Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:20, реферат
Бытовой – использование в языке обыденной речи
На этом уровне понятие культура имеет оценочное значение и характеризует образец, эталон, стандарт поведения, внутренне присущий каждому человеку. Т.е. здесь здесь культура рассматривается как свойство человека в сфере общественного поведения, включающее в себя деликатность, тактичность по отношению к другому человеку. Нередко культура понимается как образованность, которая делает человека носителем качеств, которые им налагаются как культура.
Культуре невозможно дать одно определение, можно только показать, из чего она состоит.
Понятие культура используется на 3-х уровнях.
1. Бытовой – использование в языке обыденной речи
На этом уровне понятие культура имеет оценочное значение и характеризует образец, эталон, стандарт поведения, внутренне присущий каждому человеку. Т.е. здесь здесь культура рассматривается как свойство человека в сфере общественного поведения, включающее в себя деликатность, тактичность по отношению к другому человеку. Нередко культура понимается как образованность, которая делает человека носителем качеств, которые им налагаются как культура.
Другими словами – это то, что остается в человеке после того, как он забыл, чему его учили в школе.
2. Профессиональный язык. Культура представляется как характеристика в описательном смысле, т.е.как характеристика целого класса предметов и явлений.
3. Философский уровень. Культура выступает как категория. Это всеобщая форма философского мышления, характеризующая сущность бытия. С одной стороны, культура выступает как форма философского мышления, а с другой, философия является частью культуры.
Культура – это способ воздействия на человеческий ум, в связи с чем философия понимается как культура ума.
Существует 3 подхода к определению сущности культуры. 1) культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, 2) культура – это процесс творческой деятельности (духовное функционирование личности), 3) культура – способ специфической деятельности человека (культура как универсальное свойство людей, здесь она выступает объектом научного познания). Все эти 3 подхода объединены одной идеей о том, что культура – это деятельность, она целенаправленна и представляет собой сложное образование.
3 компонента культуры: 1)духовный или идейный – составляет внутреннее содержание культуры, наполнение идеями или ценностями; 2)деятельностный (преобразовательный) – благодаря которому культура – это то, что отличает человека от животных, человек имеет культуру, а животное инстинкт, человек творит и самосовершенствует себя, культура не деятельность, а способ деятельности; 3) результативный – культура выступает не в виде какой-либо деятельности, а в целом всего нашего быта, всех наших знаний, т.е. как накопительный опыт.
Культура оказывается
3.Типологии культуры
1) Период древнейшей культуры
– основной признак
2) Период античной культуры –
соотношение всех слоев
3)Древневосточная культура – не имела уравновешенности, присущей античности, в основу этого типа положена религия, поэтому в ней преобладают эстетические и нравственные ценности
4) Ренессансная культура (возрождение)
– присутствует познавательная
деятельность, которая выравнивает
все участки культуры. В культуре
ренессанса христианская
5)Эпоха нового времени (с17 по 18 века) – во время революций в Европе на первый план вышли нравственно-политические ценности, а другие направления деятельности отступили на задний план
6)Культура эпохи новейшего
7)Период 20 века – отличается
доминантой
Таким образом можно выделить 7
типов культуры: художественный, гармонический,
религиозный, естественнонаучный, социально-политический,научно-
6.
Многообразие проявлений культуры предопределяет множественность подходов и аспектов в методологии ее изучения. Наиболее полную картину о том или другом культурном феномене может дать только комплексный анализ, который интегрирует в себе как традиционные методы исследования – философский, социологический, аксиологический или ценностный, так и современные методы изучения культуры – психологический, семиотический, системно-структурный, информационный, статистический, математический и другие.
Философский метод способствует выявлению сущности наиболее общих закономерностей функционирования культуры как универсального способа бытия человека в мире.
Социологический метод позволяет определить взаимоотношения различных социальных слоев и групп в культуре, широко применяя для изучения культурных процессов многообразные социологические методики.
Аксиологический метод акцентирует внимание преимущественно на ценностных отношениях людей, рассматривая культуру как систему материальных, социальных и духовных ценностей.
Психологический метод обращает внимание на специфику восприятия, механизма закрепления и хранения в памяти общества или индивида культурных феноменов, их влияние на поведение человека.
Системно-структурный анализ позволяет обозначить все компоненты и отношения внутри системы культуры, выявить характер их взаимоотношений, проследить степень и качество взаимодействия.
