Понятие культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:20, реферат

Описание работы

Бытовой – использование в языке обыденной речи
На этом уровне понятие культура имеет оценочное значение и характеризует образец, эталон, стандарт поведения, внутренне присущий каждому человеку. Т.е. здесь здесь культура рассматривается как свойство человека в сфере общественного поведения, включающее в себя деликатность, тактичность по отношению к другому человеку. Нередко культура понимается как образованность, которая делает человека носителем качеств, которые им налагаются как культура.

Файлы: 1 файл

ответы.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие культуры

Культуре невозможно дать одно определение, можно только показать, из чего она  состоит.

Понятие культура используется на 3-х уровнях.

1. Бытовой – использование в языке обыденной речи

На этом уровне понятие культура имеет оценочное значение и характеризует образец, эталон, стандарт поведения, внутренне присущий каждому человеку. Т.е. здесь здесь культура рассматривается как свойство человека в сфере общественного поведения, включающее в себя деликатность, тактичность по отношению к другому человеку. Нередко культура понимается как образованность, которая делает человека носителем качеств, которые им налагаются как культура.

Другими словами – это то, что  остается в человеке после того, как он забыл, чему его учили в  школе.

2. Профессиональный язык. Культура представляется как характеристика в описательном смысле, т.е.как характеристика целого класса предметов и явлений.

3. Философский уровень. Культура выступает как категория. Это всеобщая форма философского мышления, характеризующая сущность бытия. С одной стороны, культура выступает как форма философского мышления, а с другой, философия является частью культуры.

Культура – это способ воздействия  на человеческий ум, в связи с  чем философия понимается как  культура ума.

 

 

 

 

 

 

  1. Культура как система

Существует 3 подхода к определению  сущности культуры. 1) культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, 2) культура – это процесс творческой деятельности (духовное функционирование личности), 3) культура – способ специфической деятельности человека (культура как универсальное свойство людей, здесь она выступает объектом научного познания). Все эти 3 подхода объединены одной идеей о том, что культура – это деятельность, она целенаправленна и представляет собой сложное образование.

3 компонента культуры: 1)духовный или идейный – составляет внутреннее содержание культуры, наполнение идеями или ценностями; 2)деятельностный (преобразовательный) – благодаря которому культура – это то, что отличает человека от животных, человек имеет культуру, а животное инстинкт, человек творит и самосовершенствует себя, культура не деятельность, а способ деятельности; 3) результативный – культура выступает не в виде какой-либо деятельности, а в целом всего нашего быта, всех наших знаний, т.е. как накопительный опыт.

Культура оказывается механизмом скрещивания, интегрирования, синтезирования природных и социальных факторов в истории человеческого рода. Таким образом, культура выступает  в качестве определенных ценностей, созданных на основе специфических способов производства и фиксируемых в результате человеческой деятельности, вследствие чего сложились различные типы культур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Типологии культуры

1) Период древнейшей культуры  – основной признак художественный, т.к. в основе лежит мифология, как переработка осознания бытия. Культура первобытного человека была насыщена художественной деятельностью.

2) Период античной культуры –  соотношение всех слоев культуры(идейные,  преобразовательные, результативные), культура была пропорциональна и систематизирована (присутствует языческое содержание, характерны гуманитарно- философские направления)

3)Древневосточная культура –  не имела уравновешенности, присущей  античности, в основу этого типа  положена религия, поэтому в  ней преобладают эстетические и нравственные ценности

4) Ренессансная культура (возрождение)  – присутствует познавательная  деятельность, которая выравнивает  все участки культуры. В культуре  ренессанса христианская основа, для нее характерны естественнонаучные  направления.

5)Эпоха нового времени (с17 по 18 века) – во время революций в Европе на первый план вышли нравственно-политические ценности, а другие направления деятельности отступили на задний план

6)Культура эпохи новейшего времени(с19 века) – в 19 веке произошел  сдвиг культурной доминанты, основное место заняла научно-познавательная деятельность.

7)Период 20 века – отличается  доминантой преобразовательного  вида человеческой деятельности. Другие формы культуры подчиняются  этой деятельности.

