Понятие культуры повседневности и его составляющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 18:55, контрольная работа

Описание работы

Культура (лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражение и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Файлы: 1 файл

Понятие культуры повседневности.docx

— 32.70 Кб (Скачать файл)

Введение

 

      Культура (лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражение и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

 

1.Понятие культуры повседневности и его составляющие

Подобно тому, как повседневность — это жизнь в целом и ее реалии, так и культура повседневности — это культура во всем многообразии ее жизненных проявлений. Это то, во что погружен человек, где он живет,  как живет, мыслит, ведет себя и т.п.

Культуру повседневности можно понимать как универсальный способ человеческого существования,  имеющего свои пространственно-временные границы,  как форму организации повседневной жизни и деятельности человека, так как только труд, деятельность как таковая являются непременным условием его бытия.

Повседневная культура человека проявляется через особенности его деятельности, сознания и поведения, а также через вещи, предметы,  произведения искусства и художественного ремесла, окружающие его,  орудия его труда, языковые особенности речи, характеризующие этого человека или группу людей, общество в целом.

Повседневная культура —  это важнейшее условие человеческой жизнедеятельности, это организация человеческих взаимоотношений,  их, так сказать, неформальная институциализация. И к какой бы сфере жизнедеятельности общества мы ни обратились -  везде первостепенное значение приобретает общая повседневная культура человека. Это и культура его труда и производства, культура дискуссий и политическая культура, культура общения и поведения. Было признано,  что само понятие культуры контекстуально.  Многое в его понимании зависит от того,  каково его место в контексте, в какое смысловое поле оно включено, в какой понятийной системе функционирует и на какую познавательную цель ориентируется.  Встретив термин  «культура»,  стоит прежде всего выявить его наполнение,  и определить,  к какой сфере деятельности или знания оно относится.

Во всех случаях культура повседневности — это жизненный опыт человека. Культура повседневности представляет собой образ жизни и мышления людей данной социальной общности и исторической эпохи. Она складывается из нравов, обычаев, верований, привычек сознания и поведения, способов мировосприятия и картины мира в целом, ставших коллективным достоянием целых классов, сословий, наций в целом на определенном этапе их исторического развития.

 2.История повседневности – отрасль исторического знания

     Повседневность с развитием гуманитарного знания становиться актуальной научной проблемой. Это свидетельствует о том, что в обществе возникла потребность в осмыслении обыденной сферы человеческой действительности, которая является ценностью гуманитарного знания, культуры и всей современной науки.

      Обыденная  культура - владение обычаями повседневной  жизни социальной и национальной  среды, в которой человек проживает. То же, что повседневная культура. Проблему обыденной культуры  и повседневной реальности ставили  философы-прагматисты (У. Джеме), философы-неопозитивисты (Л. Витгенштейн), социологи М. Вебер и Дж. Мид, А. Щюц и Г. Гарфинкель. В отечественной культурологии эта проблема получила развитие в трудах М. М. Бахтина, Б. Ф. Поршнева, А. Я. Гуревича, Ю. М. Лотмана. Обыденная культура — это культура, не получившая институционального закрепления; часть повседневной реальности, совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни. Она ограничена своим домом, районом, городом, своей территорией, межличностными отношениями. Такова сфера ближайшего окружения, первичных агентов социализации, первичных малых групп. Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Человек осваивает ее с первых дней жизни — в семье, в общении с друзьями. Через тесные спонтанные контакты он овладевает теми навыками, знаниями и стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре. Обыденная культура — сфера общепонятных знаний и общедоступных навыков, полученные благодаря трем источникам: общению в малой группе (семья, ровесники, родня), обучению в школе и получению общего образования, средствам массовой информации. Социальным пространством для проявления обыденной культуры становятся приватное пространство (квартира), публичные места (студенческое общежитие, завод, транспорт, театр, музей, химчистка, очередь, улица, подъезд, школа и т.п.).

История повседневности – отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в ее историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах. В центре внимания истории повседневности – «реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного жизненного мира », комплексное исследование этой реальности (жизненного мира) людей разных социальных слоев, их поведения и эмоциональных реакций на события.  
Возникновение истории повседневности как самостоятельной отрасли изучения прошлого – одна из составляющих «историко-антропологического поворота», начавшегося в гуманитарных науках конце шестидесятых годов двадцатого века.

При изучении культуры повседневности важно выделить две группы источников:

I. Материалы, дающие сведения  о реалиях культуры повседневности:

  • Природные, градостроительные и др. источники — естественная и искусственно созданная среда обитания (рельеф, климат, флора, фауна, поселения разного типа, коммуникации).

Массовые (демографические) источники — документы, регистрирующие рождение, браки, разводы, смерть; удостоверения личности разного рода, членские билеты и др.

  • Вещественные источники — здания (внешний вид, планировка помещений), мебель, предметы убранства интерьера, посуда, одежда, бытовые вещи, детские игрушки (зачастую представляют реалии “взрослой жизни”, не дошедшие в оригинале).