Семиотический подход характеризует явления культуры со стороны их знаково-символической природы. Этот подход дает возможность проследить превращение реального культурного события, факта, предмета в знак, проанализировать его смысловое наполнение и пути превращения в символ.
Информационный метод рассматривает культурные явления как носители специфической информации, которая может быть определенным образом закодирована, например, в ритуальном обряде или церемонии, этикетных нормах, произведениях искусства.
При обращении к тому или
иному методу важно понимание
его специфичности и,
Все многообразие
7.
Философия культуры (культурфилософия) — это раздел философского знания, который связан с анализом культуры, ее сущности и значения в жизни человека а общества В истории философии особую остроту проблемы культуры приобретали в эпохи социальных кризисов, крутых исторических переломов, когда существенные изменения в самом бытии человека в культуры начинали основательно тревожить сознание общества. К культурфилософской проблематике обращались представители разных наук философии, истории, искусствоведения, этнографии, лингвистики, психологии и т. д — внося свой вклад в философию культуры, придавая ей особое своеобразие и направленность.
Развитие культурфилософской мысли XX века наиболее интенсивно происходило в рамках западной культуры так как именно здесь все явления "кризиса" проявились раньше и глубже. Кроме того, исторически сложившиеся традиции философского мышления явились предпосылкой нового этапа в развитии философий культуры, ее различных направлений и школ. При всем многообразии последних можно выделить некоторые общие характеристики западной культурфилософв” XX века.
Социология культуры изучает противоречивые тенденции и факторы, которые оказывают влияние на генезис культуры и общую картину культуры с точки зрения развития общества. Составляют это знание отдельные пласты сложных и зависящих друг от друга элементов: творческой деятельности и способов («технологий») деятельности людей; создание, сохранение, усвоение и трансляция идей, представлений, культурных ценностей; анализ культурных явлений и т.п.
В культурном контексте социологии изучает устойчивые и повторяющиеся формы отношений людей в рамках социальных общностей, динамику развития складывающихся культурных отношений, что позволяет судить о степени развития общественных отношений и культурном прогрессе либо же регрессе.
Культурная антропология
занимается изучением
8.
Мировая культура берет свое начало в первобытном обществе. Именно в этот период, около 40 тысяч лет назад, происходит становление «Человека разумного» (Homo Sapiens), как результата биологической эволюции, ее усложнения и видоизменения. Среди представителей Homo Sapiens начинает присутствовать индивидуальная вариативность поведения, которая была неизвестна животному миру. Функции врожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами) и преемственностью в поведении. В свою очередь программирование поведения человека начинает определять культура. Именно способность созидать «вторую природу» и культурные ценности и является исходным признаком первобытного сообщества, который характерен для Homo Sapiens.
Главной чертой первобытной культуры является ее синкретизм (греч. syncretis - соединение) т. е. нерасчлененная слитность человека и природы. Деятельность и сознание первобытных людей выражают данное отождествление со всем, что они видят вне себя: с растениями и животными, с водоемами и горами, с солнцем и звездами. Синкретизм проявлял себя и во взаимопроникновении художественно-образного познания мира и его религиозно-мистического истолкования.
Существует археологическая
- каменный век (40 - 4 тыс. до н. э.), который, в свою очередь, подразделяется на: древний - палеолит (40 - 12 тыс. до н. э.), характеризующийся примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, росписями пещер, рельефами и круглой пластикой; средний - мезолит (12 - 8 тыс. до н. э.), осуществивший переход к оседлому образу жизни, к разведению домашнего скота, использованию лука и стрел и создавший первые сюжетные живописные произведения; новый - неолит (8 - 4 тыс. до н. э.), утвердивший скотоводство и земледелие, усовершенствовавший технику обработки камня и повсеместно распространивший керамические изделия;
- бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.), отделивший ремесло от земледелия, усложнивший социальную систему и приведший к созданию первых классовых государств;
- железный век (1 тыс. до н. э.), динамизировавший неоднородное развитие мировой истории и культуры.
Главным условием начала культурного
процесса явился язык. Именно язык и
речь открывают путь не только к
самоопределению и
Первоструктурой морального сознания
древних людей выступает
9
Проблема соотношения религии и искусства очень важна как для атеистической теории, так и для практики атеистического воспитания.
Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа. Многие защитники религии утверждают, что она содействовала развитию искусства, оплодотворяла его своими идеями и образами. В этой связи встает вопрос о подлинном соотношении искусства и религии, о характере их взаимодействия в истории культуры.