Правильное ударение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 20:35, реферат

Описание работы

Как нам известно, русский язык является одним из богатейших языков, созданных человечеством за его многовековую историю. Исследователи утверждают, что его словарный фонд составляет свыше 200.000 слов. Словарный же состав таких великих людей, как Пушкина, Лермонтова, Толстого, по заявлению исследователей их творчества, составляет порядка 20.000 слов. А словарный запас обычного человека с высшим образованием в среднем – 2000 слов. Не надо быть математиком, чтобы подсчитать, что мы используем лишь малую толику того айсберга, именуемого русским языком. В связи с этим возникает весьма правомерный вопрос: зачем же мы, используя в общении с окружающими лишь незначительную часть словарного фонда, искусственно обедняем свою речь, добровольно отказываемся от использования многообразия и красоты нашего языка?

Файлы: 1 файл

культура речи.docx

— 29.49 Кб (Скачать файл)

1.

Как нам известно, русский  язык является одним из богатейших языков, созданных человечеством  за его многовековую историю. Исследователи  утверждают, что его словарный  фонд составляет свыше 200.000 слов. Словарный  же состав таких великих людей, как  Пушкина, Лермонтова, Толстого, по заявлению  исследователей их творчества, составляет порядка 20.000 слов. А словарный запас  обычного человека с высшим образованием в среднем – 2000 слов. Не надо быть математиком, чтобы подсчитать, что  мы используем лишь малую толику того айсберга, именуемого русским языком. В связи с этим возникает весьма правомерный вопрос: зачем же мы, используя в общении с окружающими  лишь незначительную часть словарного фонда, искусственно обедняем свою речь, добровольно отказываемся от использования  многообразия и красоты нашего  языка?

Язык – неотъемлемая часть нашей культуры. Еще Ожегов писал: «Что такое культура речи?.. это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.

Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы  современного языка. Типы норм: лексические, орфоэпические, акцентологические, морфологические… везде мы можем наблюдать нарушения  и отклонения, однако в данном выступлении  хотелось бы остановиться на акцентологической  норме, ибо устная речь характеризует  человека, определяет уровень его  образованности и воспитанности.

Нормы ударения в современном  русском языке нелегки для  усвоения, что объясняется 2-мя его  специфическими чертами: разноместностью  и подвижностью. Начнем с первого  пункта. Ударение бывает неподвижным  и свободным. Так, в чешском языке  ударение всегда падает на первый слог, в польском – на предпоследний, во французском – на последний. В  русском же языке ударение может  падать на любой слог. Подвижность  объясняется тем, что русское  ударение свободно перемещается с одной  морфемы на другую. Например: травА  – трАвы. Если ударение сложно объяснить  и усвоить, то может быть следует  от него отказаться и говорить так, как мы хотим? Что нам дает правильная постановка ударения?

Попытаемся ответить на эти  насущные вопросы. Необходимость ударения очевидна. Во-первых, оно разграничивает формы слова (трава – травы), во-вторых, видовые пары, в-третьих, разграничивает некоторые лексические формы, в  частности, разновидности омонимов – омографы (атлас – атлас)

Казалось бы, что ошибки в ударении свойственны только устной речи, однако это далеко не так. Так, в газете можно прочитать «языкОвый  барьер», но языкОвым может быть паштет, а барьер – только языковЫм.

Часто мы задумываемся: как  правильно произнести то или иное слово. Конечно, каждый отдельный пример мы можем проверить по словарю  – и без этого иногда невозможно обойтись. Но все же норма правильного  ударения существует, и проще следовать  ей, чем каждый раз обращаться к  справочной литературе. Любое отклонение от нормы является речевой ошибкой.

Попытаемся проследить возникновение  причин, приведших к нарушению  нормы, и произвести классификацию  существующих ошибок.

 

2.

