Понятие «культуры» и «цивилизации» в истории философского анализа культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:35, реферат

Описание работы

Термины «культура» и «цивилизация» существуют с античных времен и если первый из них «культура» означает обработку, возделывание, переработку чего-либо, то второй «цивилизация» говорит, в первую очередь, о гражданственности, о том, что человек является цивилизованным, полноправные гражданином, членом своего государства.

Файлы: 1 файл

Эссе культурология.docx

— 24.69 Кб (Скачать файл)

Понятие «культуры» и «цивилизации» в истории 

философского  анализа культуры

 

Термины «культура» и «цивилизация»  существуют с античных времен и если первый из них «культура» означает обработку, возделывание, переработку  чего-либо, то второй «цивилизация»  говорит, в первую очередь, о гражданственности, о том, что человек является цивилизованным, полноправные гражданином, членом своего государства. С XVIII века вопрос о соотнесенности понятий «культура» и. «цивилизация» становится объектом острых споров, это был период, когда в странах Европы к власти начало приходить третье сословие (буржуазия), когда европейские государства создавали и укрепляли свои колониальные владения во всем мире и стремились идеологически обосновать свои притязания на чужие земли «цивилизаторской» миссией культурных народов по отношению к нецивилизованным «дикарям». Современные культурологи считают, что все народы имеют культуру, нет и не может быть «некультурных» народов, однако каждому народу присуща своя, уникальная и неповторимая культура, нетождественная другим народам, но совпадающая с ними по многим значимым параметрам.

Культура и цивилизация - многие употребляют эти термины  как синонимы. Сегодня преобладает  точка зрения, что культура старше цивилизации.

Цивилизация возникла в ходе эволюции, когда был совершен переход  от присваивающего хозяйства (собирательство и охота) к производящему (земледелие и скотоводство).

Наиболее важными признаками цивилизации принято считать: образование  государства, возникновение письменности, отделение земледелия от ремесла, расслоение общества на классы, появление городов, различного рода технологий, с помощью  которых общество устанавливает  отношения с природой.

 Бытует и такой взгляд: цивилизация — это материальная  культура, а собственно культура  — это преимущественно духовные  и нравственные начала. С этих  позиций утверждается, что в современном  обществе цивилизация все больше  преобладает над культурой.

Развитие культуры и цивилизации  неразрывно связано: вне духовных ценностей, созданных в процессе культурной деятельности людей, не может сложиться  и цивилизационная общность.

Некоторые исследователи  полностью отождествляют культуру и цивилизацию. Такая точка зрения зародилась еще в эпоху Просвещения, когда Вольтер, Тюрго рассматривали  культуру прежде всего как развитие разума. При этом «культурность», «цивилизованность» нации или страны противопоставлялись «дикости» и «варварству» первобытных народов.

Есть и другая точка  зрения. Согласно ей, культура представляется вместилищем всего лучшего в  человеке, а цивилизация связывается  только со стандартизированным массовым производством. Так, немецкий философ  О. Шпенглер (1880—1936) выделил восемь культур. Каждая из них проходит за период своего существования ряд стадий и, умирая, превращается в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества, героических деяний; подлинное искусство оказывается не нужным, торжествует механическая работа. Сторонники такого подхода отрицали взаимосвязь и преемственность в развитии культуры.

Русский ученый П.А. Сорокин (1889—1968) создал оригинальную концепцию  социологии культуры, считая, что подлинной  причиной и условием закономерного  развития общества или «мира социума» является существование, мира ценностей, значений чистых культурных систем. Человек  является носителем системы ценностей, а значит, представляет собой и  определенный тип культуры. По мнению П. Сорокина каждый тип культуры определяется социальной системой, культурными системами  общества и самим человеком, носителем  культурных значений. Тип культуры раскрывается в представлениях людей  о природе существующего реального  мира, о природе и существе их потребностей, и о возможных методах  их удовлетворения. Эти представления  характеризуют, и три главных  типа культуры — чувственный, идеациональный и идеалистический. Первый из них, чувственный тип культуры, основывается на чувственном восприятии мира человеком, который и является основным определителем социокультурных процессов.

С точки зрения Сорокина, современная чувственная культура находится под знаком неизбежного  краха и кризиса. Идеациональный тип культуры, по мнению ученого, представляет собой господство рационального мышления, и он характеризует разные народы в определенные периоды их развития. Этот тип культуры, считает Сорокин, особенно характерен для стран Западной Европы. И, наконец, третьим типом культуры является идеалистический тип, для которого характерно господство интуитивных форм познания мира.

Если для мира современной культуры характерны увлечение наукой и господство материализма, то в будущем человечество должно отойти от этих ценностей и создать новый тип социокультурных процессов, основанных на ценностях религии и творческого альтруизма.

Особый интерес вызывает вопрос о причинах возникновения  той или иной цивилизации. Достаточно распространенной является точка зрения, объясняющая существование той  или иной цивилизации мистически, с позиций религиозного сознания. Так, например, объясняются богоизбранность народа «колена израилева» или мессианская роль русского народа в борьбе за сохранение христианской культуры. Немалое количество исследователей разделяют точку зрения представителей географического детерминизма, считающих, что решающее воздействие на характер цивилизации и ее особенности оказывают географические условия существования того или иного народа. В этом смысле примечательно название книги Льва Ильича Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки», в которой подчеркивается мысль о неразрывной связи особенностей развития общества с физико-географической средой обитания, и влияние этой среды на формы кооперации людей, постепенно изменяющих природу.

Огромен и неоднозначен интерес  обществоведов всего мира к проблемам  культуры, важно понять, что в исследовании культуры господствуют терпимость (толерантность) и плюрализм (множество разных подходов), они обеспечивают плодотворное развитие самых разнообразных точек зрения на культуру, от чего в целом выигрывают и наука о культуре и сами культурные процессы современности.

В заключение хочу подчеркнуть, что понятие «цивилизация» очень широко используется сегодня, и не только в научной литературе, посвященной изучению всемирной истории. Политики, социологи, журналисты, обращаясь к проблемам современности, часто и много рассуждают о цивилизационном своеобразии нашего мира и его перспективах. Лучшему осмыслению общественных явлений будет способствовать сближение локально-цивилизационного и стадиально-цивилизационного подходов, а также использование оправдавших себя черт формационного анализа.

Знание проблемы цивилизации  поможет понять сближение культур  Запада и Востока, Севера и Юга, Азии, Африки, Европы, Латинской Америки. Ведь это сближение - реальный процесс, который приобрел огромное практическое значение для всего мира и для  каждого человека. Сотни тысяч  людей мигрируют, оказываясь в новых  системах ценностей, которыми им предстоит  овладеть. И вопрос о способе овладения материальными и духовными ценностями другого народа - далеко не праздный вопрос.

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Белов А. К. Философия естественной природы (метафизика для физиков и математиков) – Москва: Спутник+, 2011
  2. Культурология: Учебник под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана – Высшее образование, 2005
  3. Спиркин А. Г. Философия учебник для бакалавров – Москва: Юрайт, 2011
  4. Шаповалов В. Ф. Философия. Общение. Человек: прошлое и настоящее – Москва: Амрита-Русь, 2011
  5. Интернет-ресурс «ВикипедиЯ.Свободная энциклопедия» http://ru.wikipedia.org/

 

 

 

 


Информация о работе Понятие «культуры» и «цивилизации» в истории философского анализа культуры