Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:47, реферат
Эзотерика стара, как сам человеческий род, намного старше любых устных преданий, рассказов или легенд. Человек поклонялся её таинственным силам задолго до того, как стал поклоняться Богу. Он почитал Эзотерику ещё до того появления наук и страшился её куда больше, чем пугающих явлений природы, диких зверей, врагов в облике человека или войны.
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Понятие эзотерической культуры…………………………………………4
3. Религия и эзотерика………………………………………………………..9
4. Эволюция сознания в многомерной Вселенной………………………...11
5. Эзотерические методы……………………………………………………14
6. Заключение………………………………………………………………..17
7. Список используемой литературы………………………………………18
Министерство образования и науки РФ
Воронежский Архитектурно-Строительный Университет
Кафедра философии, социологии и истории
Эзотерика
Научный руководитель:
доц. Маслихова Л.И.
Воронеж 2009
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Эзотерика стара, как сам человеческий род, намного старше любых устных преданий, рассказов или легенд. Человек поклонялся её таинственным силам задолго до того, как стал поклоняться Богу. Он почитал Эзотерику ещё до того появления наук и страшился её куда больше, чем пугающих явлений природы, диких зверей, врагов в облике человека или войны. Исторически считается, что Эзотерика столь же естественна, как гравитация или солнечный свет, что это именно та сила, которая создала Вселенную. Ошибочно мнение, что Эзотерика - это только оккультизм. Это прежде всего тайные знания о естественных законах Природы, о индивидуальности человека, о его душе, о добре и зле. Эзотерика - это базовое единство, истина, включающая в себя оккультизм, магию, философию, практическую психологию, теософские знания, религию, астрологию.
ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - древнейшая и неотъемлемая часть общей культуры человечества; содержит систему самых общих представлений о происхождении, строении и мировом порядке (слово “эзотерический”, т.е. внутренний, эсотерикос, означает тайное, сокровенное знание, в отличие от знания экзотерического, т.е. внешнего, открытого непосвященным). Внутреннее закрытое знание предназначалось только для посвященных, ибо считалось, что такое общее и целостное знание об основах мира сообщает определённую власть обладающему этим знанием. Поэтому удостаиваемый такого знания должен был уметь вместить его, т.е. обладать соответствующими качествами ума, духовной зрелостью, ответственностью, и быть в состоянии достойно его нести. Существовала иерархическая система степеней посвящения, открывающая доступ ко все более внутреннему знанию по мере того, как адепт проходил очередные этапы совершенствования. Позже этот смысл был фактически утрачен, как утрачен аутентичный смысл многих символов, чисел, соотношений, через которые в эзотерической философии раскрывались сокровенные смыслы бытия, фундаментальные истины мира. Постепенно словом “эзотерический” стали обозначать учения мистического характера, опирающиеся не на догмы ортодоксальных религий (христианство, ислам и др.), а на личный мистический опыт и его истолкование. Сюда же стали относить и всякие нетрадиционные религиозно-мистические переживания и техники достижения измененных состояний сознания.
Кроме того, и сами религии за внешним ритуальным слоем сохранили древнее эзотерическое содержание, восходящее к исходному тайному знанию об истинном устройстве мира и порядке бытия. В наше время к эзотерическим учениям в равной мере относят и сектантские ответвления известных религиозных учений (суфизм, исихазм, даосская йога и т.п.), и учения, возникшие вообще вне лона традиционных конфессий, каковыми являются, напр., учения К. Кастанеды, Р. Штейнера, Д. Андреева, Г. Гурджиева и др.
Древняя система эзотерических знаний представляла собой первую исходную познавательную модель, опиравшуюся на признание единства мира, отражавшую его происхождение. Эта модель обеспечивала единство знания, исходя из утверждения принципиального подобия мира и человека в их строении, развитии, функционировании и преображении. Это делало познание возможным, осуществимым и последовательно развивающимся.
