Понятие информационной культуры личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 19:04, реферат

Описание работы

Целью работы «Определение понятия «Информационная культура личности»» является исследование природы и содержания информационной культуры личности.
Предметом исследования является институт информационной культуры личности.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 84.76 Кб (Скачать файл)

2) осознанную мотивацию личности  на:

-  удовлетворение своих информационных потребностей на базе знаний информационных компьютерных технологий;

- повышение своего общекультурного, общеобразовательного и профессионального кругозора;

- развитие умений и навыков  информационной деятельности и  информационного общения на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе компьютерных;

3) определенный стиль мышления, главной характеристикой которого  являются самостоятельность и креативность.

В настоящее время существуют различные подходы к определению феномена «информационная культура». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов, порой диаметрально противоположных. Однозначного и всеобъемлющего определения этому понятию исследователи не дают.

 

 

 

 

 

 

  1. Информационные потребности современного человека

 

Рассматривая данный вопрос, мы исходим из признания того факта, что человек представляет собой единство биологического и социального, организма и личности всей сложности их взаимоотношений. Общеизвестно – это своего рода разомкнутая самоуправленческая система, необходимым условием существования которой является постоянный обмен веществом, энергией и информацией, что рассматривается как потребность.

Есть несколько точек зрения на природу потребностей. В понятие «потребность» как бы объединяются объективные отношения, которые побуждают к деятельности, и состояние субъекта, которое отражает эти отношения. С одной стороны, потребность определяют как нужду в чем-то необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. В таком плане потребность рассматривается с точки зрения её участия в жизнедеятельности людей с целью поддержания биологических и социальных параметров. С другой стороны потребности возникают в процессе деятельности человека и обуславливаются этой деятельностью. Эта особенность определяет их изменчивость, развитие на база удовлетворения потребностей их изменчивость, развитие на базе удовлетворения потребностей новых, более высоких, что связано с включением личности в различные формы и сферы деятельности. Потребности не стоят на месте. Реализованная потребность зачастую приводит к другой, более высокой и сложной потребности.

Потребности современного человека в информации базируются на общей теории потребностей личности. Потребности в информации в явном виде нет, но в скрытом виде она присутствует, позволяя путем использования информации удовлетворять разные виды потребностей. Потребность в информации проявляет себя как на уровне биологическом, так и на уровне социальном, обретая на каждом из них свою специфику и структуру.

Потребность в информации на биологическом уровне в целом требует постоянного притока информации извне. В человеческом обществе все биологические потребности, в том числе и потребность в информации, социализироны, т.е. способ их удовлетворения обусловлен общественными установками, моральными нормами, традициями. Общество определяет приемлемые в данный исторический отрезов времени  формы. Поэтому эта потребность проявляется как потребность связи с окружающим миром, потребность избежать одиночества, непереносимость изоляции, потребность ориентации в пространстве и времени.  Социальные потребности отличают человека как субъекта своего исторического процесса, приспосабливающегося к среде. Социальная потребность человека в информации не является врожденной, а формируется, видоизменяется и развивается на протяжении жизненного пути. Важности её в жизни современного человека огромна.

Известно, что потребности в информации могут иметь разную природу, характер, направленность. Они носят объективный характер, поскольку обусловлены внешними условиями жизни, родом и спецификой выполнения процессов жизнедеятельности. С другой стороны, потребности в информации субъективны, поскольку зависят от активности личности, её интеллектуального уровня, способностей к восприятию, переработке информации, умения оперировать ею.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Феномен информационной культуры личности

 

 

  Неоднозначность и сложность  феномена информационной культуры, глубина и многомерность объема понятия предполагают его многоуровневую и многосоставную структуру. Структура представляет собой способ внутренней организации рассматриваемого объекта, его каркас, определяющий соотношение множества структурных связей, их конфигурацию, расположение в пространстве. Границы информационной культуры четко определены системообразующей структурной связью – противоречием между изменившимися социальными условиями в эпоху информатизации и вызванными внутренним дискомфортом личности, ищущей способы его преодолеть. Цель информационной культуры и заключается в выработке таких средств и способов, личностных качеств, которые смогли бы отрегулировать, это противоречие. Эта проблема может быть частично решена на общегосударственном уровне – путем разработки информационного законодательства, информационной политики, внедрение информационного образования. Но основное её разрешение должно все-таки осуществляться на уровне отдельной личности. 

 Формирование информационной  культуры на личностном уровне  осуществляется путем обретения, в первую очередь, знаний, умений, навыков, развития  специфических способностей, особых личностных качеств, форм поведения и деятельности. В этот структурный блок, прежде всего, входит информационное поведение личности, которое понимается как целостная система взаимосвязанных реакций человека на контакт с информационной средой. Любые формы поведения так или иначе имеют информационную основу, но  специфическое информационное поведение появляется тогда, когда возникает проблема видения человеком фрагмента реальности. Действия человека по его освоению своим результатом имеют информированность – степень осведомленности человека о явлениях действительности. 

 Сбор информации это первый  из процессов информационной  деятельности базируется, прежде  всего, на читательской деятельности. Невозможно собрать информацию  предварительно её не, прочитав. Читательскую деятельность мы  осваиваем в начальной школе. А вот читательская культура складывается постепенно путем приобретения читательских навыков, читательской активности, вдумчивой и заинтересованной работой с книгой.

