Праздники и обряды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 13:59, реферат

Описание работы

Праздничный календарь русских на протяжении их многовековой истории не был стабильным, раз и навсегда данным. Каждая историческая эпоха накладывала на него свой отпечаток, внося в праздничный быт народа что-то свое, новое. Наиболее заметные изменения он претерпел трижды - после крещения Руси, в период петровских преобразований и после крушения самодержавия, т. е. в переломные периоды в истории русского народа.
Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян.
Существенную роль в общественной жизни крестьян и городского населения у русских, как и у других европейских народов, играли обряды и обычаи, приуроченные к датам христианского календаря и тесно связанные с циклом сельскохозяйственных работ - подготовкой и ожиданием урожая и его уборкой.

Файлы: 1 файл

Реферат. Обряды.d.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

1.Праздники и обряды.

 

 Праздничный календарь русских  на протяжении их многовековой  истории не был стабильным, раз  и навсегда данным. Каждая историческая  эпоха накладывала на него  свой отпечаток, внося в праздничный  быт народа что-то свое, новое. Наиболее заметные изменения он претерпел трижды - после крещения Руси, в период петровских преобразований и после крушения самодержавия, т. е. в переломные периоды в истории русского народа.

 Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с  земледельческим календарем предков восточных славян.

 Существенную роль в общественной  жизни крестьян и городского  населения у русских, как и  у других европейских народов, играли обряды и обычаи, приуроченные  к датам христианского календаря  и тесно связанные с циклом сельскохозяйственных работ - подготовкой и ожиданием урожая и его уборкой.

 Общественная жизнь, связанная  с народной календарной обрядностью, проявлялась главным образом  в совместных гуляниях и праздничных  развлечениях, имевших множество  локальных различий.

 

Система церковных праздников

 По объекту прославления  православные праздники подразделяются  на Господни, Богородичные, в честь  святых и "бесплотных сил" (мира  ангельского). По времени проведения - на неподвижные (непереходящие), за  которыми закреплены особые дни (числа) в церковном календаре, и подвижные (переходящие), перемещающиеся по календарю в зависимости от не имеющей твердой даты Пасхи - главного, наиболее почитаемого общехристианского праздника ("праздника всех праздников

 

Классификация традиционных календарных праздников

 Колядование

 Рождение Коляды, мифологического  существа, родственного Макоши, совпадало  по времени с "рождением" Солнца - зимним солнцеворотом. Участники  обряда колядования распевали  песни, прославлявшие Коляду, ходили  по домам, желали хозяевам здоровья, богатого урожая, приплода в наступающем году. По требованию колядующих хозяева вознаграждали их съестными дарами - это была жертва Коляде. Разжигали костры, и под веселые песни, собранная еда коллективно поедалась. Происходило это обычно 24 декабря (по старому стилю).

 

Масленица

 В конце марта, в период  весеннего равноденствия отмечали  масленицу. Масленица - праздник проводов  зимы и встречи весны. Непременным  спутником этого весеннего праздника  были блины, масляные блины. Своей формой они символизировали солнце. Тысячу лет назад вид блинов был еще ближе к древнейшему схематическому изображению Солнца. Объевшись масляными блинами, над толпой возвышалась сама Масленица - олицетворение конца зимы и начала сезона плодоношения. На празднике она присутствовала в виде чучела, разодетого в женские одежды. Гуляние начиналось с обрядов призыва и встречи Масленицы. Заканчивалось же гуляние ритуальным захоронением Масленицы - чучело сжигали или, разорвав, разбрасывали по полям, закапывали. Ознаменовав приход весны, передав свою силу полям, Масленица должна была теперь успокоиться до следующего года.

 

 

 

 

Весенние праздники

 К весенним обрядам заранее  готовились: вышивали полотенца  с изображениями богини плодородия. Не обходились весенние обряды и без расписанных яиц. Традиция расписывать яйца весной - одна из древнейших, среди сохранившихся доныне. Расписное яйцо было столь важным атрибутом обрядов, что длительное время (примерно с Х века) держался обычай пользоваться специально изготовленными керамическими разукрашенными яйцами - писанками. Считалось, что раскрашенное ритуальное яйцо обладает необыкновенными свойствами: им можно исцелить больного или даже потушить пожар, случившийся от удара молнии.

