Понятие социометрического статуса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 12:31, реферат

Описание работы

Объект данного исследования – самооценка, предмет – влияние самооценки на социометрический статус личности.
За основу мы брали следующую рабочую гипотезу:
Люди с высокой самооценкой более общительны, они быстрее сходятся с людьми и ярче проявляют качества своей личности, однако индивиды с завышенной самооценкой впоследствии могут потерять свой первоначальный статус ввиду того, что редко считаются с чужим мнением.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3
1.1 Понятие социометрического статуса………………………………………………………………….4
1.2 Проблема самооценки в современной психологии…………………………………………………………….8
1.2.1 Понятие самооценки и ее виды…………………………………………………………………….8
1.2.2 Самоуважение. Механизмы формирования самооценки…………………………………………………………...10
1.2.3 Особенности развития самооценки на разных возрастных этапах…….…………………………………………………………...13
1.2.3.1 Формирование самооценки в течение первых семи лет жизни…………………………………………………………………13
1.2.3.2 Особенности самооценки в младшем школьном возрасте………………………………………………………………14
1.2.3.3 Механизмы формирования самооценки в подростковом возрасте……………………………………………………………….14
1.2.3.4 Особенности самооценки в старшем школьном возрасте……………………………………………………………….16
1.2.4 Причины обращения к самооценке…………………………………….…………………..…17
1.3 Влияние самооценки на социометрический статус личности………………………………………………………….….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………23

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 44.58 Кб (Скачать файл)

 

Для самооценки десятиклассников характерны типично юношеские особенности — она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна. Дети именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны.

В XI, выпускном классе ситуация становится более напряженной. Жизненный выбор, который в прошлом году был достаточно абстрактным, становится реальностью. Часть старшеклассников и в этой ситуации сохраняет «оптимистичную» самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания, притязания и оценка собственных возможностей. У других старшеклассников самооценка высока и глобальна — охватывает все стороны жизни; смешивается желаемое и реально достижимое.

Другая группа отличается, напротив, неуверенностью в себе, переживанием того разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается. Их самооценка низка, конфликтна. В этой группе много девочек. В связи с изменениями в самооценке в XI классе повышается тревожность.

Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период, начавшейся с формирования образа своего «Я» на границе подросткового и старшего школьного возрастов.

Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15.

1.3 Влияние самооценки  на социометрический статус личности

 

В многочисленных публикациях на тему самооценки или поведения личности в коллективе, ее адаптации прямых указаний на взаимодействие, определенную обратно- или прямопропорциональную зависимость самооценки и социометрического статуса не было. Можно было сделать лишь косвенные выводы в подтверждение нашей гипотезы.

Так, общеизвестно, что хорошее впечатление, в первую очередь, производят люди, хорошо одевающиеся и следящие за своим внешним видом, что находит свое отражение в народной мудрости: «Встречают по одежке…». Однако человек, который не ценит себя высоко, не считает себя достойным усилий, не позволит себе тратить время и деньги на столь ничтожные занятия, как уход за собой (нелюбимым).  Немов пишет,  что одним из фактов, определенно влияющих на правильность восприятия людьми друг друга является эффект первичности. Суть его состоит в том, что первичное впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем способны оказать сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование образа. Иногда соответствующее явление, обнаруженное в сфере влияния и оценки людьми друг друга мназывается «эффектом ореола». Если, например, первичное впечатление о другом человеке в силу сложившихся обстоятельств оказывается положительным, то на его основании в дальнейшем формируется положительный образ данного человека, который становится своеобразным фильтром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринятом, которая согласуется с первым впечатлением (срабатывает закономерность когнитивного диссонанса). И наоборот. И так происходит, по крайней мере на первых стадиях общения, то есть мы были уверены, что во всяком случае в экспериментальной группе А гипотеза подтвердится полностью, ведь на первичное о человеке впечатление влияют такие мелочи, как жесты, мимика, внешний вид, речь и поэтому при заниженной самооценке произвести на самом деле хорошее впечатление трудно, так как низкая самооценка в первую очередь не дает человеку раскрыться как личности и реализовать свой потенциал. Кроме того, общаясь с человеком с низкой самооценкой чувствует отношение того к себе на подсознательном уровне (опять-таки подсознательно улавливая мимику, жесты, интонации) и срабатывает элементарный закон: «Зачем я буду покупать дороже, чем предлагают?», что в нашем случае звучит приблизительно как «Зачем я буду прикладывать лишние усилия и относиться к человеку лучше, нежели он того ожидает?» Тем более, что люди с низкой самооценкой в основном и не стремятся к позиции лидера в коллективе.

