Предмет и метод культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 21:55, контрольная работа

Описание работы

Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит, скорее всего, о его многозначности, чем об изученности и осмысленности скрывающихся за ним значений. Мы привыкли говорить о духовной и материальной культуре, и прекрасно понимаем, что в одном случае речь идет о музыке, театре, религии, в другом о земледелии и садоводчестве, компьютерном обеспечении производства.

Содержание работы

Введение 3
1. Предыстория культурологии: анализ культуры в истории
Философской мысли от античности до Нового времени. Формирование культурологии как самостоятельной науки к середине ХХ в. 4
2. Предмет культурологии. Место культурологии в системе
гуманитарного знания. Теоретическая и прикладная культурология. 10
3. Основные методы культурологии 14
Заключение 17
Литература 18

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

      Философия романтизма и иррационализма А. Шопенгауэра дали толчок развитию «философии жизни», которая была преимущественно философией культуры. Своеобразное философствование Фридриха Ницше (1844 – 1900) оказало мощное влияние на современную теорию культуры. Все процессы, происходящие в мире, все явления природного и психологического характера Ницше рассматривает как различные проявления «воли к могуществу». Существенно иной вариант философии культуры, создал немецкий историк культуры В. Дильтей (1833 – 1911). Он рассматривает саму жизнь как способ бытия человека, осуществляющийся в раскрытии человеком культурно-исторического процесса, образовании мира истории, отличного от мира природы. Главной заслугой Дильтея остается разработка герменевтики как метода понимания письменно фиксированных проявлений жизни, т. е. духовной культуры в ее исторических образцах.

     Эрнст Кассирер (1874-1945) выпустил в свет свою «философию символических форм». По аналогии к вопросам кантовской «Критики чистого разума» он ставит вопрос «как возможна культура?». Согласно Кассиреру, она раскрывается перед нами как многообразие символических форм, связанных и упорядоченных в соответствии со своими функциональными ролями в систему модусов и уровней, каждый из которых (язык, миф, наука) не сводим к другому и равноправно существует в мире. Труд  Кассирера явился попыткой преодолеть кризис неокантинства путем вывода его в новое, культурологическое проблемное поле. Подобный путь характерен и для других направлений в западной философии ХХ в.

 

2.Предмет культурологии. Место культурологии в системе гуманитарного знания. Теоретическая и прикладная культурология.

 

 Процесс усложнения человеческой деятельности отображается в общественном сознании в системе взаимосвязанных понятий. Это единство культурологии получило название социокультурной динамики.

      Предметом культурологии выступает совокупность следующих элементов:

  -все явления материальной и духовной культуры;

  -механизмы формирования, сохранения и трансляции явлений культуры;

  - условия и предпосылки, определяющие форму феноменов культуры;

  -законы развития культурных явлений, соположенных и взаимодействующих между собой.

Для лучшего понимания  того, что означает собой явление  духовной культуры, обратимся к Феномену православной иконы. Русское слово  «икона» исходит от греческого наименования образа, изображения. В иконе мы видим символическое изображение святого или события из священной истории. Образ на иконе должен сводиться к минимуму деталей материального мира, однако воплощать в себе максимум духовной энергии. Функционально икона является предметом культа. К числу многообразных явлений материальной культуры, возможно, отнести приготовление пищи и соответственно орудия (кухонные принадлежности) и исходное сырье. Развести духовные и материальные явления культурной деятельности можно лишь условно. Так в России многие запреты на пищу определялись библейскими заповедями и установлениями.

Все явления культуры выступали объектами приложения социальных сил человека и результатами определенных социальных механизмов. Так, упомянутые выше иконы являлись венцом иконописания. Под условиями, определяющими форму культуры, понимают особенности климата и ландшафта. Под предпосылками - предшествовавшие культурные системы, которые существовали на той же территории. Характер отношений с соседями, специфика религиозных верований также могут определять форму последующей культуры.

       О роли природных условий в формировании культурных стереотипов Россиян размышлял в свое время еще В. О. Ключевский (1841-1911). В древней Руси расселение шло по рекам. Река воспитывала дух предприимчивости, привычку к совместному артельному действию, заставляла размышлять и изловчаться, сближала разбросанные части населения, приучала чувствовать себя членом общества, общаться с чужими людьми, наблюдать их нравы и интересы, меняться товаром и обмениваться опытом. Лес своей сонной дремучей тишиной пугал своих жителей. В глухом шуме вековых вершин чуялось что-то зловещее. Ежеминутное ожидание неожиданной, непредвиденной опасности напрягало нервы, будоражило воображение. Древнерусский человек населил лес всевозможными страхами (леший, лесовики). Следовательно, противоречивое воздействие окружающей среды не могло не нанести отпечаток на культурные архетипы россиян.