В поисках полноты в видении и объяснении мира, сегментированность которого не позволяет постичь причины и пути его истинного бытия, человек обращается к исходному эзотерическому знанию, чем и объясняется новая актуальность Эзотерической культуры. В эзотерическом познании нейтрализованы недостатки рационально-логических конструкций науки, субъективность искусства, некритичное мифотворчество религий, специализированность языка построения философских систем. Особенностью эзотерические модели мира является то, что в ней объектом становится не просто мир или просто человек, но человек как система и мир как система, образующие общую суперсистему. В этом супермультиплёте запечатлевается меняющаяся мозаика взаимодействия всех сил системы и их совокупное действие отражено в каждой точке этого онтологического объекта и одновременно познавательного поля.
Объединяя все средства познания, эзотерическая философия выступает как своего рода космологический структурализм, включая науки обо всех планах и уровнях бытия и давая организационную основу для знаний и объединения их в одно целое. Это позволяет охватить все уровни и планы мира, объясняя их причины, связи, иерархию, утверждая смысл и гармонию их сложных отношений, образующих устройство мира и определяющих его развитие. Отдельные срезы бытия представлены в разработках конкретных наук: герметического цикла, включающего астрологию, нумерологию, алхимию и др.
Эзотерическая онтология основывается на отчетливо проводимой идее порядка, который гносеологически обосновывается и аксиологически выстраивается как условие существования мира в качестве единого целого. Это — первое важное проникновение в культуру идеи порядка как конструктивной ценности, противостоящей хаосу и ведущей к гармонии. Позднее эта линия будет развита в идеях Вл. Соловьева, Флоренского, Тейяра де Шардена, В.И.Вернадского, научно обоснована в теории Пригожина. Сама гармония мира при этом предстает как совершенство его выражения в организации и иерархии смыслов и значений и возможна лишь в целостности и единстве мира, т.е. в единстве как его идеи, так и формы реализации.
Единство мира предполагает моногенизм всех его форм, исходящих из единой основы, как бы прорастающих из общего корня, обусловившего единую импульсную волну формообразования. Это определило и то, что посвященные в эзотерическое знание всегда проповедовали единобожие, и этот мотив присутствовал в том или ином замаскированном виде в сюжетах мистерий и образов богов разных культур. И даже если в экзотерических религиях жрецы проповедовали культы птицеголового или шакалоголового (Египет), слоноголового (Индия) богов, то в высших своих посвящениях жрецы приобщались к культу Единого Бога, символизирующего единое начало, единый принцип мира.
Таким образом, Бог как неразделимая и непроявимая сущность имеет своим числом Единицу. Великая Единица может действовать в мире, проявившись через творческую Диаду. Будучи не проявлен, Бог абсолютно свободен, однако и не имеет опоры для своей деятельности. Проявившись, он приобретает форму, становящуюся отправной точкой и программой функционирования в мире. С момента своего проявления Бог двойствен. Это одновременно и Божественный Супруг и Божественная Супруга: два направления вселенского движения, две его стороны и формы. Творящее свойство Диады вызывает к жизни Вселенную. Это — видимое раскрытие Бога в пространстве и времени.
Проявленный мир — тройствен в своей структуре, все многообразие форм проявления укладывается в эту троичность. Сам мир — тройственность духа, души и тела Бога. В соответствии с этим существуют три плана бытия: мир природы, мир человека, мир божественный. Отражение порядка мира — в структуре и самого человека, также имеющего тело, душу, дух. Закон тройственности — закон вещей и истинный ключ жизни, он управляет строением мира и его планов. В основе же движения, эволюции лежит закон семетричности. Мир имеет семь небес; человеческая эволюция проходит на протяжении семи планетных циклов. Эволюция и жизнедеятельность человека управляется семью жизненными центрами — чакрами, каждая из которых, в свою очередь, соотносима с определённым уровнем бытия.
Отражение этих общих представлений наблюдается в символах всех мифологических и религиозных построений. Прежде всего тройственна организация образа самих богов. В христианстве это Святая Троица, являющая три ипостаси Единого Бога. В индуизме это Тримурти, как триада главных мужских (Брама-Кришна-Шива) и женских (Сарасвати-Лакшми-Кали) божеств, при этом каждая пара, олицетворяя единство ян и инь, символизирует и определённое качество или сторону мира. Что касается магической семерки, то она присутствует везде, где прослеживается или разворачивается организация всякого процесса движения и развития (семь гномов, семь богатырей и т.п. как отражение последовательности этапов проявления, становления).
