Понятие «культура». Основные подходы к пониманию культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 12:12, контрольная работа

Описание работы

Историко-этнографический - Англия 1871г - Э.Б.Тайлор "Первобытная культура", Г. Спенсер - Первые попытки сделать культуру предметом научного изучения, основанного на сборе и анализе эмпирических данных, предпринимались в рамках этнографии (или, как ее называют сейчас, этнологии). Именно этнография предстает как наиболее значительная и, пожалуй, наиболее существенная часть современного культурологического знания, как его антропологическая ветвь.
Э. Тайлор определял культуру как сложное целое, которое слагается "из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества".

Файлы: 1 файл

1.docx

— 18.52 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФАОГОУ ВПО  «Уральский федеральный университет

имени первого  Президента России Б.Н. Ельцина»

УралЭНИН

Кафедра АЭС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 1

по культурологии

 

Тема:

Понятие «культура». Основные подходы к пониманию  культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы ЭН-130102

Городилов Ю.Е.

 

Проверил:

доцент кафедры  КиД,

к. филос. наук Булатова А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

Подходы к пониманию культуры (культурологические школы)

 

Подход (название)

Время и место возникновения

Основные представители, наиболее  значимые работы (краткая характеристика)

Особенности данного подхода к  пониманию культуры

Определение культуры

1

Историко-этнографический

Ангрлия 1871г

Э.Б.Тайлор "Первобытная культура",

Г. Спенсер

Первые попытки сделать культуру предметом научного изучения, основанного  на сборе и анализе эмпирических данных, предпринимались в рамках этнографии (или, как ее называют сейчас, этнологии). Именно этнография предстает  как наиболее значительная и, пожалуй, наиболее существенная часть современного культурологического знания, как  его антропологическая ветвь

Э. Тайлор определял культуру как сложное целое, которое слагается "из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества"

2

Философско-исторический

в 17-18 вв

И. Гердер

"Идеи к  философии истории человечества" (Т. 1-4, 1784-1791)

Философско-исторический подход к исследованию феномена культуры претендует на то, чтобы  раскрыть механизмы порождения, возникновения  самой человеческой истории. Человек  каким-то непостижимым путем делает скачок от животного к самому себе, от природы к истории. Ответить на эти вопросы, разгадать их - задача философии истории.

Культура рассматривается как путь к разуму, порядку и как нескончаемое стремление к совершенствованию человека

3

Символический

197х года

Ю. М.Лотман

Некоторые элементы природы, окружающего мира приобретая особый этнический смысл, становятся символами народов: белоствольная березка, щи да каша, самовар, лапти, сарафан - для русских; овсянка и легенды о привидениях в замках - для англичан; спагетти - для итальянцев; пиво и колбаса - для немцев и т.д.

Культура - это «символическая вселенная»

4

Деятельностный

Середина 19 века

 К. Маркс,

 Ф. Энгельс

«Экономическо-философские рукописи 1844г.»

Человек рассматривается как деятельное существо, соединяющее активно-творческое и предметное измерение деятельности.

Культура – есть результат и  способ человеческой деятельности

5

Психоанализ

19-20вв

З.Фрейд

"Психоанализ"

• впервые рассмотрено бессознательное не как онтологическая

характеристика действительности (в духе А. Шопенгауэра или Ф. Ницше), а как 

самостоятельная психическая реальность, равнозначная объективной реальности;

•  указано на наличие смысла у бессознательных процессов, создана 

феноменология бессознательного ради уяснения его роли, функций, значимости в 

жизни человека;

• рассмотрено внутреннее строение бессознательного, его динамика,

а также создана пространственная модель: Оно, Я, Сверх-Я;

• поставлен вопрос, как можно  познать бессознательное, и выяснено,

что говорить о нем можно только на языке сознания; психоаналитическая

процедура - беседа, в которой участвуют  слова-символы;

• создана «археология человеческой психики»; для объяснения

сегодняшних проблем человека нужно  обращаться к его далекому прошлому — 

раннему детству; источником бессознательных  содержаний считаются в первую

очередь инфантильные впечатления;

• в рамках своей концепции Фрейд  выяснял механизмы, при помощи

которых бессознательное участвует  в мире становления и развития культуры.

культура обретает статус бытийности как система проекций энергии, возникающих как реагирование на запреты.


Список литературы:

 

  1. http://business.polbu.ru/sidorina_crisis/ch04_ii.html
  2. http://ctl.tpu.ru/files/teoria1.htm
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D1%82%D0%BC%D0%B0%D0%BD,_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#.D0.9E.D1.81.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BE.D1.82.D1.8B
  4. http://www.i-univer.com/?p=205
  5. http://www.libma.ru/kulturologija/kulturologija_shpargalka/p9.php
  6. http://yanko.lib.ru/books/cultur/drach-2003=culturology.pdf
  7. Лекционная тетрадь.

             (дата обращения 15.11.13)


Информация о работе Понятие «культура». Основные подходы к пониманию культуры