Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 13:59, реферат
Праздничный календарь русских на протяжении их многовековой истории не был стабильным, раз и навсегда данным. Каждая историческая эпоха накладывала на него свой отпечаток, внося в праздничный быт народа что-то свое, новое. Наиболее заметные изменения он претерпел трижды - после крещения Руси, в период петровских преобразований и после крушения самодержавия, т. е. в переломные периоды в истории русского народа.
Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян.
Существенную роль в общественной жизни крестьян и городского населения у русских, как и у других европейских народов, играли обряды и обычаи, приуроченные к датам христианского календаря и тесно связанные с циклом сельскохозяйственных работ - подготовкой и ожиданием урожая и его уборкой.
1.Праздники и обряды.
Праздничный календарь
Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян.
Существенную роль в
Общественная жизнь, связанная
с народной календарной
Система церковных праздников
По объекту прославления
православные праздники
Классификация традиционных календарных праздников
Колядование
Рождение Коляды, мифологического существа, родственного Макоши, совпадало по времени с "рождением" Солнца - зимним солнцеворотом. Участники обряда колядования распевали песни, прославлявшие Коляду, ходили по домам, желали хозяевам здоровья, богатого урожая, приплода в наступающем году. По требованию колядующих хозяева вознаграждали их съестными дарами - это была жертва Коляде. Разжигали костры, и под веселые песни, собранная еда коллективно поедалась. Происходило это обычно 24 декабря (по старому стилю).
Масленица
В конце марта, в период
весеннего равноденствия
Весенние праздники
К весенним обрядам заранее
готовились: вышивали полотенца
с изображениями богини
День Ивана Купалы
Купала - божество славянской мифологии, связанное с культом солнца. Во время праздника оно было явлено чучелом мужского, а иногда и женского пола. Украшением и символом праздника были цветы иван-да-марья. Согласно поверьям, в ночь на Ивана Купалу распускался огненного окраса чудесный цветок папоротника, указывавший место закопанных кладов. Колдовские чары окружали этот цветок, отыскать его и открыть клад считалось делом почти невозможным. Особо доверчивые и азартные отправлялись ночью в лес. Веками из уст в уста передавались в народе небылицы о таких простаках.
Вечером на Ивана Купалу
магическим обрядом добывания "живого
огня" начиналось главное действо:
от затеплившегося огня
2. Народные коллективы
В области 4738 коллективов самодеятельного народного творчества, из которых 2610 – детских. Широко развиты такие жанры самодеятельного народного творчества, как хореографический (604 коллектива), театральный (580 коллективов), вокально-хоровой (391 коллектив), народных промыслов (311формирований), фольклор (200 коллективов) и многие другие.
4.Современные коллективы области
Многие из них являются
настоящими творческими
Ровно 20 лет назад Ирина Хохлова, выпускница Московского университета культуры, пришла работать в ДШИ № 2 и сразу возглавила только что открывшееся там фольклорное отделение. Главное её детище - детский фольклорный ансамбль «Ленок».
Русский народ должен знать свои традиции.
Если мы их не знаем и не помним, мы не будем
русскими. Поэтому «Ленок» исполняет,
в основном, песенный фольклор Смоленской
области и использует хороводные
композиции.
Хороводные игры и
танцы позволяют использовать
приемы свободного движения
У древних восточных
славян хороводные песни
В жанре хоровода различают два основных его вида – орнаментальные (сопровождают песню без ярко выраженного сюжета) и игровые (разыгрывается содержание песни). По характеру движений хороводы можно назвать так: круговые и некруговые хороводы-игры, хороводы-шествия. По характеру музыкально-поэтических образов хороводы разделяются на медленные – лирические и быстрые – комедийно-бытовые, шуточные.
Ежегодно проводится
Список литературы
Алмазов С.Ф., Питерский П. Я. Праздники православной церкви. - М., 1962.
Бакланова Т.И. Народная художественная культура. – М., 2000.
Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. /Под ред. М. Забылина. – М.: Просвещение, 1991.
Степанов Н. Народные праздники на Святой Руси. - М., 1990.