Представление об объекте изучения культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 23:09, контрольная работа

Описание работы

Культура — это сущностная характеристика человека, то, что отличает его от животных, приспосабливающихся к окружающей среде, а не целенаправленно меняющих ее, как человек. В результате этого преобразования образуется искусственный мир артефактов, существенной частью которого помимо материальных предметов являются идеи, ценности и символы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………............3
Представление об объекте изучения культурологии…………………………4
Подходы к определению понятия "культура".……………………………….. 5
Заключение………………………………………………………………….…..9
Литература………………………………………………………………............

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 37.25 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………............3

 

Представление об объекте изучения культурологии…………………………4

 

Подходы к определению понятия "культура".……………………………….. 5

 

Заключение………………………………………………………………….…..9

 

Литература………………………………………………………………............11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Культура — это  сущностная характеристика человека, то, что отличает его от животных, приспосабливающихся к окружающей  среде, а не целенаправленно меняющих  ее, как человек. В результате  этого преобразования образуется  искусственный мир артефактов, существенной  частью которого помимо материальных  предметов являются идеи, ценности  и символы. Этот искусственный  мир противостоит миру природы, не наследуется биологически, а  приобретается только в результате  воспитания и образования, проходящего  в обществе, среди других людей.

   Систематическое  изложение проблем культурологии  предполагает обращение к различным  вопросам теории культуры. Важнейшими  из них являются введение и  определение основных понятий  и категорий культурологии, среди  которых центральное положение  занимает понятие «культура». В  силу того что понятие «культура»  является универсальным, оно используется  не только как научный термин  во всех социально-гуманитарных  науках. Не менее широко оно  употребляется и в обыденной  жизни, в искусстве, философии. Поэтому  прежде чем говорить об определениях  культуры, я попытаюсь разобраться во множестве смысловых оттенков этого понятия, рассмотреть возможные варианты его использования в сферах бытия человека и общества.

   Меня заинтересовала  многозначность понимания культуры с точки зрения здравого смысла, породила многочисленные сложности, связанные с научным определением этого сложного понятия. В различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры, в которых авторы пытаются охватить всю область действия этого социального феномена. Наука о культуре прошла долгий путь, ведущий к созданию адекватного концепта культуры.

  В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к числу фундаментальных. Среди огромного количества научных категорий и терминов трудно найти другое понятие, которое имело бы такое множество смысловых оттенков и использовалось бы в столь разных контекстах. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культура поведения», «культура общения», «культура чувств» и др. В обычном словоупотреблении термин «культура» служит оценочным понятием и выражает определенную совокупность черт личности человека, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью. В науке обычно говориться о «культурных системах», «культурной динамике», «типологии культур» и т.д. Современные исследования, посвященные определениям культуры, показали огромный, все возрастающий интерес к этому понятию. Поэтому в своей работе я считаю главной целью выявление различных способов понимания и определения культуры.

       Ведь  культуру  можно  рассматривать   как  совокупность  всех  видов преобразовательной деятельности человека и общества, а  также  результатов этой деятельности, воплотившихся в материальных и духовных  ценностях.  

   Подчеркивая разницу  между  материальными  и  духовными  ценностями,  многие исследователи  разграничивают  материальную   и   духовную   культуру. Под материальной культурой понимается совокупность материальных благ, средств  и форм их производства и способов овладения ими. Духовную культуру определяют как совокупность всех знаний, форм мышления, сфер идеологии и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Именно этому я и собираюсь посвятить свою работу – исследованию выявления различных способов понимания и определения культуры.

 

 

Представление об объекте изучения культурологии

 

   Термин «культура»  с его первыми смыслами возник  в римской культуре и уже  больше 2 тыс. лет прошло с тех пор, как латинское слово «colere» было использовано для обозначения обработки почвы, земли.

   Еще в I в. до н.э. Цицерон применил понятие «культура» к человеку, после чего культура стала пониматься как воспитание и образование человека, идеального гражданина. При этом признаками культурного человека считались его добровольное самоограничение, подчинение правовым, религиозным, моральным и другим нормам. Так сформировалось классическое понимание культуры как воспитания и образования человека, а термин «культура» стал использоваться для обозначения общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития человека и общества, выделения мира, созданного человеком, из мира природы.

   Практически все определения культуры едины в одном - это характеристика или способ жизнедеятельности человека, а не животных. Культура - основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей.

   Сам по себе термин "культура" включает множество феноменов, соотносящихся с различными уровнями и формами реальности. Попытка свести многообразие реальных проявлений к единой формуле представляется тщетным занятием. Определение культуры давалось многими учёными на протяжении долгого времени, и в самой универсальной и широкой дефиниции под культурой понимается "всё то, что создано в результате человеческой деятельности". Обычно понятие "культура" относят к образу жизни людей, охватывающему интегративную целостность человеческого поведения, материальных аспектов жизни, а также духовных параметров. Именно через эти важнейшие сферы люди адаптируются к окружающей их среде.

 

Подходы к определению понятия "культура".

