Правовая культура и её особенности в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 20:58, реферат

Описание работы

Правовая культура представляет собой многослойное и многостороннее правовое
явление. Правовая культура - это часть культуры общества, определенный уровень
правовой образованности, усвоение обществом элементов правовых знаний и
воплощение этих знаний на практике. Она включает в себя и правовую культуру
отдельных лиц, и культуру социальных групп и государства в целом. Состояние
правовой культуры государства является важным фактором в определении уровня
зрелости конкретной исторической правовой системы. Это относится и к Российской
Федерации. Правовая культура служит промежуточным звеном для всех правовых сфер
общественной жизни: правотворчество, правосознание, свободы и обязанности
человека и гражданина, реализация права и т.д. Укрепление государственной власти не
представляется возможным без должного уровня правовой культуры. Отсюда вытекает
актуальность темы реферата.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1 . Понятие и общая характеристика правовой культуры
1.1. Понятие, виды, структура и функции правовой культуры……………… 4
Глава 2. Совершенствование правовой культуры российского общества
2.1. Современное развитие прав и свобод человека…………………………….8
2.2. Правовое воспитание в России и его значение в формировании правовой культуры…………………………………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………12
Список литературы………………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

реферат культурология.docx

— 35.11 Кб (Скачать файл)

    Воспитание плавно перетекает в сознание, формирует общую правовую культуру граждан.

    Правовое воспитание необходимо рассматривать в двух аспектах. Первый аспект (в широком смысле) предполагает рассмотрение правового воспитания как общего процесса формирования правосознания и правовой культуры членов общества, включая влияние социально-экономического уклада жизни, политического режима, идеологической деятельности, духовно-нравственной атмосферы, системы законодательства и т.д. Практика подтверждает, что право воспитательную деятельность невозможно планировать в отрыве от влияния вышеуказанных объективных факторов. Второй аспект (в узком смысле) предполагает рассмотрение правового воспитания как одного из видов общественной деятельности, которая выражается в целенаправленной и организованной работе государственных органов и общественных организаций, направленной на формирование правовой культуры и воспитания законопослушных граждан.

    Формой правового воспитания является правовое обучение – т.е. непосредственная передача, накопление и усвоение знаний, принципов, норм права, а также формирование соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умение использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

    Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения[9]. Общие требования общества к правовому (юридическому) воспитанию и обучению граждан, оформились в официальных документах, так, стандарт основного общего образования по обществознания (включая экономику и право) формулирует цели правового обучения школьников, заключающиеся в «развитие познавательных интересов в процессе восприятия правовой информации, развитие нравственной и правовой культуры; воспитание гражданской ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоение знаний, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина»[10].

    Содержание правового воспитания как процесса формирования правовой культуры личности включает в себя следующие структурные компоненты: информирование о праве (информационный)[8]; формирование отношения к праву (оценочный); воспитание установки на правомерное поведение (регулятивный); воспитание чувства необходимости правомерного поведения (когнитивный); организация деятельности субъектов правового воспитания в рамках государственных и общественных институтов (организационный).

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Эволюционное развитие многих стран свидетельствует о том, что определённые гарантии прав и свобод человека создаются на основе развитости институтов гражданского общества и демократического правового государства. В российском обществе продолжается процесс формирования новой государственности, становления правового государства и открытого гражданского общества. Изменения произошли и в правовой системе, и в правовой культуре российского общества. В связи с изменившимися социально-политическими условиями требуется качественно новая правовая культура граждан, темпы формирования которой не соответствуют современному состоянию общественно-политической системы. Данное обстоятельство требует научного осмысления тех трансформаций, которые происходят в правовой и политической сферах общественной жизни.

    В заключении можно сделать следующий вывод, правовая культура — необходимое условие сознательного осуществления гражданином его долга перед обществом, реализации его гражданских прав и свобод. Опосредование людьми прав, свобод и обязанностей в поведении и деятельности способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения граждан, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления народа являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство. Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.

    Правовая культура общества – это составная часть созданных им духовных ценностей. Среди значимых элементов данной категории можно назвать и определённый уровень правового сознания, и развитую правовую систему, и эффективное независимое правосудие, надёжные гарантии прав и свобод гражданина, прочные правовые традиции, юридическую грамотность граждан и многие другие факторы, которые определяют правовую жизнь государства.

Список Литературы

 

  1. Аринин А.Н. Права и свободы человека и эффективное развитие России // Общественные науки и современность. - М.: ИНФА, 2002. № 1.
  2. Глушакова С.И. Права человека в России. М.: Юристъ, 2005.
  3. Головастикова А.Н. Права человека. М.: Эксмо, 2006.  
  4. Добрынина Е. Россия как она есть // Российская газета. – 2007. – С.38.
  5. Кальной И.И. Философия права. М., 2006. – С. 312.
  6. Любин В.П. Дискуссии о политической культуре современной России // Россия и современный мир. 2002. № 2. – С.322.
  7. Мальцев Г.В. Современное право: анализ основных тенденций.- М., 2005.
  8. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права, - № 3 – 2004. – С. 89.
  9. Рассказов Л.П. Теория государства и права. – М., 2008. – С. 286.
  10. Сонин В.В. Хрестоматия по всеобщей истории права. Владивосток: изд-во ВГУЭС, 2005. -  С. 176.
  11. Честнов И.Л. Актуальные проблемы теории государства и права: Эпистемология государства и права. СПб., 2004.
  12. Конституция Российской Федерации принятая всенародным голосованием от 12.12.1993 г.( с учётом поправок внесённых Законом РФ о поправках Конституции РФ от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // №7, 21.01.2009.
  13. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/INDEX_CULTUR.php
  14. http://dispace.edu.nstu.ru/didesk/course/show/1030

 

 

 

 


Информация о работе Правовая культура и её особенности в современной России