Постмодерн в культуре XX в. «Разбожествление» мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:27, доклад

Описание работы

В истории культуры можно выделить следующие тенденции: потребность людей поклоняться чему-то или кому-то, находящемуся за пределами видимого мира; угасание этой потребности, сопровождавшееся появлением веры не в Бога, а в науку (XVII в.); стремление заменить божество научной истины новым божеством, в качестве которого человек стал рассматривать свои собственные духовные и творческие способности. Разбожествление мира, достигло кульминации в культуре конца XX в. В разбожествленном мире случай и прежде всего случайность языка определяет судьбу культуры.

Файлы: 1 файл

постмодернизм.docx

— 18.22 Кб (Скачать файл)

§ 1. Постмодерн в культуре XX в. «Разбожествление» мира

В истории культуры можно выделить следующие тенденции: потребность  людей поклоняться чему-то или  кому-то, находящемуся за пределами  видимого мира; угасание этой потребности, сопровождавшееся появлением веры не в Бога, а в науку (XVII в.); стремление заменить божество научной истины новым  божеством, в качестве которого человек  стал рассматривать свои собственные  духовные и творческие способности (конец XVIII в

   Разбожествление мира, достигло кульминации в культуре конца XX в. В разбожествленном мире случай и прежде всего случайность языка определяет судьбу культуры. По мнению учёных (постмодернистов), единственная причина прогресса культуры сводится к изменению языка, а история культуры - это история изменения способов говорения, вместе с которыми происходит изменение нашего понимания мира, человека, общества, истории и т.д. Интерпретируемая таким образом культура получила название постмодернистской. Приведем примеры того, как с точки зрения постмодернистов изменение словаря (способов нашей речи) меняет лик культуры. До тех пор пока в языке культуры существуют слова «самость», «подлинная реальность», «истина», «сущность», «закон» и т.д., в культуре присутствует представление о том, что мир есть результат творения Бога, имеющего некий проект, записанный на каком-то единственно истинном языке. В такой культуре господствует наука, пытающаяся открыть истину божественного проекта, найти соответствующие ей слова. Если отказаться от этих слов и ввести новый словарь, например такой, где главенствовать будут слова о самосозидании человеком самого себя, то господству науки в культуре придет конец. Согласно утверждению американского философа Р. Рорти, Ф. Ницше, введя в речь метафору «Бог умер», тем самым отменил стремление людей служить каким бы то ни было высшим целям и посвящать свою жизнь поискам истины.

   В постмодернистской культуре все преходяще, и нет таких проблем, которые объединяли бы поколения в единый человеческий род. На смену образу человечества как постоянно продвигающегося к постижению содержания истины, добра и красоты пришел образ «поколений», ни к чему не приближающихся, а просто сменяющих друг друга по законам эволюции, которая не имеет никакого высшего предназначения, а совершается слепо и случайно. История культуры интерпретируется как история смены способов говорения. Это значит, что в интеллектуальной жизни происходит отказ от традиционного различения познания и веры. Стираются границы между искусством, религией, наукой, философией. В этом смысле постмодерн есть прежде всего культурная ориентация на «деконструкцию, децентрацию, устранение, разбрасывание, демистификацию, прерывание, расхождение, рассеивание».

Постмодернизм - грандиозный проект освобождения человечества не только от власти Бога, разума, но и от власти времени и объективности. Героика, патриотизм, национальная идея и т.д. интерпретируются как формы идеологической власти, от которой необходимо освободиться.