Чтобы понять происхождение, причину и место добра и зла, духовный взор должен видеть три мира, а не один: темный мир материи и животного начала, где царит Судьба; светлый мир Духа, где царит божеств, закон и действует Провидение; и между ними — в полутьме, но в устремленности к свету — мир человека, основанием своим погруженный в мир материальной природы, а вершинами касающийся сияющих врат божеств, мира. И только с познанием добра и зла, в их причинах и обусловленности человек может стать действительно свободным и нравственным.
Сама последовательность развертывания бытия мира, отображенная в эзотерической модели, объясняет существование зла без сомнительного противопоставления фигуре Бога темной фигуры дьявола, который непонятно кем сотворен, если следовать внешнему сюжету библейской истории. В эзотерической модели творения на этапе воплощения Идеи в материальных формах явленного мира в процесс ее опредмечивания вкрадываются неточности и искажения первонач. замысла. Это происходит из-за грубости и негибкости материи, которая не может полностью и адекватно оформить исходную идею. Именно несовершенство материи становится первым источником зла, вторгшегося в мир на этапе его становления при переходе из неявленного состояния в явленное.
Включение же человека в структуру мира (а не противопоставление его как активного субъекта миру как пассивному объекту) не только дает ему ощущение своей неотрывности от него (человек не может нести миру зло, ибо сам есть его часть, форма его бытия), но и позволяет ясно и наглядно обозначить направление развития мира, а следовательно, место и предназначение человека. Понимание природы добра и зла, формы их воплощения на разных уровнях и в разных порядках мира делает человека более свободным и более сведущим в определении цели и смысла собств. жизни. Узловые моменты эзотерической модели мира интерпретируются, обыгрываются, просматриваются во всех культурных схемах, описаниях, построениях, имеющих человечески общезначимый характер. Адекватно понять всю полноту их смысла можно часто только на основе знакомства с эзотерической философией. Эта устойчивая модель, определяющая ощущение человеком своего нахождения и места в мире, являет ему всю меру ответственности человека за свое бытие, показывает, что суть вечные ценности, помогает преодолеть фрагментарность представлений о мире, ощущение своей случайности, маргинальности в нем. Человек — деятель мира, устрояющий его на уровне своей структуры, своей функции, своей необходимости в мире. Человек несет ответственность за ненарушение гармонии этого сложного строя связей, в который он включен и который живет в безусловном подсознательном знании, имманентном природе человека.
РЕЛИГИЯ И ЭЗОТЕРИКА
Религии отличаются одна от другой – у каждой есть свои собственные боги, священные книги, молитвы, ритуалы, святые места и храмы, а также многочисленные правила, по которым должны жить верующие. То, что в одной религии признаётся добродетелью, в другой может считаться грехом. Например, убийство коровы для индуиста более тяжелый грех, чем убийство простого человека, в то время как в некоторых других религиях на праздники принято резать коров. В синагогу и мечеть запрещается входить с непокрытой головой, а в православном храме мужчинам нельзя находиться в головном уборе. В иудаизме не разрешается упоминать имя Господа напрасно, а в индуизме считают: чем чаще произносить имена богов, тем лучше. Для мусульман выпить вина – это грех, а христиане причащаются вином в храмах. Отдельные различия между некоторыми религиями кажутся прямо противоположными, и таких примеров сотни.
Чтобы узнать что общего у всех религий необходимо посмотреть, как «устроена» каждая религия, что она из себя представляет. Каждую религию отличают особое мировоззрение и культ. Культ, или культовая практика подразумевает конкретные действия верующего. Мировоззрение, или мировосприятие, включает в себя представления об окружающем мире и самом человеке. Самое важное в религиозном мировоззрении – это представления о сверхъестественном, потустороннем, которые есть в любой религии.
Важно подчеркнуть, что основатели любой религии говорили только о том, что было для них реальностью, результатом их собственного опыта. Они обладали не верой в то, о чём говорили, а прямым знанием этого. Прямое знание является результатом непосредственного восприятия. Точно так же зрячий человек знает о существовании солнца потому, что сам видит его, в то время как слепой может только верить в его существование со слов зрячего.
Поэтому в
каждой религии обязателен элемент
веры и как следствие –