1. Причины акцентологических ошибок

Незнание ударения иноязычного  слова (мИзерный от фр. мизЕр – мизЕрный)

Из-за плохого знания орфографии (бронЯ у танка, брОня – право  на что-либо)

Незнание морфологической  принадлежности слова (рАзвитый – развИтый)

Отсутствие в печатном тексте ё (ликвидация двух точек над  буквой привело к появлению множества  ошибок. НоворОжденный, а не новорождЕнный, жёлчный)

Русский язык – живой организм, вечно растущий, меняющийся, обновляющийся.В  связи с этим весьма закономерен  тот факт, что старые языковые формы  либо постепенно отмирают, либо органично  сосуществуют с новыми. Этим и объясняется  наличие вариативности русского ударения. В языке существуют следующие  варианты:

Равноправные (бАржа –  баржА, Искристый – искрИстый).

Варианты нормы,  одна из которых признается основной (творОг – осн., твОрог, кулинАрия – кулинарИя, прикУс (общеупот.) – прИкус (спец.)) – стилистические.

Допустимо-устаревшие (индУстрия  – индустрИя, собрАлся – собралсЯ, запаснОй –запАсный) – нормативно-хронологические.

Cемантические варианты  – разноместность ударения выполняет  смыслоразличительную функцию: остротА  (лезвия) – острОта (остроумное  выражение), трУсить (бояться) –  трусИть (бежать).

2. Типы акцентологических ошибок

1. Часто при изменении  слова переносят ударение на  окончание в тех словах, которые  имеют неподвижное ударение на  основе во всех формах . Это  такие существительные, как: блюдо,  госпиталь, грунт,  досуг, жбан, квартал, клад, сват, средство, торт, шофёр, шрифт и др.

Следовательно, мы должны произносить: приедут сваты, очередь за тортами, многие шофёры, проблемы грунтов, все  средства и т.п.

 

2. Ошибки допускаются и  в существительных, у которых  неподвижное ударение на окончании  (только если в им. п. – нулевое  окончание, то ударение в этой  форме падает на основу): графа,  жезл, кайма, ломоть, ревень, серп, язык, фитиль и др.

Следовательно: компот из ревеня, размахивать жезлом, нет ломтя  хлеба…

3. Наибольшее количество  ошибок в прилагательных связано  с краткой формой и сравнительной  степенью.

 

 

3.

Надо запомнить:

– Если ударение в краткой  форме женского рода падает на окончание, то в кратких формах среднего рода и мужского ударение на основе и  обычно совпадает с ударением  в полной форме: белый – бела, бел, бело (но кругом белым-бело); ясный  – ясна, ясен, ясно.

– В большинстве форм множественного числа наблюдаются колебания  в постановке ударения: белы – белы, бледны –  бледны, близки –  близки, низки – низки, пьяны – пьяны, пусты – пусты, ясны – ясны, просты (устар.) – просты.

– Но только легки, правы.

– Если в краткой форме  женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме – на суффикс: длинна – длиннее, видна  – виднее. Полна – полнее.

– Если в краткой форме  женского рода ударение падает на основу, то и в сравнительной степени  ударение на основе: лилова – лиловее, красива – красивее, ленива –  ленивее, говорлива – говорливее.

4. Часто встречается неправильная  постановка ударения на основе  слова, а не на его окончании  в глаголах прошедшего времени  единственного числа женского  рода: взяла вместо взяла, спала  вместо спала и т.п.

Надо запомнить:

– Таких глаголов около 280 (непроизводных и производных): брать (собрать, отобрать, прибрать, убрать…), быть, взять, вить, врать, гнать, гнить, дать, драть, ждать, жить, звать, клясть, лгать, лить, пить, плыть, прясть, рвать, слыть, ткать.

– Только приставка вы- «перетягивает» ударение на себя: гнала, прогнала, но выгнала.

– В этих глаголах прошедшего времени единственного числа  мужского и среднего рода и множественного числа ударение совпадает с ударением  в начальной форме: звать –  звал, звало, звали. Но аффикс -ся изменяет ударение в глаголах множественного числа  и иногда в глаголах среднего рода единственного числа: забралось, забрались; налилось, налились.

