Понятие «информационная культура»: определение, структура, содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:07, реферат

Описание работы

Информационная культура является культурой нового типа. Понятие информационной культуры сформировалось в рамках информационного общества, когда информация стала главным стратегическим ресурсом и были созданы новые технологии для ее хранения, обработки, информации. В отечественной профессиональной литературе термин «информационная культура» впервые появился в 70-х годах XX в. Первым исследователями информационной культуры были библиотековеды, книговеды, библиографоведы. Постепенно с развитием информационных технологий толкование этого понятия все более расширялось.

Содержание работы

Глава 1 …………………………………………………………..3
Глава 2 ………………………………….………………………6
Заключение……………………………………………………...9
Список использованной литературы…………………………10

Файлы: 1 файл

Реферат!.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ПЕРМСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ  
ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ»

Факультет Культурологии

 

Кафедра: Управления и экономики социально-культурной сферы


 

 

 

Реферат

 

Тема: Понятие «информационная культура»: определение, структура, содержание.

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка IV курса

Самсонова Ольга  Игоревна

По специальности: менеджмент организации

Группа: ЗМТ 10

Проверила: доцент Лепиева Т.О.

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2013

Оглавление

 

Глава 1 …………………………………………………………..3

Глава 2 ………………………………….………………………6

Заключение……………………………………………………...9

Список использованной литературы…………………………10

 

Глава 1

 

Информационная  культура является культурой нового типа. Понятие информационной культуры сформировалось в рамках информационного  общества, когда информация стала главным стратегическим ресурсом и были созданы новые технологии для ее хранения, обработки, информации.

В отечественной  профессиональной литературе термин «информационная  культура» впервые появился в 70-х  годах XX в. Первым исследователями информационной культуры были библиотековеды, книговеды, библиографоведы. Постепенно с развитием информационных технологий толкование этого понятия все более расширялось.

Понятие «культура» употребляют в различных смыслах, ее можно рассматривать, например, как сочетание определенных знаний, умений, черт и навыков индивидов.

Существует  несколько интерпретаций понятия информационная культура:

Информационная  культура – культура взаимодействия субъекта с информацией [1].

«Информационная культура – это сложное и многомерное явление, пронизывающее все сферы человеческой деятельности и все стороны развития личности. Она способствует осознанию человеком своего места и роли в окружающем его мире, гармонизирует жизнедеятельность в информационном пространстве и содействует всестороннему и гармоничному развитию личности в условиях становления информационного общества» [2].

«Информационная культура - качественная характеристика жизнедеятельности человека в области  получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности».

Понятие информационной культура важно тем, что выполняет  «технологический срез» всех информационных процессов в обществе, концентрирует  внимание исследователей на достигнутом уровне обращения с информацией, позволяет судить о направленности и быстроте изменений в этой области и таким образом прогнозировать ее дальнейшее развитие.

Важнейшая и  основная составляющая информационной культуры – информационная грамотность.

Информационная  культура характеризует уровни развития конкретных обществ, народностей, наций, а также специфических сфер деятельности (например, культура труда, быт, художественная культура).

Информационную  культуру можно определить как уровень  достигнутого в развитии информационных связей в обществе за период информационного общения людей, а также характеристика специфической сферы жизнедеятельности людей (информационной сферы), в которой отмечается степень достигнутого, тенденции развития.

На уровне общества информационная культура появляется в пяти информационных революция:

1. Изобретение  языка;

2. Изобретение  письменности;

3. Изобретение  книгопечатия;

4. Изобретение  электричества;

5. Изобретения  компьютерной техники, новых информационных  технологий.

Сейчас современное  общество часто называют информационным, так как роль и количество информации, циркулирующей в нем, стремительно возрастает, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. Информация легко и быстро достигает потребителей и выдается в привычной для них форме.

 

Глава 2

 

Важнейшая и  основная составляющая информационной культуры – информационная грамотность.

Понятие «информационная  культура» более широкое, чем  понятие «информационная грамотность[1]».

Информационная  культура личности представляет сплав информационного мировоззрения, т.е. системы взглядов человека на мир информации, информационной грамотности и грамотности в области информационно-коммуникационных технологий.

Компоненты информационной культуры:

- коммуникативная культура;

- языковая культура;

- книжная, читательская  культура;

- интеллектуальная культура (культура умственного труда);

- информационно-технологическая  культура;

- информационно-правовая  культура;

- мировоззренческая культура (знание знаков распространения  информации информационных потребностей личности и способов их удовлетворения, психофизиологических особенностей восприятия и понимания информации, понимание роли информации в обществе);

- нравственная культура;

- библиографическая культура.

Информационная культура подразумевает готовность человека к жизни и деятельности в высокоразвитой информационной среде, умение эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.

Повышение уровня информационной культуры личности возможно лишь при  организации специального обучения современных потребителей информации, т.е. при организации информационного образования. Только специальная подготовка и информационное образование гарантирует человеку реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках, архивах, музеях, информационных центрах.

При этом наличие специальной  информационной подготовки, необходимый  уровень информационной культуры личности важны в такой же степени, как  наличие компьютеров и каналов  связи – непременных атрибутов информационного общества.

