Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:27, контрольная работа
Основные принципы – исходные, основополагающие идеи (положения), на базе которых следует строить организацию и планировать функционирование библиотечного дела. Они определяют требования к библиотечному делу: целям, содержанию, методам, кадрам, структуре, организации и процессу деятельности библиотек и библиотечных систем. Принципы эти не привнесены извне. Они вытекают из сущности, характера, уровня развития библиотечного дела.
Физическая доступность
библиотечного обслуживания, т.е. преодоление
барьеров, препятствующих получению
читателем необходимой
Российская Федерация - многонациональная страна, и в связи с этим большое значение приобретает деятельность библиотек как элементов развития национальной культуры, межнационального общения и взаимодействия и взаимообогащения национальных культур. Для обеспечения кардинального изменения существующего положения с обслуживанием литературой на национальных языках, создания условий свободного развития духовной жизни народов РФ, равных возможностей библиотечного обслуживания для всех национальностей необходимо реализовать комплекс мер, включающих: развитие сети библиотек с учетом национального состава населения обслуживаемых ими регионов; пересмотр нормативов размещения сети библиотек для территорий со специфическим типом расселения национальных групп; подготовку кадров работников библиотек со знанием национального языка обслуживаемого населения; формирование полноценных фондов литературы на национальном языке; применение форм и методов обслуживания населения, вытекающих из уровня культуры, национальных традиций и условий жизни данного народа.
Важное требование принципа общедоступности - обеспечение интеллектуального доступа к информации, т.е. возможность читателя воспринимать и постигать информацию, и таким образом обращаться к интеллектуальным и культурным ценностям общества. Библиотеки занимаются вопросами подготовки читателей к взаимодействию с информационно-библиотечными системами, привитием знаний об общих принципах передачи информации и развитием способностей к их практическому переосмыслению. Эта проблема смыкается с проблемой воспитания информационной культуры, т.е. знания того, как нужно использовать информацию, умение ее анализировать и оценивать.
Качественно новый подход к решению задачи доступности информации связан с внедрением в библиотечное дело современных технических средств. Автоматизация и телекоммуникация позволяют читателю, не выходя за пределы одной библиотеки, узнавать о составе фондов других библиотек, пользоваться их банками данных. Это расширяет возможности библиотек: наряду с обслуживанием собственными фондами у нее появляется не менее нужная читателю обязанность - обеспечить доступ к внешним информационным ресурсам. Так совершается переход к концепции обслуживания, гарантирующего равный доступ к собственным и внешним библиотечным ресурсам. Соответственно меняется и критерий оценки информационного потенциала библиотеки. Он определяется теперь не объемом фонда и системой каталогов, а всей совокупностью имеющихся у библиотеки средств, реализующих доступ к информационным ресурсам в целом - собственным, региона, страны, мира. В современных условиях общедоступность определяется как возможность читателя любой библиотеки получить доступ к документу, хранящемуся в любой другой библиотеки. Современные технические средства предоставляют читателю прежде всего интеллектуальный доступ к информационным ресурсам, находящимся за пределами данной библиотеки, знание об их существовании. Логическим следствием этого знания является потребность ознакомиться с самими документами, физический доступ к ним, который реализуется обычно через МБА. Следовательно, первым обязательным условием общедоступности становятся широта и бесперебойность взаимоиспользования библиотечных фондов, что может быть гарантировано активным участием в МБА библиотек всех систем и ведомств, соответствующим материально-техническим уровнем обеспечения технических процессов, четкостью его юридических основ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Карташов, Н.С. Общее библиотековедение: учебник в 2-х частях / Н.С. Карташов, В.В. Скворцов.– М.: Изд-во Моск. Гос.ун-та культуры; Ч.1 Скворцов, В.В. Теоретические основы библиотековедения / В.В. Скворцов. – 1996. – 88с.; Ч.2. Карташов, Н.С. Общая теория библиотечного дела / Н.С. Карташов. – 1997. – 256 с.;
2. Мотульский Р.С. Общее библиотековедение : учеб. Пособие для вузов / Р.С. Мотульский . – М.: Либерия, 2004. – 224 с.