Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:07, реферат
Информационная культура является культурой нового типа. Понятие информационной культуры сформировалось в рамках информационного общества, когда информация стала главным стратегическим ресурсом и были созданы новые технологии для ее хранения, обработки, информации. В отечественной профессиональной литературе термин «информационная культура» впервые появился в 70-х годах XX в. Первым исследователями информационной культуры были библиотековеды, книговеды, библиографоведы. Постепенно с развитием информационных технологий толкование этого понятия все более расширялось.
Глава 1 …………………………………………………………..3
Глава 2 ………………………………….………………………6
Заключение……………………………………………………...9
Список использованной литературы…………………………10
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «ПЕРМСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ»
Факультет Культурологии
Кафедра: Управления и экономики социально-культурной сферы
Реферат
Тема: Понятие «информационная культура»: определение, структура, содержание.
Выполнила студентка IV курса
Самсонова Ольга Игоревна
По специальности: менеджмент организации
Группа: ЗМТ 10
Проверила: доцент Лепиева Т.О.
Пермь, 2013
Оглавление
Глава 1 …………………………………………………………..3
Глава 2 ………………………………….………………………6
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………10
Глава 1
Информационная культура является культурой нового типа. Понятие информационной культуры сформировалось в рамках информационного общества, когда информация стала главным стратегическим ресурсом и были созданы новые технологии для ее хранения, обработки, информации.
В отечественной профессиональной литературе термин «информационная культура» впервые появился в 70-х годах XX в. Первым исследователями информационной культуры были библиотековеды, книговеды, библиографоведы. Постепенно с развитием информационных технологий толкование этого понятия все более расширялось.
Понятие «культура»
употребляют в различных
Существует
несколько интерпретаций
Информационная культура – культура взаимодействия субъекта с информацией [1].
«Информационная культура – это сложное и многомерное явление, пронизывающее все сферы человеческой деятельности и все стороны развития личности. Она способствует осознанию человеком своего места и роли в окружающем его мире, гармонизирует жизнедеятельность в информационном пространстве и содействует всестороннему и гармоничному развитию личности в условиях становления информационного общества» [2].
«Информационная культура - качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности».
Понятие информационной культура важно тем, что выполняет «технологический срез» всех информационных процессов в обществе, концентрирует внимание исследователей на достигнутом уровне обращения с информацией, позволяет судить о направленности и быстроте изменений в этой области и таким образом прогнозировать ее дальнейшее развитие.
Важнейшая и основная составляющая информационной культуры – информационная грамотность.
Информационная культура характеризует уровни развития конкретных обществ, народностей, наций, а также специфических сфер деятельности (например, культура труда, быт, художественная культура).
Информационную культуру можно определить как уровень достигнутого в развитии информационных связей в обществе за период информационного общения людей, а также характеристика специфической сферы жизнедеятельности людей (информационной сферы), в которой отмечается степень достигнутого, тенденции развития.
На уровне общества информационная культура появляется в пяти информационных революция:
1. Изобретение языка;
2. Изобретение письменности;
3. Изобретение книгопечатия;
4. Изобретение электричества;
5. Изобретения
компьютерной техники, новых
Сейчас современное общество часто называют информационным, так как роль и количество информации, циркулирующей в нем, стремительно возрастает, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. Информация легко и быстро достигает потребителей и выдается в привычной для них форме.
Глава 2
Важнейшая и основная составляющая информационной культуры – информационная грамотность.
Понятие «информационная
культура» более широкое, чем
понятие «информационная
Информационная культура личности представляет сплав информационного мировоззрения, т.е. системы взглядов человека на мир информации, информационной грамотности и грамотности в области информационно-коммуникационных технологий.
Компоненты информационной культуры:
- коммуникативная культура;
- языковая культура;
- книжная, читательская культура;
- интеллектуальная культура (культура умственного труда);
- информационно-технологическая культура;
- информационно-правовая культура;
- мировоззренческая культура
(знание знаков
- нравственная культура;
- библиографическая культура.
Информационная культура подразумевает готовность человека к жизни и деятельности в высокоразвитой информационной среде, умение эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.
Повышение уровня информационной культуры личности возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации, т.е. при организации информационного образования. Только специальная подготовка и информационное образование гарантирует человеку реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках, архивах, музеях, информационных центрах.
При этом наличие специальной информационной подготовки, необходимый уровень информационной культуры личности важны в такой же степени, как наличие компьютеров и каналов связи – непременных атрибутов информационного общества.