Преодоление «власти языка»

Постмодернист Р. Барт расценивает упорядочение мира в слове как применение власти. Язык заставляет говорящего строго следовать грамматическим и стилистическим нормам и правилам. Барт предлагает воспользоваться следующей стратегией. Во-первых, нужно добиваться того, чтобы в обществе была разрешена языковая анархия, т.е. функционирование стольких языков, «сколько существует различных желаний к их употреблению». Множественность языков ослабит тягу к императивности и нормативности, что ослабит власть языка в обществе. Во-вторых, следует пытаться «плутовать с языком, дурачить его», освобождаясь от взаимного подчинения слов друг другу, отказаться от приписывания знаку твердых значений, взирать на знак как на нечто воображаемое, не имеющее номинативной функции, направлять свое внимание не на порождение смысла, а на наслаждение, получаемое от игры со словами, обращаться со знаками «как с расписным полотном, т.е. вымыслом». Особое внимание постмодернисты обращают на преодоление власти языка в преподавании. Дело в том, что учащимся передаются знания в словесно-знаковой форме, архитектоника которой обусловлена содержанием научных норм и правил. Отсюда требования к четкости, последовательности, логичности изложения учебного материала. Но по мнению постмодернизма, это и есть выражение власти языка. Чтобы избавиться от нее в письменном тексте, нужно прибегать к фрагментарности, разобщающей знаки, лишающей их порядка, связи и т.д., всего того, на чем держится власть языка. В устной речи можно ослабить власть языка, если вводить всякого рода отступления, примечания, смещающие смыслы и нарушающие логику речевания. Именно так, по его собственному признанию, ведет занятия Барт в студенческой аудитории. Что же ожидает человечество, если постмодернистский проект избавления от власти языка будет принят и реализован в обществе? Оно окажется в стихии речевого потока, лишенного грамматических, логических, семантических и других оснований и ограничений. Языки потеряют ярко выраженный национальный характер; перестанет существовать национальная литература как одна из существенных скреп и опор национального самосознания и самоидентификации. На смену власти знака со строгими и четкими значениями и смыслами придет наслаждение знаком-вымыслом. Появится новый тип пишущего человека, который уже не будет выполнять функции носителя и пропагандиста высших ценностей, а понятие «великий писатель» потеряет всякий смысл.

Новизна в постмодернизме

Постмодернисты пытаются написать историю «настоящего», отказавшись от истории «прошлого», которое, по их мнению, может только напоминать людям о безумных и неудавшихся проектах гигантских преобразований. Всякая новая культура осознавала свою новизну через отношение к прошлому. Но постмодернисты отрицают возможность такого отношения и в то же время рассматривают «новое» как одну из главных ценностей культуры настоящего, способ оценки прогрессивности настоящего. С их точки зрения «новое», «новизна» - это все то, что дает возможность испытать неведомое ранее наслаждение.

Новое возможно там и тогда, где  и когда абсолютизируется возможность жить без опоры на нормы, установленные церковью, государством, национальным бытом и т.д. В такой ситуации каждый интеллектуал и художник становится творцом нового канона, строит свой неповторимый интеллектуально-художественный мир, разрушая с грубой иронией традиционные художественные формы, стили, нормы.

Новизна - это одновременно и вызов  требованиям законопослушания, и  утверждение ценности самоодержимости, нарциссизма, презрения ко всем социальным порядкам. Непослушание — вид деструкции, без которой, утверждают постмодернисты, нет новизны. Жизнь не по правилам возбуждает, а их нарушение становится одним из условий возможности испытать наслаждение новизной. Реклама в США заполнена призывами «жить без границ», что принесет наслаждение, например: «Если ты обуян страстью к жизни, никаких табу не существует. Нарушай все правила!», или «Делай как хочешь!», или «Ваш мир не должен знать границ!» и т.д.

Постмодернисты отработали несколько  внешних приемов, с помощью которых  можно творить «новизну» бесконечно. Среди них -постоянная деконструкция форм и стилей, выработанных культурой предшественников, пародирование, произвольная трактовка и прямое обезображивание как отдельных элементов, так и всего произведения в целом.

Новизна постмодернистского толка несовместима с такими основополагающими для человеческого существования понятиями, как Бог, душа, совесть и т.д. Это дает основание критикам постмодернизма утверждать, что введенный ими культурный смысл «нового», «новизны» развращает людей и общество.


Информация о работе Постмодерн в культуре XX в. «Разбожествление» мира