Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 09:17, реферат
Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных моментов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас таковым праздником является Иван Купала.
Однако же праздник этот был присущ не только русскому народу. В Литве он известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине- Купало или Купайло. От Карпат до севера Руси в ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник Ивана Купала. Правда, из-за отставания Юлианского календаря от ныне принятого Григорианского, смены стиля и прочих календарных сложностей "макушку лета" стали праздновать через две недели после самого солнцестояния...
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКА
2. ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ ПРАЗДНИКА
ЛИТЕРАТУРА
Иван Купала принадлежал
к числу самых почитаемых, самых
важных, самых разгульных праздников
в году, в нём принимало участие
всё население, причём традиция требовала
активного включения каждого
во все обряды, действа, особого поведения,
обязательного выполнения и соблюдения
ряда правил, запретов, обычаев. Иванов
день заполнен обрядами, связанными с
водой. Поутру в Иванов день купаться
- обычай всенародный, и только в
некоторых областях крестьяне считали
такое купание опасным, так как
в Иванов день считается именинником
сам водяной, который терпеть
не может, когда в его царство
лезут люди, и мстит им тем, что
топит всякого неосторожного. Ранним
утром бабы "черпают росу"; для
этого берётся чистая скатерть и
"бурак", с которым и отправляются
на луг. Здесь скатерть таскают по
мокрой траве, а потом выжимают в
бурак и этой росой умывают
лицо и руки, чтобы «прогнать всякую
болезнь и чтобы на лице не было
ни угрей, ни прыщей». Роса служит не только
для здоровья, но и для чистоты
в доме: купальской росой кропят
кровати и стены дома, чтобы
не водились клопы и тараканы.
Один из довольно распространённых купальских
обрядов - обливание водой всякого встречного
и поперечного. "Деревенские парни,
- писал орловский корреспондент в середине
прошлого века, - одеваются в старое, грязное
бельё и отправляются с вёдрами и кувшинами
на речку, где наполняют их самою грязною,
мутною водой, а то и просто жидкой грязью,
и идут по деревне, обливая всех и каждого
и делая исключение только для стариков
и малолеток. Но всего охотнее, разумеется,
обливают девушек: парни врываются даже
в дома, вытаскивают и выносят девушек
на улицу силой и здесь с ног до головы
окачивают водой и грязью. В свою очередь,
и девушки стараются отомстить парням
и тоже бегут на реку за водой. Кончается
дело тем, что молодёжь, перепачканная,
мокрая, в прилипшей к телу одежде, гурьбой
устремляется на речку и здесь, выбрав
укромное местечко, подальше от строгих
глаз старших, купается вместе, причём,
разумеется, и парни и девушки остаются
в одеждах." Во многих местах баню было
принято устраивать не на Аграфену Купальницу,
а в Иванов день, точно так же, как и вязать
веники. В некоторых деревнях после бани
девушки закидывали веник через себя в
реку: если потонет, то на этот год помрёшь.
В других - вениками, составленными из
разных трав и веток различных деревьев,
обряжали недавно отелившихся коров; гадали
о своём будущем - перебрасывали веники
через головы или бросали с крыши бань,
смотрели: если веник упадёт вершиной
к погосту, то бросающий умрёт, а если не
вершиной, то останется жив; костромские
девушки обращали внимание на то, куда
комлем упадёт веник- туда и замуж выходить.
Главная особенность купальской ночи
- очищающие костры. Вокруг них плясали,
через них прыгали: кто удачнее и выше
тот будет счастливее. "Огонь очищает
от всякия скверны плоти и духа, - писал
один из этнографов XIX века, - и на Ивана
Купалу прыгает через него вся русская
деревенщина". В некоторых местах через
купальский огонь прогоняли домашнюю
скотину для защиты её от мора. В купальских
кострах матери сжигали снятые с хворых
детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём
сгорели и самые болезни. Молодёжь, подростки,
дети, напрыгавшись через костры, устраивали
шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки.
Обязательно играли в горелки. По поверьям
крестьян, в купальскую, самую короткую
ночь нельзя спать, так как оживает и становится
особенно активной всякая нечисть - ведьмы
, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые,
водяные, лешие. Ведьмы собираются на Лысой
горе в Киеве и празднуют там свою ночь.
