Правовые основы в области культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 17:39, реферат

Описание работы

Целья работы является изучение административно-правового регулирования управления культурой.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, содержание и правовые основы деятельности в области культуры;
- изучить организационно-правовые формы управления культурой;
- рассмотреть взаимодействие местного самоуправления и культуры.

Файлы: 1 файл

правовые основы в области культуры.docx

— 48.42 Кб (Скачать файл)

Органы местного самоуправления обладают следующими полномочиями в области культуры, физической культуры и спорта:

Городская администрация: осуществляет охрану и организует использование расположенных на территории города памятников природы, культуры, истории; организует на территории города работу культурно просветительных учреждений с учетом национально-культурных традиций населения; создает объекты социально-культурного, физкультурно-спортивного назначения, руководит кино и видеообслуживанием населения; организует проведение общегородских мероприятий в области образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Районная администрация: осуществляет охрану и организует использование переданных в ведение района памятников природы, культуры, истории; организует на территории района работу культурно-просветительных учреждений с учетом национально-культурных традиций населения; создает объекты социально-культурного, физкультурно-спортивного назначения, руководит кино- и видеообслуживанием населения; организует проведение общерайонных мероприятий в области образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Поселковая, сельская администрация: вносит предложения в соответствующие органы об объявлении памятниками природы, истории и культуры объектов, находящихся на территории поселка, сельсовета и представляющих экологическую, историческую, культурную или научную ценность; осуществляет охрану и организует использование памятников истории и культуры, переданных в ведение поселка, сельсовета; оказывает жителям помощь в назначении пенсий.

В сфере культуры, физической культуры и спорта к вопросам местного значения относятся (статьи 14-16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»):

В городском округе: организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек поселения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; сохранение, и использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении. Органы местного самоуправления поселения имеют право на создание музеев. Создание условий для массового поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения.

В муниципальном районе: организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; создание условий для развития местного традиционного народного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района; обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района; организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью. Органы местного самоуправления муниципального района имеют право на создание музеев муниципального района.

В поселении: организация библиотечного обслуживания населения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе; обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе. Органы местного самоуправления городского округа имеют право на создание музеев. Создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.

  • В настояще время в Чувашской Республике реализуется План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной  сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», утвержденный распоряжением Главы Чувашской Республики    от 27.02.2013 № 43-рг.
  • Целями плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (далее – «дорожная карта») являются:
  • обеспечение прав населения Чувашской Республики на доступ к культурным ценностям и участию в культурной жизни;
  • воспитание подрастающего поколения в духе культурных и нравственных традиций народов и национальностей, проживающих в Чувашской Республике, создание условий для развития творческих способностей и социализации современной молодежи, самореализации и духовного обогащения творчески активной части населения, полноценного межнационального культурного обмена;
  • обеспечение достойной оплаты труда работников учреждений культуры как результат повышения качества и количества оказываемых ими государственных (муниципальных) услуг;
  • развитие и сохранение кадрового потенциала учреждений культуры;
  • повышение престижности и привлекательности профессий в сфере культуры;
  • сохранение культурного и исторического наследия народов Российской Федерации, реализация творческого потенциала нации;
  • создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры.
  • В рамках структурных реформ предусматривается:
  • повышение качества и расширение спектра государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры;
  • обеспечение доступа к культурному продукту путем информатизации отрасли (создание сводной электронной библиотеки, виртуальных музейных экспозиций, размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») спектаклей и концертных программ);
  • формирование сети многофункциональных культурных комплексов (многопрофильных учреждений, соединяющих в едином центре клуб, библиотеку, музей, галерею, детскую школу искусств и др.);
  • внедрение новых технологий в деятельность библиотек, включая работу библиотек в режиме удаленного доступа;
  • формирование конкурентной среды в отрасли культуры путем расширения грантовой поддержки творческих проектов учреждений культуры и искусства;
  • вовлечение населения в активную социокультурную деятельность, реализация творческих инициатив населения путем продвижения культурного продукта;
  • участие сферы культуры в формировании комфортной среды жизнедеятельности населенных пунктов;
  • продвижение регионального культурного продукта на внутреннем и внешнем культурно-туристическом пространстве.
  •  

     

     

     

     

     

     

    Заключение

    Культура — многозначная социальная категория, в наиболее распространенном понимании относящаяся к сфере духовной жизни людей. Именно в подобном смысле она используется действующим российским законодательством, в частности — Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

    В центре внимания данного Закона — культурная деятельность, то есть сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей; обеспечение и защита конституционного права граждан на эту деятельность; правовое ее обеспечение; принципы государственной, культурной политики. Соответственно правовое регулирование распространяется на художественную литературу, кинематографию, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, художественные народные промыслы и ремесла, самодеятельное художественное творчество, музейное дело, книгоиздание и библиотечное дело, телевидение, радио.

    Важное значение для управления в области культуры имеет федеральный Закон «О средствах массовой информации», федеральный Закон от 1 декабря 1995 года «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», а также федеральный Закон от 26 августа 1996 года «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

    Политика государства в области культурного развития реализуется практически в деятельности соответствующих субъектов исполнительной власти. При этом к ведению Российской федерации в лице ее органов относится установление основ федеральной политики и федеральных программ в области культурного развития, а к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов — общие вопросы культуры (ст. 71 — 72 Конституции Российской Федерации), федеральные органы исполнительной власти осуществляют прямое финансирование организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, координируют внешнюю политику в области культурного сотрудничества, регулируют вывоз и ввоз культурных ценностей, создают и ведут Свод памятников истории и культуры Российской

    Федерации и т.д. Правительство Российской Федерации обеспечивает государственную поддержку развития культуры и сохранение особо ценных объектов культурного наследия общегосударственного значения, обеспечивает доступность для граждан культурной деятельности и культурных ценностей, организует выявление, учет и охрану памятников культуры. В аппарате Правительства функционирует Департамент культуры.

    Исполнительные органы субъектов Российской Федерации участвуют в определении республиканской и территориальной культурной политики, формируют территориальные и иные органы государственного регулирования культурной деятельности, создают организации культуры соответствующего подчинения и т.п.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Библиографический список

    1. Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008) // Российская газета. - 21.11.2009.
    2. Федеральный закон от 29.12.2010 №436-ФЗ (ред. от 28.07.2012) “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” // Российская газета. - 31.12.2010; 30.07.2012.
    3. Федеральный закон от 09.02.2009 №8-ФЗ (ред. от 11.07.2011) “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления” // Российская газета. - 13.02.2009; 15.07.2011.
    4. Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ (ред. от 28.07.2012) “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” // Собрание законодательства РФ. - 2010. - №31. - Ст. 4179; 2012. - №28. - Ст. 3735.
    5. Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года” // Российская газета. - 19.05.2009.
    6. Указ Президента РФ от 07.05.2012 №601 “Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления” // Российская газета. - 09.05.2012.
    7. Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 2013 г. № 375 «О проведении в Российской Федерации Года культуры»;
    8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
    9. Административное право России. Часть вторая. Учебник. Под ред. докт. юрид. наук, проф. А.П. Коренева. М.: МЮИ МВД России. Издательство «Щит-М». 2012. — С. 313.
    10. Четвериков В. С. Административное право. - Ростов на/Д: Феникс, 2013. — 512 с. 

     

     

     


    Информация о работе Правовые основы в области культуры