Приметы и обряды праздника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 09:17, реферат

Описание работы

Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных моментов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас таковым праздником является Иван Купала.
Однако же праздник этот был присущ не только русскому народу. В Литве он известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине- Купало или Купайло. От Карпат до севера Руси в ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник Ивана Купала. Правда, из-за отставания Юлианского календаря от ныне принятого Григорианского, смены стиля и прочих календарных сложностей "макушку лета" стали праздновать через две недели после самого солнцестояния...

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКА

2. ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ ПРАЗДНИКА

ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 105.25 Кб (Скачать файл)

Иван Купала принадлежал  к числу самых почитаемых, самых  важных, самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие  всё население, причём традиция требовала  активного включения каждого  во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев. Иванов день заполнен обрядами, связанными с  водой. Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный, и только в  некоторых областях крестьяне считали  такое купание опасным, так как  в Иванов день считается именинником  сам водяной, который терпеть  не может, когда в его царство  лезут люди, и мстит им тем, что  топит всякого неосторожного. Ранним утром бабы "черпают росу"; для  этого берётся чистая скатерть и "бурак", с которым и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в  бурак и этой росой умывают  лицо и руки, чтобы «прогнать всякую болезнь и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей». Роса служит не только для здоровья, но и для чистоты  в доме: купальской росой кропят кровати и стены дома, чтобы  не водились клопы и тараканы.  
       Один из довольно распространённых купальских обрядов - обливание водой всякого встречного и поперечного. "Деревенские парни, - писал орловский корреспондент в середине прошлого века, - одеваются в старое, грязное бельё и отправляются с вёдрами и кувшинами на речку, где наполняют их самою грязною, мутною водой, а то и просто жидкой грязью, и идут по деревне, обливая всех и каждого и делая исключение только для стариков и малолеток. Но всего охотнее, разумеется, обливают девушек: парни врываются даже в дома, вытаскивают и выносят девушек на улицу силой и здесь с ног до головы окачивают водой и грязью. В свою очередь, и девушки стараются отомстить парням и тоже бегут на реку за водой. Кончается дело тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, гурьбой устремляется на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купается вместе, причём, разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах." Во многих местах баню было принято устраивать не на Аграфену Купальницу, а в Иванов день, точно так же, как и вязать веники. В некоторых деревнях  после бани девушки закидывали веник через себя в реку: если потонет, то на этот год помрёшь. В других - вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, обряжали недавно отелившихся коров; гадали о своём будущем - перебрасывали веники через головы или бросали с крыши бань, смотрели: если веник упадёт вершиной к погосту, то бросающий умрёт, а если не вершиной, то останется жив; костромские девушки обращали внимание на то, куда комлем упадёт веник- туда и замуж выходить. Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше тот будет счастливее. "Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа, - писал один из этнографов XIX века, - и на Ивана Купалу прыгает через него вся русская деревенщина". В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и самые болезни. Молодёжь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы , оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные, лешие. Ведьмы собираются на Лысой горе в Киеве и празднуют там свою ночь. Колдуны отбирают у коров молоко, портят хлеба, водяные стремятся утащить человека под воду, леший пугает вошедших в лес, заводит их в чащобу и пр. В день Ивана Купалы слепая змея медянка получает зрение на целые сутки и потому в это время делается очень опасною: бросаясь на человека, как стрела, может пробить его насквозь.  
        Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для "отсушки". В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав: Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего уха; вечером пускают эти венки на воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. Из чудесных трав собираемых в это время, стоит назвать "плакун-траву", особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в её корне, имеющем свойство прогонять злого духа; владелец же корня будет внушать к себе страх; "терлыч-трава" употребляется для очарования парней девушками: они носят её у себя за пазухой и приговаривают: "Терлич, терлич, хлопцев покличь!" Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Её же заплетают в плети и кладут под Иванову росу с приговором: "Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья!" Травка "зяблица" помогает от ребячьего крика и от бессоницы; высушенным "расперстьицем" присыпают больные места на теле- порезы, нарывы, опухоли; "пастушью сумку" издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях; страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву; для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой; на случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник.  
      В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится!     

 В Иванову ночь на  муравьиных кучах собирают в  сосуд масло, которое признается  целительным средством против  разных недугов.     

 Росою в Иванову  ночь умываются для красоты  и здоровья.     

 В зачарованную купальскую  ночь деревья переходят с места  на место и разговаривают друг  с другом посредством шелеста  листьев; беседуют между собой  животные и даже травы, которые  этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.     

 Лихие мужики и бабы  в глухую полночь снимают с  себя рубахи и до утренней  зари роют коренья или ищут  в заветных местах клады.      

 Травы и цветы, собранные  на Ивана Купалу, почитаются более  целебными, чем собранные в  другой день. Ими окуривают больных,  борются с нечистью, бросают в  затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, их употребляют для присушки и отсушки...      

 Когда рвут травы,  говорят: "Земля - мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!"       

 Собирают крапиву,  шиповник и другие колючие  растения, которые сжигают, чтобы  избавить себя от бед. Если  через купальский костер перепрыгнешь, защитишь себя от порчи. Кто  выше прыгнет, тот счастливее  год проживет.      

 В Иванову ночь собирают  траву - богатенку, которую втыкают в стену на имя каждого из семьи; чей цветок скоро завянет, тому или умереть в этот год, или захворать.      

 Под корнем чернобыльника  отыскивают земляной уголь, который  употребляется как средство от  падучей болезни и черной немочи.       

 Если в эту ночь  сорвать цветок иван-да-марьи  и вложить в углы избы, вор  не подойдет к дому: брат с  сестрой (желтый и фиолетовый  цветки растения) будут между  собою разговаривать, а вору  покажется, что разговаривают  хозяин с хозяйкою.      

 Девушки собирают двенадцать  трав (чертополох и папоротник  обязательно) и кладут под подушку,  говоря: "Суженый-ряженый, приходи  в мой сад погулять!"      

 В полночь надо не  глядя набрать цветов и положить  под подушку, а утром проверить,  набралось ли двенадцать разных  трав. Если набралось, в этом  году замуж выйдешь. Под голову  кладут трипутник (подорожник), приговаривая: "Трипутник- попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи  моего суженого!"       

 На Иванов день до  восхода солнца нужно пронести  через свое стадо медвежью  голову и зарыть посреди двора,  тогда среди скота падежа не  будет.      

 В углах скотного  двора ставят осины, вырванные  непременно с корнем, — для  наилучшего предохранения от  ведьм.      

 В Иванов день считается  именинником сам водяной, который  терпеть не может, когда в  этот особенный день в его  царство лезут люди, и мстит  им тем, что топит неосторожного.       

 Ранним утром бабы "черпают росу". Для этого  берется чистая скатерть и  сосуд, с которыми и отправляются  на луг. Здесь скатерть таскают  по росе, а потом выжимают росу  в сосуд и умывают лицо и  руки, чтобы прогнать всякую "болесть", чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей.      

 Купальской росой кропят  в доме кровати, чтобы не  водились клопы.     

 До Иванова дня женщинам  не следует есть никаких ягод, иначе у них будут умирать  малые дети.     

 Если на Иванов день  перелезать двенадцать огородов, любое желание исполнится.     

 В день Ивана Купалы  слепая змея медянка получает  зрение на целые сутки и  потому делается очень опасной:  бросаясь на человека, как стрела, может пробить его насквозь.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Энциклопедия мифических существ и духов

По статьям газет и  журналов /- С.Калинина


Информация о работе Приметы и обряды праздника