Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 12:20, реферат
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.
Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов[1].
Понятие слов «культура и цивилизация»
В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.
Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Поэтому для каждого исследователя не может не возникать вопрос об отправной точке исследования в этой связи.
Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный):
Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов[1].
Одним из первых понятие термин «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных страт, а также городов, письменности и других подобных явлений. Предложенная шотландским учёным стадиальная периодизация мировой истории (дикость — варварство — цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII — начале XIX века[2], но с ростом популярности в циклического подхода к истории, под общим понятием «цивилизации» стали также подразумеваться «локальные цивилизации»[3]. конце XIX —ачале XX века плюралньно-
Цивилизация Майя.
Культура.
Место и роль человека в культуре Нового времени
В названии эпохи –
"Новое время" – отразилось чувство
обновления, сознание того, что произошло
открытие нового периода в истории, который
наступал по мере утверждения в жизни
новых, взамен шатких уже старых, оснований
коллективной веры. Впервые после распространения
Нового завета европейское человечество
осознало себя живущим в обстоятельствах
новой культуры и приветствовало «новое»
как лучшее. Сущность же новизны заключалась
в гуманизме новой культуры.
Слово «гуманизм» родственно древнему
латинскому слову homo (человек). В наше время
понятие «гуманизм» имеет разнообразные
истолкования, но все они неизменно включают
основной его признак – «человечность»,
под которой подразумевается отношение
к человеку как к высшей ценности среди
всех возможных во Вселенной. В этом понятии
заключено и гордое возвышение человека
над миром Природы (в которой он один может
действовать умышленно и с все большим
совершенством), и отвержение всевластия
Бога, отступающего там, где ситуацией
владеет человек, и, в то же время, различное
понимание самого слова «человек» – то
ли как «человек вообще» (всякий, любой
человек, индивид), то ли как «человек особенный»
(выдающийся, неповторимо одаренный человек
– полководец, правитель, артист, т.е. личность,
единственная в своем роде). Все эти и другие
смыслы понятия «гуманизм» были проговорены,
объяснены в литературе и испытаны в жизни
на протяжении почти полутысячелетнего
существования в Европе (в XV-XIX веках) эпохи
гуманистической культуры, которая заместила
здесь культуру средневекового типа.
Культура XIX в. является
культурой сложившихся буржуазных отношений.
К концу XVIII в. капитализм как система полностью
сформировался. Он охватил все отрасли
материального производства, что повлекло
соответствующие преобразования в непроизводственной
сфере (политике, науке, философии, искусстве,
образовании, быту и общественном сознании).
Для культуры этого периода характерно
отражение внутренних противоречий буржуазного
общества. Столкновение противоположных
тенденций, борьба основных классов —
буржуазии и пролетариата, поляризация
общества, стремительный взлет материальной
культуры и начавшееся отчуждение личности
определили характер духовной культуры
того времени.
В XIX в. происходит коренной переворот,
связанный с появлением машины, которая
отдаляет человека от природы, ломая привычные
представления о его главенствующей роли,
и превращает человека в существо, зависимое
от машины. В условиях интенсифицирующейся
механизации, человек уходит на периферию
духовной жизни, отрывается от духовных
основ. Место ремесленного труда, связанного
с личностью и творчеством мастера, занял
монотонный труд.
Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях: установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни. Отсюда — появление столь несходных явлений в культуре XIX в.: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т.д.
Разумеется, нет и
не может быть такой культуры, которая
не предполагала бы за человеком определенного
и к тому же важного места в своей системе
мироздания. Уже архаические культуры
оставляли решающую роль человеческому
коллективу в поддержании предустановленного
миропорядка путем ритуальных действий,
воспроизводивших первособытия-первотворения.
И в эпоху Древности человек ясно сознавал
свою роль в исполнении традиции, которую
обоготворял. Пахарь и мореплаватель,
кузнец и воин, иногда, как в Древней Греции,
в одном лице, купец ли, жрец ли – понимали
свою деятельность не иначе, как в союзе
с Деметрой и Посейдоном, с Гефестом и
Аресом, Гермесом и Аполлоном и другими
богами, то есть, понимали ее как деятельность,
санкционированную божественными силами.
Поставить человека в центр культуры
– значит увидеть в нем главное действующее
лицо истории. Но человек – не Бог, он не
может действовать совершенно произвольно.
Возомнивший себя носителем неограниченной
воли Человек страшен и разрушителен.
Этому учил дорого обошедшийся опыт первых
веков новой эпохи. Вот почему одной из
первейших задач в процессе становления
культуры Нового времени было обоснование
культуропорядка, лежащего в ее основе
– его природы и его структуры.
Кроме того, тот же опыт показал, что свободно
действующий человек может продуктивно
творить согласно своей воле, если будет
сообразовывать ее со свойствами действительности,
к которой он прилагает свои усилия. Поэтому
еще одной задачей новой культуры стало
обоснование достоверного знания как
важнейшего условия свободной деятельности
человека.
