Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 14:41, реферат
Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а для культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук. Поэтому, когда хотят подчеркнуть социально-научный характер культурологического исследования, опирающегося на соответствующие методы, говорят о социальной культурологии.
1. Введение
2. Формирование культурологии как науки
3. Предмет культурологии
4. Методы культурологического исследования
5. Основные задачи культурологии
6. Заключение
План реферата:
Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а для культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук. Поэтому, когда хотят подчеркнуть социально-научный характер культурологического исследования, опирающегося на соответствующие методы, говорят о социальной культурологии. Следование научной методологии в данном случае является обязательным и затрагивает как объект, так и предмет и метод концептуального изложения. Необходимый эмпирический и теоретический базис, который служит своего рода критерием обоснованности культурологических гипотез, определяет границы их применения. Гуманитарная проблематика и соответствующий ей стиль мышления обусловлены как неповторимостью каждой личности, ее внутреннего мира, эмоциональных состояний, чувств, одаренности, так и ее принадлежностью к социокультурной среде. В зависимости от того, стремимся ли мы исследовать социальные формы жизни человека в культуре, или, напротив, хотим понять индивидуальное, личностное преломление социокультурных феноменов, выбирается и аспект культурологии - либо социальный либо гуманитарный.
Культурология - это гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры. Тэйлор ввел термин культурология. Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вика (1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева, В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. Культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, т.е. обретении целостной интуитивно - смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет приникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать и глубже постигать свою собственную культуру. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т. д., и в то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи. Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной наукой.
Трудности становления культурологии вызваны, прежде всего, сложностью, многоплановостью понятия культуры. В настоящее время существует много представлений о культурологии. Однако среди них можно выделить три основных подхода:
Первый подход рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом система знаний о культуре.
Второй подход представляет культурологию как раздел дисциплин, изучающих культуру. Например, социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе, культурная антропология выявляет «узловые» моменты социализации, аккультурации (процесс взаимовлияния культур), инкультурации (процесс приобщения индивида к культуре), специфику каждого этапа жизненного пути, изучает влияние культурной среды, систем образования и воспитания и адаптацию к ним. Особое внимание в культурной антропологии уделяется психологическому обоснованию таких универсальных явлений как жизнь, любовь, вера, духовный мир мужчины и женщины.
Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания. В русле этого подхода необходимо определить культуру как объект познания культурологии – исторический социальный опыт людей по селекции, аккумуляции и применению тех форм деятельности и взаимодействия, которые закрепляются в системах их культурных ценностей, норм, устойчивых образцов поведения, традиций и обеспечивают коллективный характер.
Таким образом, предметом культурологии является изучение содержания, структуры, динамики, технологии и функционирования социокультурного опыта и всех видов и форм целеориентированной человеческой практики.
Понятие «метод» обозначает способ, путь, подход исследования, выступающие как совокупность приемов, операций, процедур познавательной деятельности, обеспечивающих ее соответствие природе изучаемого объекта и как следствие - истинность познания. Культурология использует все методы социогуманитарного познания, прежде всего философии. Их конкретный выбор определяется, во - первых, целями исследования, во- вторых, трактовкой понятия « культура», его содержанием.
- Диалектический метод
предполагает рассмотрение
- Системный метод позволяет
рассмотреть культуру как
- Структурно-функциональный
метод применяется, если
- Аналитический метод позволяет рассмотреть явления культуры в чистом виде.
- Компаративный метод
позволяет сравнивать культуры
по какому-либо основанию,
- Типологический метод - если такое сравнение имеет целью обобщение характеристик культурных «организмов».
- Культуро-антропологический метод применяется тогда, когда культура рассматривается как совокупность конкретных ценностей форм социальных связей, механизма передачи культурных навыков от человека к человеку.
- Семиотический метод
- трактовка культуры как формы
общения людей посредством
- Герменевтический метод
- символически-знаковая
- Биографический метод
- изучение культуры как
- Исторический метод часто применяется в единстве с логическим. Последний помогает выявить законы движения исторических процессов с учетом логики самого исследователя
- Немецкий социолог, историк,
экономист Макс Вебер считал,
что науки об обществе и
о культуре должны
5. Основные задачи культурологии:
- выявление духа культуры, опираясь на изучение генезиса, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, дать анализ механизмов культурного наследования, «кода» культурного развития,
- открытие «гена» и
генетического кода культурных
феноменов, т.е. базисных
- изучение факторов, оказывающих
разрушительное действие на «
- изучение последствий кризисных явлений в культуре
- определение места и роли человека в культурных процессах.
6. Заключение
Итак, мы видим, что культурология использует для своего построения материалы, представляемые как общими теоретическими науками, так и науками конкретными и экспериментальными, - от наук о мире до наук о человеке, от наиболее общих наук о человеке до наук о самых конкретных его проявлениях в узких сферах деятельности, в способах ее мотивации. В свою очередь культурология помогает своими исследованиями многим наукам - тем, что строит и структурирует общее культурное пространство, систематизируя отдельные виды и формы человеческой деятельности; и тем, что объясняет специфику человека как культурного деятеля. При этом культурология показывает такие стороны природы человека, которые мотивируют соответствующую деятельность, раскрываются в ней и определяют ее особенности и логику.
Список используемой литературы: