Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:35, реферат
Термины «культура» и «цивилизация» существуют с античных времен и если первый из них «культура» означает обработку, возделывание, переработку чего-либо, то второй «цивилизация» говорит, в первую очередь, о гражданственности, о том, что человек является цивилизованным, полноправные гражданином, членом своего государства.
Понятие «культуры» и «цивилизации» в истории
философского анализа культуры
Термины «культура» и «цивилизация» существуют с античных времен и если первый из них «культура» означает обработку, возделывание, переработку чего-либо, то второй «цивилизация» говорит, в первую очередь, о гражданственности, о том, что человек является цивилизованным, полноправные гражданином, членом своего государства. С XVIII века вопрос о соотнесенности понятий «культура» и. «цивилизация» становится объектом острых споров, это был период, когда в странах Европы к власти начало приходить третье сословие (буржуазия), когда европейские государства создавали и укрепляли свои колониальные владения во всем мире и стремились идеологически обосновать свои притязания на чужие земли «цивилизаторской» миссией культурных народов по отношению к нецивилизованным «дикарям». Современные культурологи считают, что все народы имеют культуру, нет и не может быть «некультурных» народов, однако каждому народу присуща своя, уникальная и неповторимая культура, нетождественная другим народам, но совпадающая с ними по многим значимым параметрам.
Культура и цивилизация - многие употребляют эти термины как синонимы. Сегодня преобладает точка зрения, что культура старше цивилизации.
Цивилизация возникла в ходе эволюции, когда был совершен переход от присваивающего хозяйства (собирательство и охота) к производящему (земледелие и скотоводство).
Наиболее важными признаками цивилизации принято считать: образование государства, возникновение письменности, отделение земледелия от ремесла, расслоение общества на классы, появление городов, различного рода технологий, с помощью которых общество устанавливает отношения с природой.
Бытует и такой взгляд:
цивилизация — это
Развитие культуры и цивилизации неразрывно связано: вне духовных ценностей, созданных в процессе культурной деятельности людей, не может сложиться и цивилизационная общность.
Некоторые исследователи
полностью отождествляют
Есть и другая точка зрения. Согласно ей, культура представляется вместилищем всего лучшего в человеке, а цивилизация связывается только со стандартизированным массовым производством. Так, немецкий философ О. Шпенглер (1880—1936) выделил восемь культур. Каждая из них проходит за период своего существования ряд стадий и, умирая, превращается в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества, героических деяний; подлинное искусство оказывается не нужным, торжествует механическая работа. Сторонники такого подхода отрицали взаимосвязь и преемственность в развитии культуры.
Русский ученый П.А. Сорокин
(1889—1968) создал оригинальную концепцию
социологии культуры, считая, что подлинной
причиной и условием закономерного
развития общества или «мира социума»
является существование, мира ценностей,
значений чистых культурных систем. Человек
является носителем системы ценностей,
а значит, представляет собой и
определенный тип культуры. По мнению
П. Сорокина каждый тип культуры определяется
социальной системой, культурными системами
общества и самим человеком, носителем
культурных значений. Тип культуры
раскрывается в представлениях людей
о природе существующего
С точки зрения Сорокина,
современная чувственная
Если для мира современной культуры характерны увлечение наукой и господство материализма, то в будущем человечество должно отойти от этих ценностей и создать новый тип социокультурных процессов, основанных на ценностях религии и творческого альтруизма.
Особый интерес вызывает вопрос о причинах возникновения той или иной цивилизации. Достаточно распространенной является точка зрения, объясняющая существование той или иной цивилизации мистически, с позиций религиозного сознания. Так, например, объясняются богоизбранность народа «колена израилева» или мессианская роль русского народа в борьбе за сохранение христианской культуры. Немалое количество исследователей разделяют точку зрения представителей географического детерминизма, считающих, что решающее воздействие на характер цивилизации и ее особенности оказывают географические условия существования того или иного народа. В этом смысле примечательно название книги Льва Ильича Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки», в которой подчеркивается мысль о неразрывной связи особенностей развития общества с физико-географической средой обитания, и влияние этой среды на формы кооперации людей, постепенно изменяющих природу.
Огромен и неоднозначен интерес обществоведов всего мира к проблемам культуры, важно понять, что в исследовании культуры господствуют терпимость (толерантность) и плюрализм (множество разных подходов), они обеспечивают плодотворное развитие самых разнообразных точек зрения на культуру, от чего в целом выигрывают и наука о культуре и сами культурные процессы современности.
В заключение хочу подчеркнуть, что понятие «цивилизация» очень широко используется сегодня, и не только в научной литературе, посвященной изучению всемирной истории. Политики, социологи, журналисты, обращаясь к проблемам современности, часто и много рассуждают о цивилизационном своеобразии нашего мира и его перспективах. Лучшему осмыслению общественных явлений будет способствовать сближение локально-цивилизационного и стадиально-цивилизационного подходов, а также использование оправдавших себя черт формационного анализа.
Знание проблемы цивилизации поможет понять сближение культур Запада и Востока, Севера и Юга, Азии, Африки, Европы, Латинской Америки. Ведь это сближение - реальный процесс, который приобрел огромное практическое значение для всего мира и для каждого человека. Сотни тысяч людей мигрируют, оказываясь в новых системах ценностей, которыми им предстоит овладеть. И вопрос о способе овладения материальными и духовными ценностями другого народа - далеко не праздный вопрос.
Список использованной литературы:
Информация о работе Понятие «культуры» и «цивилизации» в истории философского анализа культуры