– Некоторые глаголы, очень  похожие на перечисленные выше, тоже односложные, не входят в этот ряд: бить – била, брить – брила, жать –  жала, знать – знала, злить –  злила.

5. Многие страдательные  причастия прошедшего времени,  образованные от глаголов на  –нуть, -ать, -ять, имеют ударение  на первом слоге: поднять –  поднятый, согнуть – согнутый, отнять  – отнятый.

3. Акцентологический минимум

Газопровод, апокриф, досуг, звонит, кремень, ходатайство, ломоть, созыв, форзац, каталог, камбала, некролог, премирование, узаконение, вероисповедание, жизнеобеспечение, феномен.

Подводя итог всему вышеизложенному, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что язык – неотъемлемая часть  нашей культуры, поэтому не нужно  забывать, что вопрос о чистоте  языка – не

4.

только языковая проблема. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. Мало добиться того, чтобы люди не говорили «выбора» или  «ндравиться», надо добиться того, чтобы  человек испытывал трепетное  и уважительное чувство к своему родному языку, ценил его красоту  и благозвучность. В связи с  этим уместно привести слова великого классика Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах  моей родины, – ты один мне поддержка  и опора, о великий, могучий, правдивый  и свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть  в отчаяние при виде всего, что совершается  дома? Но нельзя  верить, чтобы такой  язык не был дан великому народу!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Ударением называется выделение  группы слов, отдельного слова или  слога в слове.

В русском языке ударный  элемент произносится с большей  силой, более отчётливо и с  большей длительностью. В зависимости  от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное  ударение.

Логическое ударение

это выделение слова или группы слов, которые являются важными с  точки зрения смысла в данной фразе.

Например, в стихотворении  А. Ахматовой «Му­жество» (1942 г.) строки

Мы знаем, что ныне лежит  на весах

И что совершается ныне…

Словесное ударение

(или просто ударение)

это выделение слога в слове.

Если слово состоит  из двух или более слогов, то один из них произносится с большей  силой, с большей длительностью  и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный  звук ударного слога называется ударным  гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные.

Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле.

Произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

  1. Во многих языках ударение является фикси­рованным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ –  сиро́ты.

 

 

6.

3. Именно ударение может:

отличать одно слово от другого;

Ср.: а́тлас – атла́с.

быть показателем грамматической формы слова.

Ср.: ру́ки – руки́.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

Высо´коодарённый, ве´чнозелёный.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина  «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка  уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным  воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное.

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.

Обычно варианты различаются  сферой употребления.

Так, один из вариантов в  литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся).

Другие варианты могут  быть нелитературными (просторечными, диалектными).

Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это  просторечные акцентологические варианты.

Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.

При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить  по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

 

7.

Нормы ударения — одна из самых главных проблем русского языка. Они многочисленны и нелегки для усвоения. Ударение усваивается вместе со словом: надо его запомнить, перевести в речевой навык. Часто проще и быстрее запоминается неверное ударение, что впоследствии очень сложно устранить. В этом и состоит задача грамотного человека — освоить нормы ударения и правильно применять их на практике. Русское ударение отличается наличием большего количества произносительных вариантов, чем ударение в других языках (например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог).

Трудности в усвоении русского ударения связаны с двумя его  особенностями: разноместностью и  подвижностью.

Разноместность — это способность ударения падать на любой слог русского слова: на первый — и́конопись, на второй — экспе́рт, на третий — жалюзи́, на четвёртый — апартаме́нты. Во многих же языках мира ударение прикреплено к определённому слогу.

Подвижность — это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: вода́ — во́ду, хожу́ — хо́дишь. Большая часть слов русского языка (около 96 %) имеет подвижное ударение.

Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у одного слова акцентных вариантов. Иногда один из вариантов рассматривается  словарями как соответствующий  норме, а другой — как неправильный. Сравните: поло́жил, мага́зин — неправильно; положи́л, магази́н — правильно. Иногда варианты даются в словарях как равноправные: и́скристый и искри́стый.

Информация о работе Правильное ударение