Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 12:56, реферат
Как правильно относиться к своей Родине? Можно ли научиться уважать и любить друг друга? Верно ли считать семью, в которой живет и воспитывается ребенок, домашней церковью?
«ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»
МБОУ «ООШ №1»
Труфанова Ирина Викторовна
учитель начальных классов
Как правильно относиться к своей Родине? Можно ли научиться уважать и любить друг друга? Верно ли считать семью, в которой живет и воспитывается ребенок, домашней церковью?
Над этими и другими вопросами мы часто задумываемся, работая с детьми и их родителями.
Материалы статьи С. Д. Фокиной «Как воспитывать нравственность?» помогают найти ответы на эти и многие другие вопросы. По словам автора статьи необходимо помнить, что «уже две тысячи лет существует изложенный в Библии духовный Закон, раскрывающий, как человеку жить на земле, что он должен делать и чего избегать. Заповеди и нравственные идеалы, признаваемые всеми народами и во все времена, говорят о ближнем, об отношении к нему, об обязанностях каждого перед другим человеком. Каждая нравственная заповедь может стать предметом отдельного разговора с ребенком».
Я думаю, что возможно эти беседы, извлеченные из старой книги, помогут сегодняшним родителям взять на себя ответственность и смелость говорить с маленькими детьми о высшем, о Боге. Скорее всего, сегодня это надо делать иначе, чем в 19 веке, но суть остается одна, формы же, если человек верит и доверяет Богу, он обретет в Нем. И в детях, которые всегда неподражаемы, как в своих вопросах, так и в своем понимании мира и его задач.
Родители не должны забывать о том, что человек – «существо семейное», не замкнутое на самом себе, а открытое к общению с окружающим миром, с близкими, жаждущее любви и заботы в любом возрасте. Помнить, что каждый ребенок обретает в семье свой первый и определяющий опыт встречи с миром. От семьи, от ее прочности и нравственной направленности прямо зависит, насколько крепок и здрав будет духовный настрой человека.
Мне близки мысли А. Солженицына: «Жизнь тяжела материально. А душевно тяжела еще более. Разнузданность самых низких страстей и плоти
зловредным излучением извергается на людей. Это излучение повреждает множество душ. Всем нужно приобщаться к русской национальной традиции, к нашей вере и истории, к нашим литературе и языку. Нужно научиться ощущать себя с начала своей семьи, своего рода, а затем своей страны и народа. Только этот стержень поведет нас в жизни.
Россия славится своим духовным ядром. И каковы бы ни были потрясения, наша страна не утонет ни в каком море».
Так как же ребенку понять смысл главных жизненных истин, как помочь вырасти умным, добрым, справедливым?
«Возлюби ближнего своего, как самого себя» учит одна из главных нравственных истин. Кто же этот ближний, которого надо любить? Ближний – это человек, который находится в беде, которому твоя нужна помощь. Не отказать просящему, не устраниться от нуждающегося, проявить милосердие является одной из важнейших человеческих добродетелей. «Ребенку нужно объяснить, что милосердный обращает свое внимание на нужду ближнего и забывает себя, чтобы помочь ему. Оказывая помощь, он не делает никаких различий: добрый это или злой, знакомый или чужой, нравится этот человек или не нравится. Эту истину человек должен понять с детства», - утверждает автор статьи С. Д. Фокина.
О бережном отношении к человеку и ко всему живому говорит заповедь «не убий». Речь в этой заповеди идет не только о физическом убийстве живого (насекомого, птиц, зверей), но и о злобе, гневе, ненависти, обращенных к человеку. Кроме телесного убийства, есть убийство духовное, ведь убить можно словом, взглядом, молчанием.
А как поступать по отношению к тем людям, которые тебя обидели? Ответить обидой на обиду, а может отомстить? Но зло вызывает лишь ответное зло, а вот прощение лучше мщения. Дети должны понять , что необходимо учиться побеждать свой гнев, раздражительность, злобу, быть снисходительным к своим врагам и не подражать тем, кто оскорбляет. Способность простить, не мстить, не вредить, удержаться от ссоры с обидчиком говорит о великодушии человека. Самым ярким примером, образцом для подражания всегда должны быть сами родители, отношения между родителями и детьми.