Тем не менее, несмотря на всю логику теории, на практике гипотеза о прямопропорциональной зависимости самооценки и статуса подтвердилась лишь частично. Так, у неформального лидера группы А самооценка оказалось низкой (правда, уровень самооценки среди одногруппников – десятое место, то есть далеко не самая низкая самооценка в группе)  Среди людей со средней самооценкой четыре из пяти оказались предпочитаемыми, пятый – принимаемым. В целом в группе 2 аутсайдера и оба с низкой самооценкой, но все же не самой низкой по группе. В экспериментальной группе Б ситуация оказалась еще более запутанной, то есть там можно говорить скорее не о высоком социометрическом статусе людей с самой высокой по группе самооценкой, но о высокой степени внимания группы к этим людям, так как они получили общее число выборов выше среднего по группе. Самое же интересное, что, как видно из диаграмм «Зависимость», наблюдается определенного рода полярность: самой высокой (самая низкая розовая точка) и самой низкой самооценкам соответствуют приблизительно одинаковые уровни рассматриваемых параметров .Это наблюдение может дать почву для проведения следующих исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа посвящена теме насущной, в психологической науке ранее конкретно не рассматриваемой.

Функционируя и вращаясь в малой группе, каждый человек в различных характерных для нее системах взаимоотношений обычно занимает неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в системе внутренних отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль». Понятие "социометрический статус" ввел Я. Морено, понимая под ним положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделяя из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус – положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы.

Между участниками группы может возникать взаимное притяжение или взаимное отталкивание; возможно, что человек привлекателен для одних и неприятен для других; он может быть привлекателен или неприятен для одних или безразличен для других; возможно также взаимное безразличие. Предполагалось, что высокая самооценка личности выведет человека на высокий социометрический статус, так как самооценка (оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей) является важным фактором регуляции поведения человека. Исследования прводились на двух группах старшего школьного возраста. В данном возрасте у самооценка большинства стабильна, устойчива, бесконфликтна. Проанализировав экспериментальные и теоретические данные можно сделать следующие основные выводы:

1.    Высокая самооценка делает жизнь ее обладателя насыщеннее и полноценнее, однако

2.    Нельзя говорить о самооценке, как главенствующем факторе в процессе принятия группой личности;

3.    Людьми с высокой самооценкой интересуются, в среднем, больше.

4.    Необходимо с раннего детства формировать устойчивое положительное отношение ребенка к себе.

Таким образом, можно говорить о том, что гипотеза подтвердилась лишь частично.

В связи с проведенным исследованием встает новая научная задача: провести исследование эффекта полярности, обозначенного в пункте 1.3 данной работы (исследовать закономерность, изучить причины, обозначить следствия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Аронсон Э.  Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме – М: Олма-Пресс, 2004 - 558 с

2.   Бодалев А. А.  Личность и общение – М: Прогресс, 2000 - 325 с

3.   Бэрон Р. Социальная психология: ключевые идеи – СПб: Питер, 2003 - 507 с

4.   Вучков Ю. Искусство жить – М.: Политиздат, 1989 - 288 с

5.   Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М.: Оникс, 1994 - 246 с

6.   Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день – М.: Новая шк., 1994 - 213 с

7.   Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий под редакцией Кузьмина Е. С. И Семенова В. Е. -  141 с

8.   Лисина М. И. Общение, личность и психология ребенка. – Воронеж: Модэк, 1997 - 383 с

9.   Немов Р. С. Психология. Книга 1 - 687 с

10.       Психологические тесты под редакцией А. А. Карелина – М.: Владос, 1999 - 340 с

11.       Психологические тесты –М.: Прогресс, 1990 - 318 с

12.       Роббер М. А. Психология индивида и группы - М.: Прогресс, 1988  -374с

13.       Сизанов А. Н. Познай себя – СПб: Питер, 2000 - 496 с

14.       Теоретическая и прикладная социальная психология под ред. Уледова А.К., Журавлева В. В., Котельникова С. А. – М.: Мысль, 1988 - 335с

15.       Тернер Дж. Социальное влияние – СПб: Питер,2003 - 256 с

16.       Шибутани Т Социальная психология – М.: АСТ; Ростов н/Д: Феникс, 1999 - 539 с

 

 

 


Информация о работе Понятие социометрического статуса