Таким образом можно выделить 7 типов культуры: художественный, гармонический, религиозный, естественнонаучный, социально-политический,научно-познавательный, преобразовательный. Изменение типов культуры связано с изменением содержания и видов человеческой деятельности, которые в свою очередь зависят от субъекта культуры(субъект культуры разномасштабен, это может быть и человечество, и социум, и человек), в связи с чем и культура имеет разные масштабы. Она способна модифицироваться, она имеет историю, что характеризует ее, как имеющую макроуровень. Также культура имеет социальное пространство, а именно этническое и сословно-классовое, что характеризует ее, как имеющую микроуровень.

 

6.

Многообразие проявлений культуры предопределяет множественность подходов и аспектов в методологии ее изучения. Наиболее полную картину о том или другом культурном феномене может дать только комплексный анализ, который интегрирует в себе как традиционные методы исследования – философский, социологический, аксиологический или ценностный, так и современные методы изучения культуры – психологический, семиотический, системно-структурный, информационный, статистический, математический и другие.

Философский метод  способствует выявлению сущности наиболее общих закономерностей функционирования культуры как универсального способа бытия человека в мире.

 Социологический метод позволяет определить взаимоотношения различных социальных слоев и групп в культуре, широко применяя для изучения культурных процессов многообразные социологические методики.

 Аксиологический метод акцентирует внимание преимущественно на ценностных отношениях людей, рассматривая культуру как систему материальных, социальных и духовных ценностей.

Психологический метод обращает внимание на специфику восприятия, механизма закрепления и хранения в памяти общества или индивида культурных феноменов, их влияние на поведение человека.

 Системно-структурный  анализ позволяет обозначить все компоненты и отношения внутри системы культуры, выявить характер их взаимоотношений, проследить степень и качество взаимодействия.

 Семиотический подход характеризует явления культуры со стороны их знаково-символической природы. Этот подход дает возможность проследить превращение реального культурного события, факта, предмета в знак, проанализировать его смысловое наполнение и пути превращения в символ.

  Информационный метод рассматривает культурные явления как носители специфической информации, которая может быть определенным образом закодирована, например, в ритуальном обряде или церемонии, этикетных нормах, произведениях искусства.

  При обращении к тому или  иному методу важно понимание  его специфичности и, следовательно,  определенной ограниченности. С  другой стороны, каждый из названных  методов может быть использован  в различных направлениях анализа  культуры: формационном, цивилизационном, концептуально-мировоззренческом, концептуально-историческом, регионально-территориальном, по типу духовно-ценностных ориентаций человека, по типу религии, по отношению к природе, классическим образцам, традиции.

  Все многообразие культурологических концепций, можно свести к нескольким основным направлениям: социально-историческому, социологическому, психоаналитическому, естественно-историческому, структурно-семиотическому.

 

7.

Философия культуры (культурфилософия) — это раздел философского знания, который связан с анализом культуры, ее сущности и значения в жизни человека а общества В истории философии особую остроту проблемы культуры приобретали в эпохи социальных кризисов, крутых исторических переломов, когда существенные изменения в самом бытии человека в культуры начинали основательно тревожить сознание общества. К культурфилософской проблематике обращались представители разных наук философии, истории, искусствоведения, этнографии, лингвистики, психологии и т. д — внося свой вклад в философию культуры, придавая ей особое своеобразие и направленность.

Развитие культурфилософской мысли XX века наиболее интенсивно происходило  в рамках западной культуры так как  именно здесь все явления "кризиса" проявились раньше и глубже. Кроме  того, исторически сложившиеся традиции философского мышления явились предпосылкой нового этапа в развитии философий культуры, ее различных направлений и школ. При всем многообразии последних можно выделить некоторые общие характеристики западной культурфилософв” XX века.

Социология культуры изучает противоречивые тенденции и факторы, которые оказывают влияние на генезис культуры и общую картину культуры с точки зрения развития общества. Составляют это знание отдельные пласты сложных и зависящих друг от друга элементов: творческой деятельности и способов («технологий») деятельности людей; создание, сохранение, усвоение и трансляция идей, представлений, культурных ценностей; анализ культурных явлений и т.п.