 

  День Ивана Купалы

 Купала - божество славянской мифологии, связанное с культом солнца. Во время праздника оно было явлено чучелом мужского, а иногда и женского пола. Украшением и символом праздника были цветы иван-да-марья. Согласно поверьям, в ночь на Ивана Купалу распускался огненного окраса чудесный цветок папоротника, указывавший место закопанных кладов. Колдовские чары окружали этот цветок, отыскать его и открыть клад считалось делом почти невозможным. Особо доверчивые и азартные отправлялись ночью в лес. Веками из уст в уста передавались в народе небылицы о таких простаках.

 

 Вечером на Ивана Купалу  магическим обрядом добывания "живого  огня" начиналось главное действо: от затеплившегося огня возжигались  священные костры, и самый удалой  народ пускался прыгать через  них. Каждый стремился взвиться повыше, потому что волшебным образом от высоты прыжка зависела высота хлебов. Вокруг костров водились хороводы.

 

2. Народные коллективы Смоленщины.

 

В области 4738 коллективов самодеятельного народного творчества, из которых 2610 – детских. Широко развиты такие жанры самодеятельного народного творчества, как хореографический (604 коллектива), театральный (580 коллективов), вокально-хоровой (391 коллектив), народных промыслов (311формирований), фольклор (200 коллективов) и многие другие.

 

4.Современные коллективы области

 

  Многие из них являются  настоящими творческими лабораториями  по различным видам и жанрам  самодеятельного искусства. Это  фольклорно-этнографический ансамбль  «Молодушки» д. Лужная Ершичского  района, руководитель Т. Сивохина; народный коллектив фольклорно-этнографический ансамбль «Реченька» Ельнинского района, руководитель В. Арлащенков; образцовый коллектив фольклорный ансамбль «Кривичата» подросткового клуба «Юность» п. Голынки Руднянского района, руководитель – заслуженный работник культуры РФ Е. Шаченкова; народный коллектив хор русской песни Хиславичского центра культуры, руководитель – заслуженный работник культуры РФ Г. Кулакова; народный коллектив ансамбль современного танца «Звоны» Ярцевского районного центра культуры и искусства, руководитель – заслуженный работник культуры РФ Т. Карепина, фольклорный ансамбль «Ленок», руководитель Ирина Хохлова г.Смоленск.

 

Ровно 20 лет назад Ирина Хохлова, выпускница Московского университета культуры, пришла работать в ДШИ № 2 и сразу возглавила только что открывшееся там фольклорное отделение. Главное её детище - детский фольклорный ансамбль «Ленок».

 
Русский народ должен знать свои традиции. Если мы их не знаем и не помним, мы не будем русскими. Поэтому «Ленок» исполняет, в основном, песенный фольклор Смоленской области и   использует хороводные композиции.

     Хороводные игры и  танцы позволяют использовать  приемы свободного движения под  музыку. А рисунки движения народных  хороводов теснейшим образом  связаны с магической символикой, обладающей целительными свойствами, с вековыми идеалами поведения, осанки, мимики. Танцы в хороводе не мешают пению, не затрудняют дыхание.

     У древних восточных  славян хороводные песни входили  в календарный земледельческий  песенный цикл и делились на  весенние, летние, осенние, зимние. Позднее они выделяются в самостоятельную область театрально-хореографического творчества: хореографическое и драматическое (разыгрывание сюжета текста песни).

     В жанре хоровода  различают два основных его  вида – орнаментальные (сопровождают песню без ярко выраженного сюжета) и игровые (разыгрывается содержание песни). По характеру движений хороводы можно назвать так: круговые и некруговые хороводы-игры, хороводы-шествия. По характеру музыкально-поэтических образов хороводы разделяются на медленные – лирические и быстрые – комедийно-бытовые, шуточные.

 

 Ежегодно проводится областной  смотр-конкурс хореографического  искусства «Ритмы века», в котором принимают участие около 1000 человек. Привлекли внимание и вызвали широкий общественный отклик молодежный турнир по современным танцам «Энергия – движению!» и фестиваль русского танца «На – СЛЕД – ие»».

 

Список литературы

 

 

 Алмазов С.Ф., Питерский П. Я. Праздники православной церкви. - М., 1962.

 

 Бакланова Т.И. Народная художественная культура. – М., 2000.

 

 Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. /Под ред. М. Забылина. – М.: Просвещение, 1991.

 

 Степанов Н. Народные праздники  на Святой Руси. - М., 1990.

 

 

 


Информация о работе Праздники и обряды