Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 23:10, реферат
Анализ научных публикаций, посвященных пониманию процессов развития и формирования личности, роли воспитания и образования, месту различных социальных институтов в них, убеждают в том, что данные процессы осмыслены с разных сторон в работах как зарубежных, так и отечественных философов, социологов, культурологов, теологов, психологов и педагогов, и в определенной степени затрагиваются вопросы становления духовности, нравственности у подрастающих поколений.
Понятие «духовность» производно от «духа». Этим термином в русском языке издавна обозначается то, что противоположно субстанциальной основе бытия - «материи».
Таким образом, делает вывод исследователь, духовность реализуется в стремлении к смыслу жизни (С.Л. Франк, В. Франкл, Б.С Братусь, В.И. Слободчиков и др.). Исследование позволило сделать вывод, что психологическими основами субъективного духа человека является его способность к самотрансценденции (А. Маслоу, В.И. Слободчиков). Духовность есть ценностно-смысловое основание человеческого существования, реальность которого подтверждается тем, что его отсутствие низводит человека к уровню чисто биологического животного вида, к уровню живых организмов.
Наиболее продуктивными для теории воспитания духовности является, по ее мнению сам подход к человеческой жизни через призму ценностей (Б.С. Братусь, С.Л. Франк, В. Франкл, А. Маслоу и др.). В своих рассуждениях она обнаружила, что объективация ценностей приводит к тому, что они существуют в виде значений независимо от конкретного человека, однако, их присвоение в виде смыслов не просто является возможным, но и становится необходимым условием человеческого существования. Данное положение определено в исследовании как психологическое основание в воспитании духовности, поскольку нацеливает педагогов на организацию совместного поиска смыслов с учащимся. Каждая ситуация несет в себе свой смысл, разный для различных людей, но для каждого он является единственным, неповторимым и истинным. От личности к личности, от ситуации к ситуации меняется смысл. В этом заключается его динамичность и оптимистичность, так как характеристики задаются социокультурным окружением, а его освоение демонстрирует человеку собственные потенциальные духовные силы существования.
Психологические основания развития духовности обнаруживается в душевно-когнитивной, ценностно-смысловой (Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, Ф.Е. Василюк) и деятельностно-волевой (В.П. Зинченко) сферах человека. Такой подход дал возможность автору сформулировать следующее определение восприятие конкретного смысла есть осознание возможности на, фоне действительности, т.е. Осознание того, что можно сделать по отношению к данной ситуации.
В этом случае процесс воспитания духовности школьников может быть представлен как смыслопоисковое взаимодействие субъектов - носителей экзистенции (ребенок - воспитатель), включающее следующие этапы: целеполагания, переживания (формирование «образов» Абсолютных ценностей), осмысления, отношений, саморефлексии, моделирования и «преодоления» открытой экзистенциальной перспективы).
Если механизмы воспитания духовности подразделяются на объективированные - аксиосфера культуры и субъективные - аксиосфера личности, то оказание педагогической помощи в процессе самоопределения личности в мире объективированных ценностей и обретения на их основе личностных смыслов является педагогическим механизмом воспитания духовности школьников.
Условия успешности процесса воспитания духовности включают культуросообразное целеполагание, личностно-ориентированное образование, гуманитарно-творческое воспитание и субъектно-ориентированную диагностику.
Согласно проделанному анализу понятия «духовность», опираясь на частоту употребления, отдельные его признаки можно расположить в такой последовательности: свобода, добро, стыд, жалость, любовь, творческая активность, истина, разум, воля, интеллект. Ядром духовности считается «нравственность».
«Нравственность» понимается как благонравие, согласие с абсолютными законами правды, долгом, честью, чистой совестью гражданина. Философский энциклопедический словарь определяет «нравственность» как мораль, как один из способов нормативной регуляции действий человека в обществе. Воспитание можно рассматривать как незаменимый инструмент обучения нравственности.
«Нравственность» - слово, возникшее в русском языке как синоним латинского «мораль» (mosmoris) - обычай, нрав, и греческого «этика» (ethos) - обычай, нрав, характер.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова «нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение».
Словарь по этике дает следующее толкование нравственности - это «область практических поступков, обычаев, нравов... Сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами...».
В Словаре синонимов под редакцией А.П. Евгеньевой этика, мораль и нравственность представлены как синонимичные понятия. В то же время нравственность определяется как область сознания, ценностей, идеалов и связанных с ними практических поступков, при совершении которых человек к другому человеку относится, как к себе, а к себе - с точки зрения другого; качество личности, являющееся (наряду с интеллектуальностью, интеллигентностью и другими) определителем ее духовной культуры.