Рассматривая
информационную культуру с точки
зрения ее структуры, выделяются различные
области ее проявления в соответствии
с областями информационной деятельности.
Практически – преобразующей
деятельности способствует информация
технологическая, организационно-
Общеучебная культура – комплекс взаимосвязанных общеучебных знаний и умений для успешного усвоения других предметных знаний и умений. Появление письменности, изобретение книгопечатания, создали целостную технологию накопления и распространения информационной культуры общества, развития цивилизации в целом.
Важные процедуры оперирования с информацией усваиваются в дошкольном возрасте и в начальных классах и совершенствуются в ходе дальнейшего развития. Речь идет, прежде всего, об определенных общеучебных умений. Эти умения можно отнести к содержанию общеучебной информационной культуре. В самом деле, в ее состав входят умения оперировать с информацией адекватного содержания, осуществлять ее генерацию, передачу, приемы запоминания, преобразования.
Культура диалога. Если подвергнуть анализу понятие информационная культура, то в качестве важнейшего компонента можно выделить культуру диалога или культуру общения.
Она включает умения: выслушать чужую точку зрения, адекватно относиться к чужому мнению, представлять информацию в любой форме; излагать свою точку зрения, доказывать свою правоту; находить общие решения и т.д.
Досуговая культура. Ее можно определить как комплекс общедосуговых знаний и умений, которые реализуются в творческом поведении личности в сфере свободного времени и в свободной для выбора рода занятий и высокой степени активности поведения. К ним относятся умения: анализировать и понимать средства массовой коммуникации; общаться с ними, то есть, умение слышать и слушать, смотреть и видеть, читать и понимать прочитанное; планировать досуговую деятельность; отбирать досуговые формы информационной, просветительской, познавательной, развлекательной направленности. К досуговой культуре, несомненно, можно отнести культуру чтения, видеокультуру и экранную культуру.
Культура чтения – сложное явление. Культура чтения включает знание секта книги, газеты, журнала среди других каналов массовой информации в современном мире, их особенностей по сравнению с радио, телевидением, кино, специфики различных видов изданий. Публикаций разного вида и жанра. От этого зависит правильный выбор произведения печати, умение сопоставлять информацию, получению из разных источников. Экономия времени и сил.
Культура чтения современного пользователя, потребителя – это умение работать не только с книгой, но и с периодикой, четкое представление о периодических изданиях по интересующей теме, умение пользоваться справочным аппаратом издания. Таким образом, гибкость подхода к произведению печати, понимание различных целей и задач чтения, критериев оценки художественного и научного произведения, газетной статьи и монографии, способов работы с ними – тоже грани культуры чтения.
Видео стремительно входит в нашу жизнь, становится неотъемлемой частью эстетической культуры и информационной культуры личности и общества в целом. Термин «видеокультура» используется сегодня в широком и узком смыслах. В первом случае он связан со всеми явлениями визуальной культуры, во втором – собственно с видео в отличие от телевидения, кино и др.
Развитие современных информационных технологий приводит также к появлению экранной культуры, которая складывается на основе синтеза компьютера, видеотехники, средств связи и каналов передачи информации, образующих в совокупности информационный космос. Экранная культура складывается при общении с медиасредствами.
MAS Медиа – это мир современно новых возможностей для формирования информационной культуры, который многие слабо себе представляют. Дословно это понятие – «многосред» – включает звуковую, видео, графическую, компьютерную среды. Объединение их обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: не просто пассивно созерцать, а активно участвовать в происходящем.
Средства мультимедиа нашли широкое применение в сфере образования и развлечений (игры), справочных системах, рекламе, выставках, презентациях товаров, фирм, услуг и др.
Заключение.
Информационная культура насчитывается тысячелетиями, об этом написано в первой главе реферата. На данный момент невозможно представить свою жизнь без информационной культуры. Информационная культура очень развита в XXI веке, она используется абсолютно везде.
В моем понимание информационная культура – это общение в письменной и устной форме, методы передачи информации через различные CD диски, интернет, в любом ее виде. Так же возможность принимать информацию через чтение, видео, телевидение. Это умение целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, обработки и передачи информации, применять компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Список использованной литературы.
1. http://www.fio.vrn.ru/2005/6/
2. http://library.uspu.ru/
3. http://libconfs.narod.ru/2004/
4. http://do.gendocs.ru/docs/
5. Негодаев И.А. Информатизация культуры. - ЗАО «Книга», 2003. - 320 с.
1 «Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена. Ее понятие было введено в 1977 г. В США.
Информация о работе Понятие «информационная культура»: определение, структура, содержание