Итак, что же это за научная дисциплина – культурология? Прежде всего, следует оговорить, что она подразделяется на историю культуры и ее теорию. Под термином «культурология» мы будем понимать теорию культуры. В этом смысле культурологию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях культуры. А это значит, что она изучает не отдельные культурные системы, которых в истории человечества существовало очень много, а универсальные свойства, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т. п.  Как теоретическая наука, в изучении своего предмета, культурология многое абстрагирует, обобщает, намечает лишь общие тенденции и закономерности. Поэтому следует иметь ввиду, что реальное развитие той или иной конкретной культуры может не совсем совпадать с общетеоретическими  закономерностями, что, впрочем, не ставит под сомнение саму теорию.

Культура, как легко  понять, есть дело исключительно человеческое, поэтому культурология относится  к семье гуманитарных дисциплин. Вообще-то говоря, почти все гуманитарные науки так или иначе изучают культуру и ее проявления. Культурология осмысливает культуру в целом – от бытового уклада до концепций мира и человека, интегрируя знания о культуре, которые мы получаем из других гуманитарных дисциплин. Во-вторых, это позволяет изучать культуру как качественно своеобразный феномен, как систему, которая, как известно, всегда богаче суммы ее составляющих и к ней не сводима. И в-третьих, этой науке под силу выявить наиболее общие культурологические законы, действующие на всех «этажах» культуры и применимые к самым разным ее объектам – от отдельной личности до человечества в целом. В то же время культурологические исследования не могут и не должны подменять собой специальные исследования в области смежных наук.

 Таким видится специфический предмет культурологии и ее место в системе гуманитарного знания.

Как гуманитарная наука  культурология, естественно, имеет  более или менее тесные связи  с другими гуманитарными дисциплинами. Так, у культурологии много общего с философией, особенно с той ее ветвью, которая основным вопросом философии считает не первичность духа или материи, а смысл человеческой жизни. Так или иначе, но философия и культурология ставят и пытаются решать сходные проблемы.

Связь культурологии с социологией обнаруживается, прежде всего в том, что социология «поставляет материал», который культурология осмысливает. Это различные модели поведения человека в обществе, разные межличностные взаимоотношения, характеристики общественных структур и т. п.

Примерно то же можно сказать и о связях культурологии с политологией. Культурология очень нуждается в сведениях о типах государственных структур, типах и свойствах разных политических режимов, способах политического управления обществом – все это дает политология.

Во многих точках соприкасаются такие науки, как культурология и психология, поскольку обе изучают человека в основном со стороны его внутреннего мира. Психологические модели человеческих типов и поведения человека в разных жизненных ситуациях дополняются, а отчасти и конкретизируются культурологическими закономерностями.

Существенно важную помощь культурологии оказывает такая  наука, как этнография. В ней культурология  также находит материал для теоретических  выводов: описание жизни различных  обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т. п.

Далее отметим связь  культурологии с эстетикой, общим  искусствознанием, литературоведением. И наконец, связи культурологии  с историей. Они различны и многообразны. Выделим главное. Культурологу необходимо быть в той или иной мере историком, чтобы свободно обращаться с разными историческими типами культур, сопоставлять их между собой, чтобы  выявить как общекультурные, вневременные закономерности, так и характер культурного менталитета в ту или иную эпоху. Кроме того, исторические данные помогают построить теорию возникновения и развития культуры, выявить законы ее исторического развития.

 

3.Основные  методы культурологии.

 

Культурология использует систему методов, т. е. различных, взаимосвязанных между собою способов изучения явлений культуры.

В их ряду сравнительно-исторический метод. Он позволяет провести сущностное сравнение принципиально сопоставимых объектов, относящихся к разным культурам. Широко распространенный обряд обрезания имеет несхожую символическую нагрузку. Так, в иудаизме значение обряда «брит мила», или обрезания буквально передается древнееврейским словом «брит» - завет. Он связан с наречением мальчика именем. Обрезание происходит через восемь дней после рождения. Несомненно, совершение этого обряда замещает собой гораздо более древний обычай человеческого жертвоприношения. Кроме указанного, происхождение ритуала обрезания объясняется и гигиеническими соображениями: люди стремились предупредить возможные инфекции в условиях полупустыни, где вода являлась ценностью.

