Предмет и задачи культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание; др.-греч. λόγος — мысль как причина) — совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития. В задачи культурологии входит понимание общих характеристик её бытия, системный анализ ее развития. Как самостоятельное направление культурология сложилась в новое время.

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 54.50 Кб (Скачать файл)

1. Предмет и задачи культурологии.

 

Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание; др.-греч. λόγος — мысль  как причина) — совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития. В задачи культурологии входит понимание общих характеристик её бытия, системный анализ ее развития. Как самостоятельное направление культурология сложилась в новое время.

 

Предмет культурологии

Предмет культурологии  — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

 

Цели и  задачи культурологии заключаются  в изучении культурных пластов человеческого сообщества в целом, культур отдельных цивилизаций в их становлении, развитии, взаимопроникновении, влиянии на культуру человечества в целом. Целью культурологического исследования является понимание как собственной, так и иной культуры. Однако задача культурологии состоит в том, чтобы не только объяснить историко-культурный процесс, но и прогнозировать его, а в перспективе, возможно, и управлять им. С помощью культурологии можно раскрыть закономерности формирования культурно-творческих характеристик личности, образа мысли и деятельности человека, живущего в исторически конкретном обществе.

Среди основных задач культурологии особо выделяются следующие

- анализ  культуры как системы культурных  феноменов

- исследование  ментального содержания культуры

- выявление  типов связей между элементами  культуры

- исследование  типологии культур и культурных  единиц

- разрешение  проблем социокультурной динамики

- исследование  культурных кодов и коммуникаций.

 

2. Из истории  слова и понятия «культура».

 

Культура (лат. cultura, от colo, colere — земледелие, воспитание, почитание) — понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением и самопознанием, накоплением навыков и умений (религиозный культ, фобии, мысли, подражание) человека, проявлением его субъективности, а иногда объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Культура является предметом изучения культурологии и истории культуры.

 

Античность

В Древней Греции близким к термину  культура являлась пайдейя, которая  выражала понятие «внутренней культуры», или, иначе говоря, «культуры души».

В латинских источниках впервые  слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234—149 до н.э) De Agri Cultura (ок. 160 г. до н. э.) — самом раннем памятнике латинской прозы.

Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к  ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое «нравиться» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т.е не будет культуры.

В латинском языке слово имеет  несколько значений:

возделывание, обрабатывание, уход (agri Lcr, C etc.); разведение (vitis C);

земледелие, сельское хозяйство Vr, Q, H;

воспитание, образование, развитие (animi C; culturae patientem commodare aurem H);

поклонение, почитание (potentis amici H)[5].

Римляне употребляли  слово культура с каким-нибудь объектом в родительном падеже, то есть только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось: «culture juries» — выработка правил поведения, «culture lingual» — совершенствование языка и т.д[4].

Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) в своих «Тускуланских  беседах» употребил слово культура в переносном значении, назвав философию «культурой души» («cultura animae»), иначе, он считал, что человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума.

В Европе в XVII—XVIII веках

 

 Иоганн  Готфрид Гердер

В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632—1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.

В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово культура запустил немецкий просветитель И. К. Аделунг, выпустивший в 1782 году книгу «Опыт истории культуры человеческого рода».

И. Г. Гердер (1744—1803), вводивший в конце 80-х  годов XVIII века в научный обиход термин культура, прямо намекал на его латинское происхождение и на этимологическую связь со словом «земледелие

 

В России в XVIII—XIX веках

В XVIII веке и в первой четверти XIX лексема  «культура» в составе русского языка  отсутствовала, о чём свидетельствует, например, составленный Н. М. Яновским «Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту» (СПб., 1804. Ч. II. От К до Н. С. 454). Двуязычные словари предлагали возможные варианты перевода слова на русский. Двум немецким словам, предложенным Гердером в качестве синонимов для обозначения нового понятия, в русском языке соответствовало только одно — просвещение.

Слово культура вошло в русский лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного  слова в русском лексиконе  зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов»[. Названный словарь выделял два значения лексемы: во-первых, «хлебопашество, земледелие»; во-вторых, «образованность».

За год  до выхода в свет словаря Ренофанца, из определений которого явствует, что слово культура ещё не вошло в сознание общества как научный термин, как философская категория, в России появилась работа, автор которой не только обратился к понятию культура, но и дал ему развернутое определение и теоретическое обоснование. Речь идет о сочинении академика и заслуженного профессора Императорской Санкт-петербургской медико-хирургической академии Данилы Михайловича Велланского (1774—1847) «Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира». Именно с данного натурфилософского труда ученого-медика и философа-шеллингианца следует вести отсчет не только введению в научный обиход термина «культура», но и становлению собственно культурно-философских идей в России.

 

В России в XIX—XX веках

 

 Бердяев, Николай Александрович

Противопоставление-сопоставление  природы и культуры в труде  Велланского не есть классическое противопоставление природы и «второй природы» (рукотворной), но соотнесение реального мира и  его идеального образа. Культура —  это духовное начало, отражение Мирового Духа, которое может иметь и телесное воплощение, и воплощение идеальное — в отвлеченных понятиях (объективных и субъективных, судя по предмету, на который направлено познание)[11].

 

Сходные идеи развивал и Николай Бердяев:

 

Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе, в форме ещё не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур — Культура Египта началась в храме, и первыми её творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.

 

 Рерих, Николай Константинович

Расширил и углубил толкование слова культура, его современник, русский художник, философ, публицист, археолог, путешественник и общественный деятель — Николай Константинович Рерих (1874—1947), посвятивший большую часть своей жизни развитию, распространению и защите культуры. Он не раз называл Культуру «почитанием Света», а в статье «Синтез» даже разложил лексему на части: «Культ» и «Ур»:

Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь.

