Предмет, методы и задачи культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 14:41, реферат

Описание работы

Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а для культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук. Поэтому, когда хотят подчеркнуть социально-научный характер культурологического исследования, опирающегося на соответствующие методы, говорят о социальной культурологии.

Содержание работы

1. Введение
2. Формирование культурологии как науки
3. Предмет культурологии
4. Методы культурологического исследования
5. Основные задачи культурологии
6. Заключение

Файлы: 1 файл

Реферат по культурологии. предмет, методы и задачи культурологии.docx

— 24.47 Кб (Скачать файл)

 

План реферата:

  1. Введение
  2. Формирование культурологии как науки
  3. Предмет культурологии
  4. Методы   культурологического исследования
  5. Основные задачи культурологии
  6. Заключение
  7. Введение.

Культурология наука о  культуре, о смыслах. От истории культурологию  отличает то, что история пытается установить время того или иного  факта, для историка важен сам  факт, а для культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук. Поэтому, когда хотят подчеркнуть социально-научный характер культурологического исследования, опирающегося на соответствующие методы, говорят о социальной культурологии. Следование научной методологии в данном случае является обязательным и затрагивает как объект, так и предмет и метод концептуального изложения. Необходимый эмпирический и теоретический базис, который служит своего рода критерием обоснованности культурологических гипотез, определяет границы их применения. Гуманитарная проблематика и соответствующий ей стиль мышления обусловлены как неповторимостью каждой личности, ее внутреннего мира, эмоциональных состояний, чувств, одаренности, так и ее принадлежностью к социокультурной среде. В зависимости от того, стремимся ли мы исследовать социальные формы жизни человека в культуре, или, напротив, хотим понять индивидуальное, личностное преломление социокультурных феноменов, выбирается и аспект культурологии - либо социальный либо гуманитарный.

  1. Формирование культурологии как науки

Культурология - это гуманитарная наука о  сущности, закономерностях  существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры. Тэйлор ввел термин культурология. Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вика (1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей,  О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева, В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева.   Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. Культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, т.е. обретении целостной интуитивно - смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры.  Высшим достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет приникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать и глубже постигать свою собственную культуру.  Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т. д., и в то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи. Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной  наукой.

  1. Предмет культурологии.

Трудности становления культурологии  вызваны, прежде всего, сложностью, многоплановостью понятия культуры. В настоящее  время существует много представлений  о культурологии. Однако среди них  можно выделить три основных подхода:

Первый подход рассматривает  культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом  система знаний о культуре.

Второй подход представляет культурологию как раздел дисциплин, изучающих культуру. Например, социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе, культурная антропология  выявляет «узловые»  моменты социализации, аккультурации (процесс взаимовлияния культур), инкультурации (процесс приобщения  индивида к культуре), специфику каждого этапа жизненного пути, изучает влияние культурной среды, систем образования и воспитания  и адаптацию к ним. Особое внимание в культурной антропологии уделяется психологическому обоснованию таких универсальных явлений как жизнь, любовь, вера, духовный мир мужчины и женщины.

Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию  как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания. В русле этого подхода необходимо определить культуру как объект познания культурологии – исторический социальный опыт людей  по селекции, аккумуляции и применению тех форм деятельности и взаимодействия, которые закрепляются в системах их культурных ценностей, норм, устойчивых образцов поведения, традиций и обеспечивают коллективный характер.

   Таким образом, предметом культурологии является изучение содержания, структуры, динамики, технологии и функционирования социокультурного опыта и всех видов и форм целеориентированной  человеческой практики.

  1. Методы   культурологического исследования

Понятие  «метод» обозначает  способ, путь, подход исследования, выступающие  как совокупность приемов, операций, процедур познавательной деятельности, обеспечивающих  ее соответствие природе  изучаемого объекта и как следствие - истинность познания. Культурология  использует все методы социогуманитарного познания, прежде всего философии. Их конкретный выбор определяется, во - первых, целями исследования, во- вторых, трактовкой понятия « культура», его содержанием.

- Диалектический метод  предполагает рассмотрение культуры  как развивающего, внутренне противоречивого,  многостороннего явления, требующего  конкретного изучения.

- Системный метод позволяет  рассмотреть культуру как систему,  элементы которой находятся в  единстве и формируют своим  взаимодействием целостность, в  свете которой имеет смысл  каждый предмет.

- Структурно-функциональный  метод применяется, если необходимо  выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить  роль каждого элемента в ее  функционировании.

- Аналитический метод  позволяет рассмотреть явления  культуры в чистом виде.

- Компаративный метод  позволяет сравнивать культуры  по какому-либо основанию, признаку.

- Типологический метод  - если такое сравнение имеет  целью обобщение характеристик  культурных «организмов».

- Культуро-антропологический метод применяется тогда, когда культура рассматривается как совокупность конкретных ценностей форм социальных связей,  механизма передачи культурных навыков от человека к человеку.

- Семиотический метод  - трактовка культуры как формы  общения людей посредством языка.

- Герменевтический метод  - символически-знаковая концепция  культуры.

- Биографический метод  - изучение культуры как характеристики  человека, как «меры человеческого  в человеке».

- Исторический метод  часто применяется в единстве  с логическим. Последний помогает выявить законы движения исторических процессов с учетом логики самого исследователя

- Немецкий социолог, историк,  экономист Макс Вебер считал, что науки об обществе и  о культуре должны пользоваться  одновременно методом понимания  и методом объяснения. Вебер считал, что понимание- метод, исходящий из особенностей культурологии как «науки о духе», в которой познание направлено на осмысление индивидом собственной жизни. Если природу мы объясняем, то душевную жизнь понимаем. Поэтому интуицию также можно рассматривать в качестве метода культурологических исследований.

5. Основные задачи культурологии:

- выявление духа культуры, опираясь на изучение генезиса, функционирования и развития  культуры как специфически  человеческого  способа жизни, дать анализ механизмов культурного наследования, «кода» культурного развития,

- открытие «гена» и  генетического кода культурных  феноменов, т.е. базисных структур, которые ответственны за передачу  социального человеческого опыта, 

- изучение факторов, оказывающих   разрушительное действие на «гены»  культурно-исторических образований,  перестраивающих их «код» и  таким образом, вызывающие кризисы  культуры,

-  изучение последствий  кризисных явлений в культуре

- определение места и  роли человека в культурных  процессах.

6. Заключение

Итак, мы видим, что  культурология использует для своего построения материалы, представляемые как общими теоретическими науками, так и науками конкретными и экспериментальными, - от наук о мире до наук о человеке, от наиболее общих наук о человеке до наук о самых конкретных его проявлениях в узких сферах деятельности, в способах ее мотивации. В свою очередь культурология помогает своими исследованиями многим наукам - тем, что строит и структурирует общее культурное пространство, систематизируя отдельные виды и формы человеческой деятельности; и тем, что объясняет специфику человека как культурного деятеля. При этом культурология показывает  такие стороны природы человека, которые мотивируют соответствующую деятельность, раскрываются в ней и определяют ее особенности и логику.

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. http://docwap.ucoz.ru/kult/1.html
  2. http://www.bestreferat.ru/referat-43948.html

 

 

 

 

 


Информация о работе Предмет, методы и задачи культурологии