Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:16, доклад
Сами китайцы имели несколько вариантов названия своей страны, но чаще всего называли по имени царствовавших династий: Шань, Чжоу, Цинь, Хань и т.д. В догосударственный период родами управляли советы старейшин, с которыми советовался племенной вождь. По решению совета старейшин племенные и родовые вожди могли быть отстранены от выполнения своих обязанностей.
В конце III тыс. до н.э. выборная традиция была заменена наследственным правом. Племенные вожди уже не избирались, появляется наследственная власть вождя, которая передавалась от отца к сыну. Семья вождя обособляется от всего остального племени и становится со временем носительницей власти царя (вана). В это время совет старейшин еще существует, но его права ограничены, а решения совсем не обязательны для наследственных вождей племен.
Право древнего Китая.
Сами китайцы имели несколько вариантов названия своей страны, но чаще всего называли по имени царствовавших династий: Шань, Чжоу, Цинь, Хань и т.д. В догосударственный период родами управляли советы старейшин, с которыми советовался племенной вождь. По решению совета старейшин племенные и родовые вожди могли быть отстранены от выполнения своих обязанностей.
В конце III тыс. до н.э. выборная традиция была заменена наследственным правом. Племенные вожди уже не избирались, появляется наследственная власть вождя, которая передавалась от отца к сыну. Семья вождя обособляется от всего остального племени и становится со временем носительницей власти царя (вана). В это время совет старейшин еще существует, но его права ограничены, а решения совсем не обязательны для наследственных вождей племен.
В конце 3-го тыс. на территории Китая играло определяющую роль племя шан, которое подчинило себе другие и образовало первое в истории Древнего Китая царство Шан (иероглифически Шан обозначается как Инь, поэтому исторически за этим периодом истории закрепилось двойное название).
В 6 в. до н.э. создает свое учение великий философ Конфуций, который выдвигал идеи гармонии, добродетели и порядка. По мнению Конфуция, деление людей на правителей и управляемых заложено в самой природе человека, оно извечно и неизменно.
Средством поддержания справедливого порядка у Конфуция является не закон, а соблюдение традиций, моральных норм (ли), уважение к старшим, почитание родителей, а также вышестоящих на иерархической лестнице. Конфуцианство проповедовало сохранение древних традиций, подчинение подданных властям, младших старшим, осуждало чрезмерное богатство, требовало от властей заботиться о бедных.
Представители легистов выражали интересы новой, имущественной знати. Легисты впервые в истории Китая выдвинули идею "юридического закона" как орудия государственного управления. В противоположность конфуцианцам, руководствовавшимся традициями и обычаями, "легисты" считали, что в основе управления государством должны лежать строгие и обязательные для всех законы.
Одним из идеологов легизма был Шан Ян (390-338 гг. до н.э.) - государственный деятель Циньской империи, который провел в государстве ряд реформ, способствовавших усилению государственной власти.
Реформы Шан Яна
- земля стала объектом купли-продажи, залога,
- размер земельных участков не ограничивался,
- крупные семьи должны были разделить свои хозяйства: "Если в семье было 2 сына, не разделивших имущество, то с них взыскивался двойной налог",
- была введена единая система мер и весов, - жители объединялись в десятки и пятерки семей, связанных круговой порукой, они отвечали за проступки своих членов, - вводился новый табель наказаний, - империя была разделена на территориальные единицы с имперскими чиновниками во главе,
- была запрещена кровная месть, - вместо прежних родовых обычаев стал господствовать закон, (обычаи продолжали действовать, но приоритет был за писаным законом, Ш.Я. не скрывал своего скептического отношения к обычаям, которые могли трактоваться по-разному и в каждой местности были свои), - произошло перевооружение армии, отличившимся в боях стали присваивать звания, учитывалось не происхождение, а личная храбрость и др.
Был сделан шаг по пути развития рыночного хозяйства, к феодализму, хотя рабство еще сохранялось не одно столетие.
В империи Цинь утвердились взгляды "легистов", легизм стал официальной идеологией, конфуцианцы подвергались гонениям, однако на последнем этапе формирования древнекитайского права в эпоху династии Хань произошло слияние идей конфуцианства и легизма. Как следствие, моральные нормы ли приобрели большую обязательность и формализм, а в право были перенесены многие этические нормы.
Право знало понятия собственности, владения и распоряжения. Земля, в принципе, считалась государственной собственностью, но владела ей община. Проведенная Ш.Я. аграрная реформа увеличила оборот земли, количество совершаемых с ней сделок. Согласно источникам в 1-м в. до н.э. заключать договоры купли-продажи земли могли и женщины, и государственные рабы. Помимо сделок купли-продажи распространен был договор аренды земли, договоры о найме людей, ростовщического займа, условия которых регулировались обычным правом.
Источники права Древнего Китая: обычаи, писаные законы, акты правителя.Древнекитайское право испытывало влияние двух учений: конфуцианской религии, идеологии легистов. Приверженцы взглядов Конфуция считали главным регулятором поведения людей не закон, а нормы морали. Легисты же настаивали на том, что жизнь подданных должна быть упорядочена с помощью общеобязательных законов, выражающих интересы государственной власти. В период правления династии Хань произошло слияние конфуцианства и легизма, что нашло свое отражение в новой концепции единства морали и закона.
Правовое регулирование имущественных отношений, семья. Доминирующая роль государства в жизни общества определила слабое развитие отношений частной собственности. Это проявилось в нормах о праве собственности на землю. Земля в Древнем Китае находилась в собственности государя, владении общины и отдельных крестьян. Брак заключался семьями жениха и невесты и оформлялся соглашением. Мужчины могли вступать в брак с 16 до 30 лет, а женщины - с 14 до 20. Браки между представителями разных сословий, родственниками запрещались. Главой семьи считался мужчина. Мужчине позволялось взять вторую жену, привести в дом наложницу. Развод разрешался, в некоторых случаях закон прямо предписывал расторгнуть брак.
Преступления и наказания. Конфуцианское учение исходило из того, что виновность лица и строгость наказания определяются душевным состоянием нарушителя норм морали, направленностью его воли, а не тяжестью совершенного проступка. Во время господства такого подхода детально разрабатываются понятия формы вины, стадий совершения преступления, соучастия, смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. Легисты же не ставили суровость наказания в зависимость от «направленности воли» преступника. Согласно их воззрениям жестокая кара за малейшее отступление от предписаний закона являлась одним из средств управления государством. Распространение таких взглядов привело к появлению устрашающих наказаний. Широко применялось привлечение к ответственности ни в чем не повинных людей: за преступление расплачивался не только виновный, но и его родственники.
Судебный процесс. Расследование преступления возбуждалось подачей заявления. Дознанием занимались чиновники окружного или уездного уровня. Судебные органы не отделялись от органов управления. При разбирательстве дела в суде применялись пытки, действовал принцип презумпции виновности обвиняемого, решения выносились по аналогии.