Быть осторожным в оценках других людей требует нравственное правило «не лжесвидетельствуй». Это значит - не лги, не говори зла о друге и недруге, не занимайся сплетнями и пересудами о ближних твоих. Нет ничего хуже, чем пытаться представить себя хорошим, а на самом деле только и думать , чтобы обмануть, солгать для собственной пользы. Не спешите осуждать другого человека! А какое несчастье, обиду могут принести человеку наши легкомысленные, насмешливые, невоздержанные слова! Много в нашей жизни грубых, бранных слов, много пустословия. Порассуждайте с ребенком об этом, постарайтесь быть для него первым учителем заповедей, образцом для подражания.
Не трогать ничего чужого, не прятать, не завидовать тому, что есть у другого, требуют заповеди «не укради», «не желай ничего чужого». Этой заповедью запрещается кража или присвоение каким-либо образом того, что принадлежит другим. Однако часто бывает так, что мы попросим почитать книгу и не вернем ее, найдем утерянное кем-то и утаим, держим взятые в долг вещи до тех пор, пока о них забудут, потихоньку берем то, что никем не охраняется. Когда запрещаются эти грехи, то через это приписываются следующие добродетели: бескорыстие, верность, правосудие, милосердие к бедным.
Современный мир способствует развитию в людях эгоизма и стремления к самореализации. Но погоня за богатством не ведет к успеху. Материализм – это одна из самых страшных угроз для семейной жизни, потому что он разрушает отношения между людьми.
Надо уметь довольствоваться тем, что есть. Никто не может иметь всего, чего он желает, но во власти каждого обойтись без того, чего он не имеет и с удовольствием пользоваться тем, что у него под рукой. Эти библейские заповеди помогают понять, что важно для счастья:
«Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть».
«Лучше кусок сухого хлеба, и с ним пир, нежели дом, полный заколотого скота, с разбором».
В числе нравственных устоев, нельзя не отметить скромность, скромное поведение, кротость. Кроткие – это такие люди, которые стараются, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться. Это незлобивые, терпеливые в отношении друг к другу, не ропщущие на судьбу люди. Не надо считать себя выше других, превозносить себя, хвастать, ибо всегда осуждался тот, кто страдал себялюбием, гордыней.
Я соглашусь,
что сама природа внушает нам
любовь и благодарность к тем,
кто дал нам жизнь, отечество,
воспитание. Обязанности перед самыми
близкими людьми - родителями заложены
в правило, также ставшее нравственным
законом – «чти отца своего
и мать свою». Под именованием
родителей следует также
И еще одна из важнейших заповедей, неразрывно связанная с любовью к ближнему. Это заповедь, повелевающая человеку трудиться. Сколько трудовой энергии может быть проявлено детьми в уборке за собой и в услугах, которые оказывают они окружающим! С возрастом дети должны понимать, что труд, который нужен людям, приносит удовлетворение, а время, проведенное бессмысленно, бесцельно оставляет в душе скверный осадок.
Хотелось бы добавить, что те родители, которые освобождают детей от нагрузок и обязанностей, например, по дому, руководствуясь формулой «пусть дети не узнают того, что знали мы», взрослые совершают, по–моему, акт предательства, а не благодеяния по отношению к собственным детям. Делают их безоружными перед множеством жизненных и житейских препятствий, от которых, увы, освободить не в силах. И главное, рвут на корню те естественные связи с другими людьми, где вместе со словом «должен» начинает произрастать чувство ответственности и благодарности.
Объединить же свод заповедей можно одним мудрым изречением, в котором скрыт опыт многих поколений: « Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними. Не делай человеку то, чего себе не желаешь».
Если родители уделяют время и внимание детям, это благотворно сказывается на семейной жизни, ведь семья - источник духовного развития ребенка.
Семейная жизнь будет приносить благо в той мере, в какой каждый член семьи будет применять библейский совет.
Свою работу я хотела бы закончить стихотворением «Жизнь» неизвестного автора из сборника «Русская духовная поэзия»:
Дар мгновенный, дар прекрасный.
Жизнь, зачем ты мне дана?
Ум молчит, а сердцу ясно:
Жизнь для жизни нам дана.
Все прекрасно в божьем мире!
Сотворивший мир – в нем скрыт;
Но Он в чувстве, но Он в лире,
Но Он в разуме открыт.
Познавать Творца в творенье,
Видеть Духом, сердцем чтить-
Вот в чем жизни назначенье.
Вот что значит в Боге жить!
Литература
Православное издательство «Лествица» 2003. С.199-205 О воспитании детей.
«Духовно- нравственное воспитание»
Издательство «Школьная пресса» 2005 №6 с.58-68 Сокровенные беседы.
Информация о работе Православные ценности семейного воспитания