Наконец, самоответственно действующий
человек стал перед необходимостью самопознания
и самооценки.
Культура средневековья:
Рыцарство.
История рыцарства до сих пор остается недостаточно изученной. Современные историки не имеют общего мнения на этот счет и интерпретируют историю рыцарей в достаточно широком диапазоне – от VII до X века.
Одна часть исследователей причисляют
к рыцарям светских феодалов, живших в
эпоху раннего Средневековья, другая –
только вассалов знати. Феодальная раздробленность
со временем поспособствовала уравниванию
этих двух классов, сведя их к отдельному
сословию – рыцарству.
Стоит заметить, что рыцарские латы были
довольно дорогими, часто их не могли себе
позволить даже дворяне, отсюда и традиция,
по которой победитель забирал себе доспехи
побежденного. Эпоха Средневековья –
это время постоянных межгосударственных
конфликтов. Не только солдаты, но и короли
нуждались в постоянном совершенствовании
своего военного мастерства.
Согласно традициям, члены королевских
семей могли вступать в поединок только
с равными себе, а рыцарство, уравнивавшее
в правах всех, кто состоял в ордене, служило
именно этой цели – даже король мог скрестить
оружие с рыцарем, не боясь быть обесчещенным.
Стоит ли говорить, что вступления в ряды
рыцарей было очень почетным. Рыцари обычно
получали очень неплохое образование
и занимали свое место в государственной
иерархии. Название «рыцарь» происходит
от слова «конник». Обусловлено это было
необходимостью облаченного в тяжелые
доспехи рыцаря передвигаться верхом
на коне. Со временем рыцарство стало ударной
частью войска. Передвигаясь с большой
скоростью и благодаря доспехам оставаясь
практически неуязвимыми для пехоты, рыцари
несли огромную разрушительную силу, поражая
врагов своими копьями.
Основными идеалами рыцарства были тема
служения и аскезы. Также присутствовал
культ «прекрасной дамы», для которой
рыцарь был готов служить и в случае надобности
отдать свою жизнь. Посвящение в рыцари
было торжественным ритуалом, проводить
который мог только король или магистр
ордена.
В процессе исторического развития рыцарство
постепенно пришло в упадок. От возвышенных
идеалов практически ничего не осталось.
Позже масоны, считающие себя последователями
рыцарской традиции, привнесли абсолютно
другую трактовку истории рыцарства, их
символики и идеалов.
Рыцарство оказало огромное влияние на
развитие многих европейских стран, а
также по сей день является одной из главных
особенностей средневекой культуры.
Эта идея имеет поддержку и в самих восточных странах. Так. китайские ученые разрабатывают концепцию, согласно которой в Китае была не одна, а четыре эпохи Возрождения. Имеются также сторонники индийского Возрождения. Однако выдвигаемые при этом аргументы и доказательства не являются достаточно обоснованными и убедительными. То же самое можно сказать о Возрождении в России: некоторые авторы настаивают на его существовании, но их доводы вызывают сомнения. Культура Ренессанса не успела сложиться даже в Византии. В еще большей степени это относится к России.
В социально-экономическом и политическом отношениях, а также хронологически эпоха Возрождения в целом остается в границах Средневековья, в рамках феодализма, хотя и с этой точки зрения она во многом является переходной. Что же касается культуры, то здесь Возрождение действительно составляет совершенно особую, переходную эпоху от Средневековья к Новому времени.
Само слово «ренессанс» означает отказ от средневековой культуры и возвращение, «возрождение» культуры и искусства греко-римской античности. И хотя термин «возрождение» получил широкое хождение позднее, в начале XIX в., сами реальные процессы имели место гораздо раньше.
Итальянский феномен возникновения новой культуры не был случайностью, а обусловливался особенностями итальянского феодализма. Гористая местность Северной и Средней Италии не позволяла создавать крупные земельные владения. Страна к тому же не имела постоянной королевской династии, не являлась единой и централизованной, но была раздроблена на отдельные города-государства.
Культура
античности
Гомеровский период (XI - VIII), орхаическая
Греция (VII - VI), классическая (V - IV).
Одной из важнейших черт древнегреческой
культуры является ее интерактивный (от
слова интеракция — взаимодействие) характер.
Весь этот процесс взаимодействия арийской
и дорийской культур является историческим
основанием для воссоздания картины (борющихся
между собой интерактивных элементов
двух культур: искусства, морали и религии).
Интерактивная культура греков породила
интерактивную технику, первым выражением
которой стало военное искусство и применяемая
в нем тактика. В полисах не было ни монархов,
ни жреческих каст, а осуществлялась античная
рабовладельческая демократия. Демократия,
которая ставила закон выше власти и не
допускала действий в политике, управлении,
в судебной практике вне законов, помимо
законов, без соблюдения строго установленных
обычаем и законом процедур — другая черта
классической древнегреческой культуры.
