еще она называла его «адон», или господин; фактически, она обращалась к нему как рабыня к хозяину или подчиненный к царю. В десяти заповедях жена упомянута среди имущества мужчины... и женщина всю жизнь остается на вторых ролях. Жена не получает наследства от мужа, так же как дочь — от отца. Исключение составляют лишь те случаи, когда в семье нет наследника-мужчины. Клятва девушки или замужней женщины имеет силу только в том случае, если ее подтвердит своим словом отец или муж, а если тот свое согласие отзовет, то клятва аннулируется. Мужчина имеет право продать свою дочь. Женщины не играли никакой роли в процессе наследования власти.

Помимо того что еврейский закон  отказывал женщинам в праве на деньги, имущество и наследство, женщину могли побить камнями  или сжечь за утрату девственности  до брака. А если женщина становилась  жертвой насильника, ее заставляли выйти за него замуж. Если же на момент изнасилования она была помолвлена или состояла в браке, то ее побивали камнями за то, что ее изнасиловали. Это неравенство полов принимало совершенно неожиданные формы: в могилу тело мужа клали выше, чем тело жены, чтобы она и после смерти сохранила униженный статус.

Христианство 
 
Люди часто забывают, что в основе христианского вероучения лежит иудаизм. Привычные к романтизированным изображениям златокудрого голубоглазого Христа, многие христиане совсем забывают, что он был евреем, а значит, воспитывался на религии и законах иудаизма. Иногда возникает ощущение, что современное христианство скорее основано на учении Павла, чем Христа, ибо слишком много теологических построений опирается именно на тексты этого апостола. К тому же христианство состоит из множества ветвей, и они не всегда ладят между собой. При таких обстоятельствах не удивительно, что возникают вопросы относительно того, чему именно учил основатель этой религии, кто он был на самом деле и как жил.

Рассмотрим предписания Библии, проливающие свет на основы неравенства  женщины. По Закону Моисея, жена должна быть обручена. Объясняя это понятие, Библейская Энциклопедия утверждает: «Обручить жену с собой – значит просто завладеть ею, купив за деньги». С юридической точки зрения, для легализации ее замужества согласия девушки не требовалось, и необходимость в нем нигде в Законе не указывается.Что касается права на развод, то таким правом обладал лишь мужчина. Вот, что пишет по этому поводу Библейская энциклопедия: «Так как женщина является собственностью мужчины, его право развестись с нею, разумеется, само собой».

В своей книге Супружество на Востоке и на Западе Давид и  Вера Мейс писали: «Пусть никто не полагает, что наша христианская церковь свободна от таких пренебрежительных суждений. Трудно найти где-нибудь столько унизительных упоминаний женского пола, как у отцов раннего христианства».

Женщина в раннем христианстве представляется «вратами ада», «матерью всех земных зол», она была обвинена в грехопадении Адама, а, соответственно, и всего остального человечества. Ей приписывались все несчастья, которые она принесла миру. Как говорится в Библии: “…. и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие,если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием” (1 Тим.2:14-15). Объясняя эти стихи, христиане говорят: «Понимать нужно так; будет спасена, будет рожать детей (чародие), если будет жить с верой». Пожалуйста – и у женщины, как видим, есть шанс попасть в Царство Небесное. Правда, для этого нужно познать всю прелесть чадородия (материнства). У нерожавшей женщины шанс спастись резко снижается.

Наиболее злобным атакам подвергал  женщин Тертуллиан, один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей и  теологов, который впервые выразил  концепцию Троицы:«Знаете ли вы, что каждая из вас – Ева? Приговор Бога Вашему полу действует и сейчас, наказание за грех также должно продолжаться. Вы врата дьявола, вы открыватели запретного древа, вы первыми предали закон Божий, вы – та, что убедила мужчину, атаковать которого дьяволу не хватило храбрости. Вы так легко разрушили подобие Бога – мужчину. Из-за вашего предательства даже сын Божий должен был умереть».

Как можно вообще говорить о правах женщины в христианстве, если долгое время христианское духовенство  не могло решить сложный для себя вопрос: имеет ли женщина душу! В 585 г. Маконский церковный собор (г. Маконе, Франция) принял решение о том, что у женщины, хоть она и является существом низшего порядка, все-таки имеется некое подобие души. Обвинения и само отношение христианского духовенства к женскому полу привели к отрицательному, потребительскому отношению к женщине во всей Европе и остальном христианском мире.

Ислам 
 
Мэрлин Стоун приводит следующие слова, приписываемые Мухаммеду: «Когда была сотворена Ева, сатана возрадовался»

В VII столетии Мухаммед положил конец бытовавшему в Аравии культу солнечной богини Аль Лат и богини Аль Узза и ввел вместо этого поклонение Аллаху — верховному богу. Многие легенды и принципы Ветхого Завета были впоследствии инкорпорированы в Коран. Например, сура 4:34 гласит: «Мужья над женами стоят (блюдя очаг их и сохранность) за то, что Бог одним из них дал преимущество перед другими, и также потому, что весь расход на содержание семьи из их имущества исходит. А потому добропорядочные жены послушно преданы мужьям, и в их отсутствие хранят, что повелел им Бог хранить»*. Однако, несмотря на все это, до наших дней жива одна арабская мистическая система, сохранившая тантрический культ Богини и женщины, — суфизм (см. главу 8). 
 
Уокер утверждает, что в мечетях до сих пор еще есть надписи: «Женщинам и прочим нечистым животным вход воспрещен». Остается гадать, относится ли это к кошкам, ибо, согласно преданию, Пророк очень любил этих зверушек. Есть рассказ о том, что во время пребывания Мухаммеда в Дамаске у него была кошка Муэзза, любившая дремать, свернувшись в рукаве его халата. Однажды, когда Пророку нужно было куда-то выйти, он отрезал рукав, чтобы не будить любимицу. Он нередко проповедовал с самой высокой башни в Мекке, держа на руках кошку. В книге «Культ кошки» Патриция Дэйл-Грин утверждает: «Мусульмане до сих пор сохранили особое отношение к кошкам: любимым животным Пророка позволено свободно входить в мечеть, существуют также законы, запрещающие убивать этих животных».

Индуизм 
 
Согласно индуистскому кодексу Ману V, «Женщина никогда не должна выходить из подчинения». Это правило объединяет индуизм с другими патриархальными религиями, в которых власть основана на порабощении женщин. Как отмечает Кристина Фельдман, писания религий мира могут различаться в отношении к самым разным духовным вопросам, но, когда речь заходит о роли женщины, они все единодушны: женщина ниже мужчины.

Хотя некоторые женщины —  в особенности покойная Индира Ганди  — добились удивительных высот в  политической жизни Востока, в целом  роль женщин в жизни индуистской  общины остается весьма незначительной, что, несомненно, обусловлено их подчиненным  положением в данной религии. В то же время именно йогические практики, популяризируемые ныне, главным образом, женщинами, помогли многим людям узнать и понять многие духовные истины, стоящие за верованиями, берущими начало в бытовавших в Индии и соседних странах добрахманических культах Богини.


Информация о работе Положение женщин в мировых религиях