Рассматривая  информационную культуру с точки  зрения ее структуры, выделяются различные  области ее проявления в соответствии с областями информационной деятельности. Практически – преобразующей  деятельности способствует информация технологическая, организационно-производственная, управленческая, информация словесного общения производителей в процессе труда. Познавательная деятельность человека создала и создает научно-познавательную, научно-популярную, художественно-познавательную информацию.

Общеучебная культура – комплекс взаимосвязанных общеучебных знаний и умений для успешного усвоения других предметных знаний и умений. Появление письменности, изобретение книгопечатания, создали целостную технологию накопления и распространения информационной культуры общества, развития цивилизации в целом.

Важные процедуры  оперирования с информацией усваиваются  в дошкольном возрасте и в начальных  классах и совершенствуются в  ходе дальнейшего развития. Речь идет, прежде всего, об определенных общеучебных  умений. Эти умения можно отнести к содержанию общеучебной информационной культуре. В самом деле, в ее состав входят умения оперировать с информацией адекватного содержания, осуществлять ее генерацию, передачу, приемы запоминания, преобразования.

Культура диалога. Если подвергнуть анализу понятие информационная культура, то в качестве важнейшего компонента можно выделить культуру диалога или культуру общения.

Она включает умения: выслушать чужую точку зрения, адекватно относиться к чужому мнению, представлять информацию в любой форме; излагать свою точку зрения, доказывать свою правоту; находить общие решения и т.д.

Досуговая культура. Ее можно определить как комплекс общедосуговых знаний и умений, которые  реализуются в творческом поведении личности в сфере свободного времени и в свободной для выбора рода занятий и высокой степени активности поведения. К ним относятся умения: анализировать и понимать средства массовой коммуникации; общаться с ними, то есть, умение слышать и слушать, смотреть и видеть, читать и понимать прочитанное; планировать досуговую деятельность; отбирать досуговые формы информационной, просветительской, познавательной, развлекательной направленности. К досуговой культуре, несомненно, можно отнести культуру чтения, видеокультуру и экранную культуру.

Культура чтения – сложное явление. Культура чтения включает знание секта книги, газеты, журнала среди других каналов массовой информации в современном мире, их особенностей по сравнению с радио, телевидением, кино, специфики различных видов изданий. Публикаций разного вида и жанра. От этого зависит правильный выбор произведения печати, умение сопоставлять информацию, получению из разных источников. Экономия времени и сил.

Культура чтения современного пользователя, потребителя  – это умение работать не только с книгой, но и с периодикой, четкое представление о периодических изданиях по интересующей теме, умение пользоваться справочным аппаратом издания. Таким образом, гибкость подхода к произведению печати, понимание различных целей и задач чтения, критериев оценки художественного и научного произведения, газетной статьи и монографии, способов работы с ними – тоже грани культуры чтения.

Видео стремительно входит в нашу жизнь, становится неотъемлемой частью эстетической культуры и информационной культуры личности и общества в целом. Термин «видеокультура» используется сегодня в широком и узком смыслах. В первом случае он связан со всеми явлениями визуальной культуры, во втором – собственно с видео в отличие от телевидения, кино и др. 

Развитие современных  информационных технологий приводит также к появлению экранной культуры, которая складывается на основе синтеза компьютера, видеотехники, средств связи и каналов передачи информации, образующих в совокупности информационный космос. Экранная культура складывается при общении с медиасредствами.

MAS Медиа – это мир современно новых возможностей для формирования информационной культуры, который многие слабо себе представляют. Дословно это понятие – «многосред» – включает звуковую, видео, графическую, компьютерную среды. Объединение их обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: не просто пассивно созерцать, а активно участвовать в происходящем.

Средства мультимедиа  нашли широкое применение в сфере  образования и развлечений (игры), справочных системах, рекламе, выставках, презентациях товаров, фирм, услуг и др.

 

 

 

Заключение.

 

Информационная  культура насчитывается тысячелетиями, об этом написано в первой главе реферата. На данный момент невозможно представить свою жизнь без информационной культуры. Информационная культура очень развита в XXI веке, она используется абсолютно везде.

В моем понимание  информационная культура – это общение  в письменной и устной форме,  методы передачи информации через различные CD диски, интернет, в любом ее виде. Так же возможность принимать информацию через чтение, видео, телевидение. Это умение целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, обработки и передачи информации, применять компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

 

Список использованной литературы.

 

 

1. http://www.fio.vrn.ru/2005/6/4.htm  30.10.2013 12:20

2. http://library.uspu.ru/essence_concept   30.10.2013  12:30 [1].

3. http://libconfs.narod.ru/2004/s1/s1_p32.htm Статья - Якимцева О.В.  30.10.2013 14:05  [2].

4. http://do.gendocs.ru/docs/index-97954.html 30.10.2013  14:39

5. Негодаев И.А. Информатизация культуры. - ЗАО «Книга», 2003. - 320 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  «Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена. Ее понятие было введено в 1977 г. В США.


Информация о работе Понятие «информационная культура»: определение, структура, содержание