Анализируя наследие отечественных философов второй половины XIX - начала XX века, В.И. Додонов приходит к выводу, что в понятие нравственность философы-мыслители вкладывали глубокую человечность, видели самоотдачу, бескорыстие. П.А. Флоренский писал: «Человек обогащает себя, когда отдает себя другому». В оценке нравственности у философов есть общая черта и в тоже время некоторые специфические подходы. Они видели в нравственности прежде всего религиозную основу. Нравственность, утверждали они, должна быть религиозной, высшая нравственность - это церковь. Нравственность они рассматривали не как нечто застывшее, а как такое свойство человеческой души, которое все время находится в движении и развитии. Нравственность они не отрывали от тех условий, в которых живет человек. Они связывали ее с волевым началом, внутренней борьбой человека. Нельзя не отметить всю силу нравственности русских философов, ее глубокую человечность. В связи с этим обращают на себя внимание замечательные слова Н.А. Бердяева «Вопрос о хлебе для меня, для моих ближних, для всех людей, есть духовный, религиозный вопрос. Общество должно быть организовано так, чтобы хлеб был для всех и тогда именно духовный вопрос предстанет перед человеком во всей своей глубине. Недопустимо основывать борьбу за духовные интересы и духовное возрождение на том, что хлеб для значительной части человечества не будет обеспечен».
В известной мере, с этими выводами соглашается и В.Т. Кабуш, который, во-первых, подчеркивает, что нравственность, ее принципы - это не только и не столько способы регулирования общественного порядка, сколько средства духовного развития человека. Так, в разряд нравственных качеств в разное время зачислялись, отмечает автор, политические (пролетарский интернационализм, патриотизм), социальные (коллективизм, общественный долг), идеологические (убеждение, подчинение), правовые (дисциплинированность, исполнительность). Однако этого, считает автор, явно не достаточно. В содержание нравственного воспитания необходимо включать и совесть, стыд, скромность, сочувствие, сострадание, милосердие, непримиримость к злу, любовь, ответственность за свои дела и слова. Следовательно, нравственность - духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение правил, определяющих поведение человека.
Примерно об этом же пишет в своем исследовании Т.А. Липаева. Она уточняет, что православные авторы под духовно-нравственным воспитанием понимают процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств и качеств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли.
Таким образом, подводит итог исследователь, базовыми понятиями для определения духовно-нравственного воспитания выступают «духовность» и «нравственность». Духовность является многоаспектным понятием и чаще всего используется в религии, в религиозной и идеалистически ориентированной философии. Однако не следует отождествлять духовность с религиозностью, этим самым мы отлучаем от духовного развития значительную часть человечества. Духовность - это прерогатива не только религии, она всегда была связана с гуманистическими ценностями. Духовность - это интеллектуальная природа, внутренняя нравственная сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности.
Итак, если духовность - это обретение смысла, она есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком, нравственность является определителем духовной культуры личности, задающим меру и качество свободы самореализации человека, то под духовно-нравственным воспитанием можно понимать целенаправленный процесс по формированию внутренних установок, понятий, принципов, определяющих поведение, духовные качества, интеллектуальную сферу личности, необходимые ей для осознания собственного места в мире, развития и самореализации.
В педагогической науке нет единого подхода к определению сущности духовно-нравственного воспитания.
В дореволюционной, а позднее в советской педагогической литературе поиск воспитательной парадигмы шел в системе развертывания оппозиции социоориентированного и индивидуально ориентированного идеалов воспитания (Г.Б. Корнетов).
В первом случае воспитание рассматривается как педагогическое воздействие на ребенка, формирование у него жестко навязываемых качеств, соответствующих идеалам воспитателя.
Такой подход ставит ребенка в положение пассивного объекта и ведет к нивелированию личности, которой навязываются взгляды, убеждения, поведение, удобные той или иной социальной системе.
Развивающая парадигма рассматривает воспитание как помощь ребенку в его развитии, становлении внутреннего потенциала, причем обе стороны выступают равноправными субъектами процесса.
Подобный подход был широко представлен в отечественной педагогической литературе конца прошлого - начала нынешнего века в работах К.Н. Вентцеля Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, и других.
В отечественной педагогике советского периода подобного подхода придерживаются Х.З. Завадская, Т.А. Ильина, И.С. Марьенко, Л.В. Шевченко и другие.
Исследования, осуществляющиеся вне этого русла (Ю.В. Шаров), были исключением.
В настоящее время гуманистическая тенденция в области нравственного воспитания набирает все большую силу. Духовно-нравственное воспитание понимается как процесс и результат формирования у детей, подростков, молодежи духовного идеала и духовных ценностей как основы нравственного поведения личности, состоящего в следовании общественным и общечеловеческим требованиям, совпадающим с внутренними убеждениями.
Информация о работе Понятие «духовность», «нравственность» и их характеристика