  • Изобразительные источники — рисунок, живопись, гравюра, фотография, хроника, документальное кино, телевизионные программы.

  • Описи вещей, описания музейных коллекций и собраний, архитектурные проекты, планы городов, карты, официальные отчеты, статистика, материалы обществ и комиссий по изучению быта и т.д.

  • Объявления, афиши, обертки, театральные и концертные программы, плакаты, меню, открытки и т.д. (Являются одновременно и вещественными источниками, и письменными).

  • Письменные источники. Нормативные издания и руководства, в т.ч. иллюстрированные (правила хорошего тона, объяснения правил разного рода игр, учебники, словари, письмовники, разговорники, сонники, кулинарные книги, модные журналы, каталоги и т.д.)

II. Материалы, представляющие  наряду с реалиями культуры  повседневности контекст их восприятия:

  • Источники личного происхождения — дневники, переписка, мемуары.

  • Художественная литература.

  • Публицистика.

  • Пословицы, поговорки, анекдоты.

  • Карикатура.

  • Художественное кино.

 

НАПРАВЛЕНИЯ:

1.Историческая антропология

Историческая антропология объединяет в себе изучение менталитета, материальной жизни, повседневности вокруг понятия антропологии (в том числе — изучение тела, жестов, устного слова, ритуала, символики и т.д.). Сущностными чертами исторической антропологии, по П. Берку, можно назвать следующие:

· фокусирование внимание историка на конкретных антропологических объектах изучения;

· ими, как правило, выступают "малые сообщества" (небольшие социумы, выделяемые по разным критериям, но, главное, позволяющие в своих рамках всестороннее показать роль человека);

· социальные взаимодействия в данных социумах описываются в терминах, обозначающих нормы и категории самих этих социумов;

· при этом большое внимание уделяется символизму повседневной жизни: обыденным ритуалам, рутине, манере одеваться, есть, общаться друг с другом, жестам и т.д.

Основоположником исторической антропологии как особого подхода традиционно считается, как уже отмечалось выше, Марк Блок и особенно его труд "Короли-чудотворцы", вышедший в 1924 г. Однако ее развитие началось позже, с 1960-х — 70-х гг. гг., прежде всего, как показал Ж. Дюби, под влиянием успехов социальной антропологии (исследования К. Леви-Строса и др.). Свой вклад в него внесли историки разных стран, прежде всего — Ф. Арьес, М. Вовель, Р. Дарнтон, К. Томас, П. Берк, А. Макфарлейн и др.

2. История частной жизни (история семьи, история повседневности)

В западной науке данное направление развивается с 1980-х гг. Рассматриваемое течение выросло из возникшей на Западе в 1960-е гг. истории семьи. Ее представители изучают историю домохозяйства, внутрисемейные отношения, демографические показатели внутри семьи, ее взаимодействие с окружающей средой. Особую роль здесь играют исследования, связанные с женщиной (от рождения до брака, смерти, домашней жизни). Из "женских" исследований выросло особое направление гендерная история .

3. Гендерная история (как пол человека связан с его социальной реализацией в ходе исторического процесса).

4. Микроистория — направление, сторонники которого исследуют историю через всестороннее воссоздание жизни одного из "незнаменитых", и в то же время в чем-то нетривиальных представителей того или иного социального слоя.

Заключение

      Понятие «повседневность» занимает все большее место в современных исследованиях культуры. Появляются многочисленные издания, посвященные исследованию повседневной жизни различных культурных общностей в различные исторические эпохи, причем этот аспект человеческого существования привлекает к себе большое внимание, перестав считаться вторичным или малозначительным, как это было в традиционных исследованиях по истории культуры или искусства.

Интерес к повседневности связан с общим изменением отношения  к культуре в ХХ веке, она начинает восприниматься как весь мир созданного человеком, без жесткой ценностной иерархии. В результате в орбиту исследователя попадает масса культурных объектов, которые ранее просто не считались достойными изучения и серьезного исследования, к примеру, вся область популярной культуры, которая стала предметом серьезных научных исследований лишь в первой половине ХХ века. Возникает своеобразная мода на изучение повседневности в самых разных дисциплинах – истории, социологии, культурологии. Исследователи ставят самые разнообразные вопросы, касающиеся повседневности и ее культуры.

Среди проблем, наиболее часто ставящихся в исследованиях повседневности, можно выделить следующие:

  • Что такое повседневная жизнь? Каковы ее основные качества, свойства?
  • Каким образом повседневная жизнь трансформируется в условиях современности и постсовременности?
  • Каковы основные интеллектуальные традиции в исследовании повседневности? В какой степени эти традиции находятся под влиянием этнокультурного контекста их производства?
  • Каковы этические и эстетические качества повседневной жизни? Являются ли они противоречащими друг другу или же пересекаются в определенных точках?
  • Каким образом исследование повседневной жизни создает новый тип отношения между теорией и практикой?

Информация о работе Понятие культуры повседневности и его составляющие