 

   Первым определение понятию дал классик эволюционистского направления Э.Тайлор. Он рассматривал культуру в качестве совокупности ее элементов: верований, традиций, искусства, обычаев и дал наиболее удачное определение понятия "культура в 1871 г.: "Культура... это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества" (7 )

   Такое представление о культуре накладывало отпечаток на его культурологическую концепцию, в которой не было места культуре как целостности. Ученый изучал ее как ряды усложняющихся в процессе развития элементов, например, как постепенное усложнение предметов материальной культуры (орудий труда) или эволюцию форм религиозных верований (от анимизма до мировых религий).

   Проблеме определения  культуры была специально посвящена  книга А.Крёбера и К.Клакхона "Культура, критический обзор определений" (1952), в которой авторы привели около 150 определений культуры. Кроме описательного определения, в культурологии конкурировали два подхода к анализу понятия "культура" и соответственно к ее определению. "Культура состоит - согласно им,- из внутренне содержащихся и внешне проявляемых норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов; она возникает в результате деятельности людей, включая ее воплощение в [материальных] средствах. Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся) идеи, в первую очередь те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой - как ее регуляторы"'(2). В данном определении культура есть результат деятельности людей; поведенческие стереотипы и их особенности занимают существенное место в исследовании культур в соответствии с таким подходом к определению.

  Хотелось бы подчеркнуть, что каждый тип определения выделяет свою грань в изучении культур, подчас становящуюся исходной установкой для того или иного типа культурологической теории.

   Ученый Л. Уайт в определении культуры прибегал к предметно-вещественному толкованию. Культура, считал он, представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, которая рассматривается в экстра соматическом контексте (3). Культура для него представляет собой целостную организационную форму бытия людей, но рассматриваемую со стороны особого класса предметов и явлений.

  Согласно К. Уисслеру, "образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой... Культура племени есть совокупность верований и практик..."(3).

   Большую группу  составляют психологические определения  культуры. Например, У. Самнер определяет культуру "как совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям"(3). Р.Бенедикт понимает культуру как приобретенное поведение, которое каждым поколением людей должно усваиваться заново. Специфическую точку зрения на культуру выразил Г. Стейн. По его мнению, культура - это поиски терапии в современном мире. М. Херсковиц рассматривал культуру "как сумму поведения и образа мышления, образующую данное общество"(10).

   Особое место занимают  структурные определения культуры. Наиболее характерное из них  принадлежит Р. Линтону:

"а) Культура - это, в конечном  счете, не более чем организованные  повторяющиеся реакции членов  общества;

б) Культура - это сочетание приобретенного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества" (5).

К структурным можно отнести также определение, данное Дж.Хонигманом. Он полагал, что культура состоит из двух типов явлений.

Первый - "социально стандартизованное поведение-действие, мышление, чувства некоторой группы".

Второй - "материальные продукты... поведения некоторой группы"(3).

   В современной  культурологии (так же, как и в  антропологии 50-60-х годов) существует  одна важная дискуссионная проблема - о статусе понятия "культура": как понятие "культура" соотносится  с явлениями, объектами действительности, которые оно описывает. Одни считают, что понятие культуры есть  лишь чистые идеальные типы, абстракции, существующие в головах культурологов, логические конструкты, с трудом  поддающиеся соотнесению с конкретной  исторической реальностью. Другие (среди  них в первую очередь следует  назвать основателя культурологии  Л. Уайта) придерживаются мнения о предметно-вещественном характере культуры, что, кстати, и выражают в определениях, рассматривая культуру как класс предметов, явлений... и соотносят тип культуры непосредственно с соответствующими явлениями социальной действительности.

Словарь русского языка С.И. Ожегова (13) под определением культуры понимает: «Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. Культура древних греков.  То же, что культурность. Человек высокой культуры. Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение….». 

 Философский энциклопедический  словарь (14) дает следующее определение культуры: культура (лат. cultura) - первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем, чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда – «культура техники земледелия»). В переносном смысле культура – уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi). В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.

   Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа данного народа. В общем виде выделяют три подхода в определении культуры – антропологический, социологический и философский.

   Философский подход  дает самую широкую панораму  видения культуры, предполагая изучение  фундаментальных оснований человеческого  бытия, глубин самосознания народа. Задача этого подхода — не  просто дать описание или перечисление  явлений культуры, но проникнуть  в их суть. Как правило, сущность  культуры видят в сознательной  человеческой деятельности, но преобразованию окружающего мира и самих людей.

   В рамках философского подхода сегодня выделяются несколько позиций, выражающих различные оттенки и смысловые значения понятия «культура». Во-первых, подчеркивается, что культура — это «вторая природа», искусственный мир, сознательно и целенаправленно созданный человеком, причем посредником между этими двумя мирами выступает человеческая деятельность, которая рассматривается предельно широко как технология и производство культуры, как производство не только материального окружения, но и всего социального бытия человека. Во-вторых, культура трактуется как способ развития и саморазвития человека как родового существа, т.е. сознательного, творческого, самодеятельного. Безусловно, эти попытки заслуживают внимания, но они подчеркивают лишь отдельные аспекты, сужая понятие культуры.

   Суть антропологического  подхода - в признании само ценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни и отдельного человека, и целых обществ. Иными словами, культура — это способ существования человечества через многочисленные локальные культуры. Этот предельно широкий подход ставит знак равенства между культурой и историей всею общества. Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте конкретной культуры.

Информация о работе Представление об объекте изучения культурологии