Колдуны отбирают у коров молоко, портят
хлеба, водяные стремятся утащить человека
под воду, леший пугает вошедших в лес,
заводит их в чащобу и пр. В день Ивана
Купалы слепая змея медянка получает зрение
на целые сутки и потому в это время делается
очень опасною: бросаясь на человека, как
стрела, может пробить его насквозь.
Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные
обычаи и предания, связанные с растительным
миром. Травы и цветы, собранные в Иванов
день, кладут под Иванову росу, высушивают
и сберегают их, почитая больше целебными,
нежели собранные в другое время. Ими окуривают
больных, борются с нечистью, их бросают
в затопленную печь во время грозы, чтобы
предохранить дом от удара молнии, употребляют
их и для разжигания любви или для "отсушки".
В день Ивана Купалы девушки завивают
венки из трав: Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой
травы и медвежьего уха; вечером пускают
эти венки на воду, наблюдая, как и куда
они плывут. Если венок тонет, значит, суженый
разлюбил и замуж за него не выйти. Из чудесных
трав собираемых в это время, стоит назвать
"плакун-траву", особенная сила которой,
по мнению крестьян, заключена в её корне,
имеющем свойство прогонять злого духа;
владелец же корня будет внушать к себе
страх; "терлыч-трава" употребляется
для очарования парней девушками: они
носят её у себя за пазухой и приговаривают:
"Терлич, терлич, хлопцев покличь!"
Трава чернобыльник, по народному поверью,
противна ведьмам и охраняет от них дом
и двор. Её же заплетают в плети и кладут
под Иванову росу с приговором: "Мать-земля,
отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы
здоровья!" Травка "зяблица" помогает
от ребячьего крика и от бессоницы; высушенным
"расперстьицем" присыпают больные
места на теле- порезы, нарывы, опухоли;
"пастушью сумку" издавна заготавливали
как хорошее кровоостанавливающее средство
при различных кровотечениях; страдающие
ревматизмом собирали в большом количестве
жгучую крапиву; для лечения ран, ожогов
запасались заячьей капустой; на случай
простуд, кашля необходимо было иметь
дома мать-мачеху, душицу, багульник.
В Иванову ночь ведьмы делаются более
опасными, а потому следует класть на пороге
и на подоконниках крапиву, чтобы защитить
себя от их нападения. Нужно запирать лошадей,
чтобы ведьмы не украли их и не поехали
на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь
уже не воротится!
В Иванову ночь на
муравьиных кучах собирают в
сосуд масло, которое
Росою в Иванову ночь умываются для красоты и здоровья.
В зачарованную купальскую
ночь деревья переходят с
Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады.
Травы и цветы, собранные на Ивана Купалу, почитаются более целебными, чем собранные в другой день. Ими окуривают больных, борются с нечистью, бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, их употребляют для присушки и отсушки...
Когда рвут травы, говорят: "Земля - мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!"
Собирают крапиву,
шиповник и другие колючие
растения, которые сжигают, чтобы
избавить себя от бед. Если
через купальский костер
В Иванову ночь собирают траву - богатенку, которую втыкают в стену на имя каждого из семьи; чей цветок скоро завянет, тому или умереть в этот год, или захворать.
Под корнем чернобыльника
отыскивают земляной уголь,
Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
Девушки собирают двенадцать
трав (чертополох и папоротник
обязательно) и кладут под
В полночь надо не
глядя набрать цветов и
На Иванов день до
восхода солнца нужно пронести
через свое стадо медвежью
голову и зарыть посреди двора,
В углах скотного двора ставят осины, вырванные непременно с корнем, — для наилучшего предохранения от ведьм.
В Иванов день считается
именинником сам водяной,
Ранним утром бабы
"черпают росу". Для этого
берется чистая скатерть и
сосуд, с которыми и
Купальской росой кропят в доме кровати, чтобы не водились клопы.
До Иванова дня женщинам не следует есть никаких ягод, иначе у них будут умирать малые дети.
Если на Иванов день
перелезать двенадцать
В день Ивана Купалы
слепая змея медянка получает
зрение на целые сутки и
потому делается очень опасной:
ЛИТЕРАТУРА
Энциклопедия мифических существ и духов
По статьям газет и журналов /- С.Калинина