Свободная от оттенка официальности жизнь
и деятельность античного грека. Существование
такого рода культуры было возможно лишь
в сравнительно небольших полисах. VIII
в. до н.э. - Олимпийские игры. Для греков
человек был олицетворением всего сущего,
прообразом всего созданного и создаваемого.
Назначение культуры у древних греков
— содействие гармоническому развитию,
духовному и физическому, умственному
и профессионально-трудовому (искусство,
мастерство) — человека, политическому
и нравственно-духовному — гражданина.
Наказания для рабов и свободных людей
были неодинаковы. Первоначальные религиозные
представления развивали поэты и писатели,
которые придавали им художественную
форму, моральный смысл, а часто также
и политическое значение. Мифы постоянно
сопутствовали развитию греческой литературы,
доставляя ей на протяжении многих веков
ее существования важнейшие мотивы. Гомер
и Гесиод способствовали определению
личности, черт, атрибутов и сфер деятельности
отдельных богов и героев, Фидий и его
последователи дали пластическое видение
их фигур и придали им определенные физические
черты, одежду и даже черты лица. Мир греческих
богов и богинь есть тот же человеческий
мир, только идеализированный — люди суть
смертные боги, а боги — бессмертные люди
(Гераклит). Мир греческих богов и богинь
есть тот же человеческий мир, только идеализированный
— люди суть смертные боги, а боги — бессмертные
люди (Гераклит). В основе уникальности
греческого культурного «чуда» лежат
следующие факторы: частная собственность,
рабство, полисная демократия, отсутствие
чиновничье-бюрокра-тической элиты и жреческой
касты, десакрализация политической и
культурной жизни (специфически античное
явление), возникновение греческого буквенного
письма, идеал бескорыстного созерцания,
исповедовавшийся людьми, которые занимались
духовным производством, созданием высокоразвитой
греческой культуры. Именно эти факторы
объясняют появление греческого типа
культуры, переход от мифологического
мышления к теоретической рефлексии, расцвет
искусства. Понятие чести включает в себя
знатность и роль человека в победе.Римская
культура
Древнеримская и древнегреческая культуры
формировались и развивались на базе античной
гражданской общины. Если греки создавали
мифы о богах и полубогах, то для римлян
в центре их мифологии был сам Рим, его
героический победоносный народ, те, кто
боролся и погиб за его величие. Тесная
связь религии с правом, с политической
борьбой, с одной стороны, повышала ее
значение в жизни общества, с другой —
способствовала ее формализации, детализации
различных способов общения с богами,
узнавания их воли. Если греческое искусство
и литература благополучно были «пересажены»
на римскую почву, то греческая математика
и логика на ней не прижились. На протяжении
нескольких веков Древний Рим совершил
эволюцию от полиса к империи, а римлянин
— от гражданина к подданному с его сильным
чувством порядка. Не было равенства в
политической и социальной сфере. Определяющую
роль здесь играл ценз — размер имущества
и происхождение. Римский гражданин ориентировался
на ценности: мужество, храбрость, выносливость,
трудолюбие, суровое достоинство, непреклонная
честность, справедливость, свобода. Человек
экономически зависимый не смел высказывать
мнение, не угодное тому, кому он был чем-то
обязан.
Возникла мировая Римская империя. Эволюция
религии от древнейшей общинной, в которой
не было антропоморфных богов (их представляли
в виде неопределенных сил), до христианства.
Бог становится источником моральных
норм, гарантом правильной и, значит, счастливой
жизни на земле и блаженства за гробом.
Утверждалось равенство граждан перед
законом и исключалась возможность предоставлять
не принадлежавшему к числу избранных
магистров лицу управление какой-либо
территорией, сбор налогов с населения
и т.п. Контроль над всей территорией Рима
и его населением принадлежал только коллективу
граждан. Право все более усложнялось,
что привело к его систематизации, которую
и представляют Институции Гая. Своеобразна
и римская наука, исходящая из представлений
о вечном, одушевленном, неделимом и совершенном
космосе, — в ней ре было антиномии природа
— человек. В Римской империи различались
умозрительные (теоретические) и эмпирические
(практические) науки; сюда же относили
и искусства (науки), удовлетворяющие потребности
роскоши. Свой облик имеет и римское искусство,
которое возникло из смешения местных
(в основном этрусских) традиций искусства
с греческим влиянием. Римское искусство
— продолжение греческого, поэтому благодаря
преклонению римлян перед греческим искусством
в римских копиях сохранилась большая
часть творений греческой классики. Пребывание
в толпе не было внешним и вынужденным
неудобством, напротив, оно ощущалось
как ценность, как источник острой коллективной
положительной эмоции. Попытки выделиться
из толпы и встать над ней оскорбляли это
архаическое и непреходящее чувство римского,
полисного, гражданского равенства, ассоциировалось
с нравами восточных деспотий. В конце
V в. Древний Рим как мировая империя перестал
существовать, однако его культурное наследие
не погибло.