Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 10:40, контрольная работа
Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки . В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела.
Главной движущей силой развития, по Бюлер, является врожденное стремление человека к самоосуществлению или самоисполнению — всесторонней реализации «самого себя». Самоосуществление — итог жизненного пути, когда «ценности и цели, к которым стремился человек осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию22» . Самоосуществление, по Бюлер, может быть достигнуто путем целеустремленной жизни, благодаря творчеству, созиданию.
Понятие самоосуществления по смыслу близко понятию самореализации или самоактуализации. Но Бюлер считает, что самореализация является только моментом самоосуществления. Самоосуществление понимается как итог и как процесс, который в разные возрастные периоды может выступать по-разному: то как хорошее самочувствие (0−1,5 года); то как переживание завершения детства (12−18 лет); то как самореализация (25 (30) — 45 (50) лет); то как самозавершенность (65 (70) — 80 (85) лет).
Бюлер доказывает, что полнота, степень самоосуществления зависит от способности человека ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути. Эту способность Бюлер называет самоопределением. Чем понятнее человеку его призвание, т.е. чем отчетливее выражено самоопределение, тем вероятнее самоосуществление. Считая, что становление целевых структур является определяющим в индивидуальном развитии, Бюлер пытается понять его основные закономерности через изучение целей жизни личности. Обладание жизненными целями, по Бюлер, выступает и как условие сохранения психического здоровья.
На основе изучения сотен биографий самых разных людей, представителей различных социальных классов и групп — бизнесменов, рабочих, фермеров, интеллигентов, военных и пр., Бюлер сформулировала идею о многофазности жизненного пути человека. Понятие фазы указывает на изменение направления развития, на прерывность в нем. Изучению в биографиях подвергались три аспекта: 1) внешний, объективный ход событий жизни; 2) история творческой деятельности человека и 3) возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.
Концепция жизненного цикла человека по Ш.Бюлер, заключается в следующем. Путем наложения линий развития по многим «измерениям» жизни (всего их было найдено 97) — в трудовой, профессиональной и семейной сферах, — были определены фазы жизненного цикла. По идее Бюлер, фазы жизни имеют в основе развития целевые структуры личности — самоопределения. Таким образом, ею было обнаружено и описано 5 фаз жизни:
Первая фаза (возраст от рождения до 16−20 лет) считается периодом, предшествующим самоопределению, поскольку человек еще не имеет собственной семьи и профессиональной деятельности. Бюлер выносит его за пределы жизненного пути.
Во второй фазе (с 16−20 лет до 25−30 лет) человек пробует себя в разных видах деятельности, устанавливает контакты с представителями противоположного пола в поисках супруга (супруги). Эти пробы носят предварительный, диффузный характер, однако это и есть начало самоопределения. Особенностью внутреннего мира молодого человека являются надежды — эскизы возможных путей дальнейшей жизни. Иногда в преддверии выбора жизненных целей и путей их осуществления юноша испытывает растерянность, неуверенность и, в то же время, жажду великих дел.
Третья фаза (от 25−30 до 45−50 лет) наступает тогда, когда человек находит свое призвание или просто постоянное профессиональное занятие, когда у него возникает собственная семья. Это пора зрелости и самый богатый период жизни. Зрелому человеку свойственны реалистичные ожидания от жизни, трезвая оценка своих возможностей, субъективное переживание этого возраста как апогея жизни. В зрелости человек ставит определенные жизненные цели и имеет результаты продвижения к ним. Благодаря этому, приблизительно к 40 годам, устанавливается самооценка личности, в которой находят отражение результаты жизненного пути и жизни, как решаемой задачи.
В четвертой фазе (от 45−50 до 65−70 лет) человек завершает свою профессиональную деятельность. Из его семьи уходят взрослые дети. Человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Для многих этот период — «трудный» возраст — вследствие биологического увядания, потери репродуктивной способности, сокращения будущего времени жизни. У стареющих людей, по наблюдениям Бюлер, усиливается склонность к мечтам, одиночеству, воспоминаниям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом имеющегося профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.
В пятой фазе (от 65−70 лет до смерти) большинство людей оставляет профессиональную деятельность. В этот период люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время. Ослабевают социальные связи. Внутренний мир стариков обращен к прошлому. Будущее воспринимается с тревогой, которую усиливает предчувствие близкого конца. Преобладает желание покоя. Это период, когда человек пытается придать смысл своему существованию, обозревая прошлую жизнь как нечто целое. Одни, вспоминая события собственной жизни, понимают, что поставленные перед собой задачи они выполнили. Другим, наоборот, подобный экзамен может принести разочарование, так как поставленные цели достигнуты не были.
Библиографический список
1 Введение в культурологию. М. Владос. 1996 Отв ред. Е.В. Попов.
2 Гуревич П.С. Философия культуры. М. Аспект прсс. 1995.
3 Кон. И.С. Ребенок и общество. М., 1988. С. 133
4 Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. Пер. с англ. М., 1976.
5 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975
6 Кон. И.С. Открытие Я. М., 1978 С. 9
7 Берне Э. Я. Концепция и воспитание. Пер. с англ. М., 1968.
8 Кон. И.С. Психология ранней юности. М., 1989. С. 26.
9 Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. Пер. с англ. М., 1976.
10 Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
11 Московичи С. Социальная психология. 7-е изд. СПб: Питер,2007
12 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М.: Центр, 1997, C. 78
13 Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996. C. 113
14 Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996. C. 115
15 Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996, C. 118
16 Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996, C. 121
17 Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994 , C. 208
18 Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996, C. 122-123
19 Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Изд-во Евразия, 1997. - 430 с
20 Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1990. - 336с.
21 Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ / Перевод с англ. В. В. Старовойтова; Общ. ред. Г. В. Бурменской. — М.: Прогресс: Универс, 1993. , с. 235
22 Пергаменщик Л.А. Кризисная психология. Уч. пособие. - Мн.: Вышэйшая школа, 2004, с.12
Информация о работе Понятие социализации. Конформность и девиантное поведение