В культуре папуасов Новой  Гвинеи обрезание, являясь формой символической  смерти, знаменует собой инициацию, т. е. переход мальчика во взрослое состояние. В исламе обряд обрезания семилетних мальчиков служит, как и у иудеев, символом религиозной принадлежности и считается обязательным. Этот обряд символизирует инициацию, взросление ребенка.

Структурно-функциональный метод предполагает разделение исследуемого явления культуры на составные части и выявление соотношения между ними. В качестве примера укажем опыт изучения своеобразного феномена, как русский мат. Матерная брань характеризуется наличием ряда смысловых уравнений – структурой. Запрет на матерную ругань объясняется негативным отношением христианства к культовым функциям мата как явления языческой культуры. Матерная ругань связана с обрядами плодородия. Эта брань восходит к языческим молитвам или заговорам.

Второй уровень содержания брани связан с явлением двоеверия. Здесь в качестве субъекта действия в матерном выражении выступает пес, который понимается как противник Громовержца. Таким образом, матерная брань приобретает кощунственный характер. Смысл матерного поведения сводится к идее осквернения земли псом. На следующем уровне выражается отношение мужчины к женщине в терминах властного установления в координатах «патриархат - матриархат». И, наконец, на наиболее поверхностном и профаническом уровне мат выражает стремление ругающегося доминировать, ибо в качестве субъекта действия понимается сам говорящий, а в качестве объекта – мать собеседника.

Семиотический метод предполагает использование семиотики как науки о знаковых и символических системах и успешно применяется для понимания, например, языка искусства средневекового христианства.

Биографический метод предполагает анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира, который отражает систему культурных ценностей его времени. Этот метод с успехом использовался еще Плутархом (ок. 46-120 г. н. э.), жившим в Древней Греции и создавшим «Сравнительные жизнеописания».

Метод моделирования предполагает стремление создать модель определенного типа культуры, с тем, чтобы выявить наиболее существенные его черты. Такой метод, в частности, использовали Н. Данилевский, О. Шпенглер. Каждый из них закладывает в модель какое-либо существенное основание, позволяющее комплексно воспринимать все культурные явления определенного периода. Иногда таких оснований было несколько. Если у Данилевского таковыми были органицизм и функциональность, то у Шпенглера – органицизм и метод аналогий. Для них картина культуры есть вечное образование и изменение, чудесное становление и умирание органических форм. Метод моделирования, несомненно, актуален, выявляет тенденции развития и функционирования культурного процесса. Этот метод помогает найти пути разрешения культурно - цивилизационных конфликтов современного общества, уяснить законы истории культуры.

Психологический метод предполагает возможность выяснить посредством анализа мемуаров, хроник, мифов, летописей, эпистолярного наследия, трактатов наиболее типические реакции людей той или иной культуры на наиболее значимые для них явления: голод,  войны, эпидемии. Такие реакции проявляются как в форме социальных чувств, так и ментальности в целом. Под ментальностью, менталитетом понимается как причина, т. е. социально-биологическая обусловленность духовности, так и следствие, т. е. готовность к действию, психологическая установка. Применение психологического метода позволяет через уяснение характера той или иной культуры воспринять мотивацию, логику культурных действий.

Диахронический метод предполагает выяснение хронологической, т. е. временной последовательности изменения, появления и протекания того или иного проявления культуры.

Синхронический метод состоит в анализе изменения одного и того же явления (скажем, феномена православия или идеи патриотизма в русской культуре) на разных этапах единого культурного процесса. Кроме указанного, синхронический метод также возможно понимать как совокупный анализ двух или нескольких культур на протяжении определенного времени их развития с учетом существующих связей и возможных противоречий.

 

Заключение

 

Изучение истории развития культуры в целом имеет огромное значение для человечества. В настоящее время существует достаточно много представлений о культурологии. Знание, исследование и изучение культурного и интеллектуального опыта предшествующих поколений позволяет строить новые концепции в изучении культуры и развивать науку культурологию.

Указанные понятия в  работе помогают познать культуру, как целостный социальный феномен, позволяют проанализировать и определить роль и значение культуры как способа бытия человека в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Введение в культурологию: Учебное пособие/ Под ред. Е. В. Попова. М., 1995
  2. Культурология: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. Ун-та, 2001.
  3. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Под научной редакцией Г. В. Драча. – Изд.11-е. – Ростов н/Д:Феникс,2006.
  4. Рождественский Ю. В. Введение в культурологию М., 1996.
  5. Есин А. Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Информация о работе Предмет и метод культурологии