В культурном контексте социологии изучает устойчивые и повторяющиеся  формы отношений людей в рамках социальных общностей, динамику развития складывающихся культурных отношений, что позволяет судить о степени  развития общественных отношений и  культурном прогрессе либо же регрессе.

Культурная антропология

занимается изучением поведения  человека и результатов его деятельности. В нестрогом смысле слова, культура – это часть окружающей среды, созданная самим человеком. Частично в результате дивергентного развития дисциплин, составляющих культурную антропологию, а частично из-за большого различия в методах, применяемых этими дисциплинами, ко всей сфере культурной антропологии в целом обычно относятся как к группе относительно независимых специальностей. Возможны и другие деления. Некоторые исследователи обычно выделяют следующие три: лингвистику, доисторическую археологию и собственно культурную антропологию.

 

8.

Мировая культура берет свое начало в первобытном обществе. Именно в  этот период, около 40 тысяч лет назад, происходит становление «Человека разумного» (Homo Sapiens), как результата биологической эволюции, ее усложнения и видоизменения. Среди представителей Homo Sapiens начинает присутствовать индивидуальная вариативность поведения, которая была неизвестна животному миру. Функции врожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами) и преемственностью в поведении. В свою очередь программирование поведения человека начинает определять культура. Именно способность созидать «вторую природу» и культурные ценности и является исходным признаком первобытного сообщества, который характерен для Homo Sapiens.

Главной чертой первобытной культуры является ее синкретизм (греч. syncretis - соединение) т. е. нерасчлененная слитность человека и природы. Деятельность и сознание первобытных людей выражают данное отождествление со всем, что они видят вне себя: с растениями и животными, с водоемами и горами, с солнцем и звездами. Синкретизм проявлял себя и во взаимопроникновении художественно-образного познания мира и его религиозно-мистического истолкования.

Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в  себя разделение на:

- каменный век (40 - 4 тыс. до н. э.), который, в свою очередь, подразделяется на: древний - палеолит (40 - 12 тыс. до н. э.), характеризующийся примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, росписями пещер, рельефами и круглой пластикой; средний - мезолит (12 - 8 тыс. до н. э.), осуществивший переход к оседлому образу жизни, к разведению домашнего скота, использованию лука и стрел и создавший первые сюжетные живописные произведения; новый - неолит (8 - 4 тыс. до н. э.), утвердивший скотоводство и земледелие, усовершенствовавший технику обработки камня и повсеместно распространивший керамические изделия;

- бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.), отделивший ремесло от земледелия, усложнивший социальную систему и приведший к созданию первых классовых государств;

- железный век (1 тыс. до н. э.), динамизировавший неоднородное развитие мировой истории и культуры.

Главным условием начала культурного  процесса явился язык. Именно язык и  речь открывают путь не только к  самоопределению и самовыражению  древнего человека. Они формируют важнейший межчеловеческий информационный канал -устное вербальное общение. Это позволяет индивиду перестать опираться только на коллективные представления и дологический строй мысли. У древнего человека (правда, пока в весьма ограниченной форме) начинают появляться собственные мнения и размышления по поводу определенных событий, действий и их последствий. Человек начинает давать имена предметам, явлениям, которые становятся их символами. Постепенно любой жизненный феномен (предмет, растение, животное, да и сам человек) получают свое, обозначенное словом, место в действительности, формируя тем самым общую картину культуры древнего мира.

Первоструктурой морального сознания древних людей выступает культура табу, т. е. запрета половых связей и убийства членов своей группы, осознающихся как сообщество кровных родственников. Помимо этого, с помощью табу происходит регулирование распределения пищи, охраняется неприкосновенность вождя. Обычай табуирования возникает вместе с тотемизмом, т. е. верой в кровно - родственную связь между родом и священным растением или животным, признанием зависимости от них и поклонением им.

 

9

Проблема соотношения религии  и искусства очень важна как  для атеистической теории, так  и для практики атеистического воспитания.

Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа. Многие защитники религии утверждают, что она содействовала развитию искусства, оплодотворяла его своими идеями и образами. В этой связи встает вопрос о подлинном соотношении искусства и религии, о характере их взаимодействия в истории культуры.

Информация о работе Понятие культуры