Чтение – это процесс, имеющий особую важность для развития личности.  Чтение расширяет кругозор, информированность, знания. Чтение как процесс способствует совершенствованию мыслительной деятельности. Сбор информации бут не полон без использования библиографической информации, что предполагает еще один процесс, входящий в информационную деятельность, а именно – библиографическую деятельность и её составляющую – библиографическую культуру. Она предполагает знакомство с информационными ресурсами и их составляющей – библиографическими указателями, списками литературы, каталогами библиотек. В процессе использования библиографической информации субъект усваивает и сами способы библиографической деятельности, которые представляют собой следующий процесс информационной деятельности – обработку информации.

Культура использования современных информационных технологий  строится в большей мере на здании, в фундамент которого заложены библиографические методы: индексирование, классифицирование, каталогизирование, выделение поисковых признаков. Таким образом, библиографические знания помогают более успешно организовать информационные массивы и производить поиск, что оказывает влияние на их уровень использования.

Обработка информации осуществляется не только библиографическими, но и логическими методами. Они предполагают анализ текста источника, критическое его осмысление, выделение информационного значения фрагментов, оформление их в виде выписок, цитат и определений. Это предопределяет необходимость развития умственного труда – еще одного элемента культуры информационной деятельности.

Важным элементом культуры информационной деятельности является культура передачи и использования информации. Культура передачи информации предполагает, в первую очередь, транслирование её и в достаточном объеме для адекватного восприятия, без искажений и максимальноадресно. Культура потребления информации – важное составляющее звено информационной культуры личности, признанное решать задачи формирования умения пользоваться информацией в целях гармонизации личности, преодолевать недостатки её потребления, распознавать механизм информационных манипуляций и уметь противостоять ему. Но нельзя сбрасывать со счетов и некоторые личные качества, ей способствующих. Это – хорошо развитая память на существенные факты, имена авторов издания, способность устанавливать связи между явлениями физического и духовного мира, людьми, фактами, событиями; привычку видеть  мир отраженный в произведениях печати и других документах, запоминать и вспоминать их, мобильность – способность быстро переключится с одной темы на другую; стремление быть «в форме» - быть постоянно информированным о важных новостях, о том, что сегодня актуально; эвристический склад  мышления, помогающий устанавливать ассоциативные связи внешне далеких явлений, подсказывающий небанальные пути поиска в неожиданных ситуациях. 

 Информационная культура зависит  от степени осознания собственных  информационных потребностей. Здесь же обратим внимание на их качественное состояние, их влияние на информационное поведение и информационную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 Сегодня мы живем в среде, где массированное наступление информации превышает возможности усвоения её человеком. В связи с этим большая часть информации не воспринимается, рассматривается как фон и формирует,  соответствующую привычку  также вредной привычкой следует считать ориентацию на получение исключительно эмоционального удовольствия от информации. Специалисты замечают своего рода легкий наркотический   эффект от бесконечных телесериалов, легких бездумных, уводящих в мир иллюзий бестселлеров, музыкальных клипов. Закрепляясь, такие привычки приводят к тому, что в источнике информации видят лишь предмет, вызывающий эмоциональное удовольствие и блокирующий усвоение действительно серьезных и сложных произведений. Рассматривая информационную культуру как направление, задачей которого является гармонизация личности, функционирующей в мире информации, следует опираться на базовое понятие потребностей в информации. Личности необходимо осознание своих потребностей побуждающих её к поиску и использованию информации. 

К сожалению, многие личности не могут ориентироваться в потоке поступающей информации, вследствие чего получают искаженную, не проверенную фактами из нескольких источников. Для решения этой проблемы необходимо проводить в библиотеках уроки информационной культуры, проводить занятия со специалистами по повышению их информационной культуры.  Эту проблему можно решить используя знания накопленные человечеством за десятилетия и применить  на базе школ, библиотек. В следующем параграфе я предлагаю использовать специалистов по пропаганде и привлечению к чтению человека, независимо от возраста и социального статуса.

С точки зрения исторического подхода, содержание и характер информационной культуры меняются в условиях трансформации информационной среды жизни общества. Каждый новый этап совершенствования информационной культуры не отвергает составляющие информационной культуры предыдущих этапов, а включает их в себя как необходимые, тем самым, обогащая содержание информационной культуры.  Выяснили что, большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.

Владение информационной культурой - путь универсализации качеств человека, способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1.

 

Антонова, И.М. Информационная культура личности как новая учебная дисциплина и новое направление культурологических исследований / И.М. Антонова, Ю.С. Зубов // Информатизация и проблемы гуманитарного образования: тез. докл. междунар. науч.конфер.- Краснодар-Новороссийск 14-15 сент. 1995г. – Краснодар,1995.

2.

 

Дулатова, А.Н. Информационная культура личности : учеб. пособие / А.Н. Дулатова, Н.Б. Зиновьева.- Краснодар:КГУКИ,2005.

3.

 

Лопатина, Н.В. Информационная культура как условие эффективности социальных технологий : учеб. пособие / Н.В. Лопатина.- М.: МГУКИ,2002.

4.

 

Робертс, Р.Л. Подкастинг для информационной грамотности / Р.Л. Робертс // науч. и  техн. Библиотеки.- 2009.- №6

5.

 

 

 

Семенюк, Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики / Э.П. Семенюк // НТИ. - Сер.1.- 1994.-  № 1.

 


 

 

 

   


Информация о работе Понятие информационной культуры личности