 

Андрей Белый (1880—1934) — русский  писатель, поэт, критик, стиховед, один из ведущих деятелей русского символизма двадцатого века серьёзно пытался осмыслить культуру как категорию. Он зафиксировал возникновение в обществе «проблемы культуры в собственном смысле». Открывая первый сборник своих теоретических трудов «Символизм» (М., 1910) статьей «Проблема культуры», он писал: «Вопрос о том, что такое культура, есть вопрос наших дней». По мнению поэта-мыслителя, «разрешение этого вопроса не может не внести переоценки в постановку вопросов философии, искусства, истории и религии». В докладе «Пути культуры» он отмечает:

«Понятие „культура“ отличается необыкновенной сложностью; легче определить понятие „наука“, „искусство“, „быт“; культура — цельность, органическое соединение многих сторон человеческой деятельности; проблемы культуры в собственном смысле возникают уже тогда, когда сорганизованы: быт, искусство, наука, личность и общество; культура есть стиль жизни, и в этом стиле она есть творчество самой жизни, но не бессознательное, а — осознанное; культура определяется ростом человеческого самосознания; она есть рассказ о росте нашего „Я“; она — индивидуальна и универсальна одновременно; она предполагает пересечение индивидуума и универса; пересечение это есть наше „Я“; единственно данная нам интуиция; культура всегда есть культура какого-то „Я“».

 

 

3. Понятие культуры в современной  науке.

 

 

4. Понятие «ценность» в культурологи.

 

Це́нность -качество отношения субъекта (человека, социальной группы, класса, общества, народа, нации, человечества) к объектам окружающего мира (природным, социальным, духовным и т.д.), которое  отражает субъективную значимость (важность, полезность) объекта и выбор способа деятельности субъекта. Ценность является свойством субъекта, а не объекта, т.е. носителем ценности является субъект. Ценность выражает субъектно-объектную природу отношений между личностью и обществом. Ценности относящиеся к одному и тому же объекту разнообразны. Например, стакан для питья субъектом может отражаться как материальное благо, или в значениях его экономической ценности, эстетической ценности –красоты и т.д. В деятельности субъекта важную роль играет не только носимые им ценности но и признаваемые субъектом приоритеты ценностей по отношению к друг другу, что в системе ценностей определяет иерархию ценностей. Системы ценностей усваиваются человеком в процессе воспитания и практической, познавательной, нравственной или эстетической деятельности; и могут выражаться в субъективной совокупности интеллектуальных, психологических, нравственных особенностей личности проявляющихся в ее деятельности. Следует отметить, что в человеческом обществе в силу субъектно-объектной природы отношений между личностью и обществом, ценности одного и того же вида носят многозначный характер, что требует выделение ценностных критериев для каждой из ценностей. Например, к ценности свобода, применимы различные ценностные критерии от либерального до анархического. Следует отличать два подхода к системе ценностей, один представлен иерархией ценностей игнорирующий их многозначность, а второй иерархией ценностных критериев, конкретных значений и приоритетов. Система ценностей, представленная разнообразием иерархических деревьев выполняет роль повседневных ориентиров в деятельности человека, и в проявлении его отношения к окружающим объектам и явлениям. Ценности исследуются в философии, социологии, психологии и др. разделах науки, связанных с развитием личности и общества. В современной философии есть раздел, отведенный исследованию ценностей, – аксиология (от греч. axios – ценный и logos – слово, понятие, учение).

 

Разделяют «Материальные ценности»  и «Духовные ценности». Известно понятие «Вечные ценности». Различают личностные и социальные ценности, иерархии общечеловеческих ценностей, политических, духовных, государственных, социально экономических, культурных , моральных, религиозных, и др. ценностей.

 

Употребляется в нескольких смыслах:

Ценность — как характеристика предмета, обозначающая признание его  значимости.

Ценность — в философии —  указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и  явлений.

Ценность — в экономике —  используется как синоним понятию «потребительная стоимость», т.е. значимость, полезность предмета для потребителя.

Психологическое понятие Система  ценностей подразумевает под  ценностями то, что индивидуум ценит  в окружающем его социуме. Тесно  связано с понятием мотивация.

 

 

5. Понятие «деятельность» в культурологи.

 

Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект  удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно  назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).

 

К примеру, если человек идет по пустыне  и потеет от жары, это не деятельность, это рефлекторное действие. Но если этот человек — актёр, снимающийся в рекламе дезодоранта, и в данной сцене он должен вспотеть, потому что так написано в сценарии, потение становится для него вполне осмысленным действием и потому превращается в деятельность.

 

Деятельность можно разделить  на этапы. Можно выделить в качестве этапов

процесс вовлечения в деятельность,

процесс целеполагания

процесс проектирования действий,

процесс осуществления  действий,

процесс анализа  результатов действий и сравнение  их с поставленными целями.

 

Число и  содержание этапов, которые разные исследователи выделяют в деятельности, определяется исключительно задачами и целями исследователя. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.

 

Первым  в советской психологии автором  и разработчиком разноуровневой концепции организации поведения, Психологии деятельности, психологии личности и психологической теории развития субъекта в деятельности и в общении, которая развивалась позднее С. Л. Рубинштейном, В. С. Мерлиным и А. Н. Леонтьевым, был М. Я. Басов[1]].

 

Участники Московского логического кружка и Московского методологического  кружка (Г. П. Щедровицкий и другие) разработали системомыследеятельностную методологию (СМД-методологию) — категориальный аппарат для исследований, организации  и управления системами мышления и деятельности.

Информация о работе Предмет и задачи культурологии