Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:46, реферат
о-первых, прервалась связь поколений. Родители подростков во многом еще люди книг, а дети- люди электроники. Это значит, что у детей и родителей мало общих ассоциаций и общих понятий, меньше, чем у бабушек-дедушек и мам-пап между собой. Толстой и Достоевский, и прочая русская классическая литература – детям мало что говорят. В то же время родители мало что понимают в квестах и стратегиях, в сетевых играх. Средств и способов влиять на своих детей у родителей все меньше, от этого в семьях растет тревога, что приводит к общей невротизации как детей, так и родителей.
Введение………………………………………………………………………......3
1. Проблемы культуры……………………………………………………………4
2. Социальные проблемы……………………………………………………......9
2.1. Алкоголизм…………………………………………………….........9
2.2. Бандитизм………………………………………………………...…9
2.3. Бедность…………………………………………………………......9
2.4. Коррупция…………………………………………………………...9
2.5. Наркомания………………………………………………………...10
2.6. Безработица………………………………………………………...10
3. Психологические проблемы……………………………………………….…11
3.1. Хроническая усталость…………………………………………….11
3.2. Проблема неуверенности в себе…………………………………..11
3.3. Стрес………………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЛЬЯНОВСКОЕ
ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
Реферат
«Проблема человека в современном обществе»
Выполнил курсант 1 курса, уч.гр. Д-13-3 Сайгушкин Сергей Георгиевич
Проверил преподаватель Царева Г.В.
Ульяновск - 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Проблемы культуры…………………………………
2. Социальные проблемы……………………………
2.1. Алкоголизм……………………………………………………
2.2. Бандитизм………………………………………………………
2.3. Бедность…………………………………………………………
2.4. Коррупция………………………………………………………
2.5. Наркомания……………………………………………………
2.6. Безработица…………………………………………………
3. Психологические проблемы………………
3.1. Хроническая усталость………………………
3.2. Проблема неуверенности в себе…………………………………..11
3.3. Стрес……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Современные проблемы связаны прежде всего с тем, что мы живем во время смены коммуникативных технологий. Время неподвижных букв сменилось временем подвижных картинок. Книга поменялась на телевизор и компьютер. Это привело к колоссальным последствиям, влияние которых на нас мы не может всесторонне понять, потому что находимся «внутри» процесса.
Во-первых, прервалась связь
поколений. Родители подростков во многом
еще люди книг, а дети- люди электроники.
Это значит, что у детей и родителей мало
общих ассоциаций и общих понятий, меньше,
чем у бабушек-дедушек и мам-пап между
собой. Толстой и Достоевский, и прочая
русская классическая литература – детям
мало что говорят. В то же время родители
мало что понимают в квестах и стратегиях,
в сетевых играх. Средств и способов влиять
на своих детей у родителей все меньше,
от этого в семьях растет тревога, что
приводит к общей невротизации как детей,
так и родителей.
Во-вторых, меняется характер общения
между людьми. Огромное место стало занимать
виртуальное общение. Формальные характеристика
виртуального собеседника не важны, ни
его внешность, ни его пол, ни имя, ни его
семья. Общение происходит здесь и теперь
и оно анонимно, что для многих чрезвычайно
важно. Важна принадлежность к некоему
сообществу – например к сообществу людей,
которые играют в определенную Интернет-игру.
Если для человека книг важны именно индивидуальные
характеристики, характер, вкусы, история
жизни, то для человека электроники важны
групповые характеристики.
Конечно же, человек начала
XXI века переживает, по сути своей, те же
базовые желания и страхи, те же
проблемы, что и люди тысячи лет
назад. Это, прежде всего, переживание
страха смерти и страха за свою жизнь,
проблемы в отношениях между родителями
и детьми, проблемы в отношениях между
мужчиной и женщиной.
В то же время, наше время уникально во
многих отношениях: повсеместно усиливаются
тенденции к интроверсии, индивидуализму,
человек уходит в себя, вплоть до аутизма,
разрушаются ценности традиций, из жизни
уходят ритуалы. Всё это оборотная сторона
обретённой свободы, развития компьютерных
технологий, средств связи.
В современном обществе можно выявить ряд проблем человека:
При всех тех
положительных процессах, проходящих
в нашей стране, в обществе все
равно набирают силу тенденции, негативно
характеризующие сегодняшнюю
существующей способностью масс для его освоения и использования в
повседневной социокультурной практике. Сумасшедшие темпы, динамизм
общественной и культурной
жизни вызвали значительное усложнение
структуры исодержания
В социальной сфере все более заметной становится тенденция социального
расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни,
социальная идентичность, позиция, статус. Одним из источником социально-
культурных и личностных проблем являются интенсивные миграционные процессы, разрушающие культурную целостность поселений, «выключающие» из процесса культурного саморазвития большие социальные группы, активизирующие люмпенизацию рабочих и раскрестьянивание жителей сельской местности.
Социально-экономические преобразования, массовая миграция, насильственная политика предыдущих десятилетий, направленная на преодоление различий между городом и селом, разрушили традиционные формы связи и отношения человека с социальной, природной и культурной средой, вызвали отчуждение человека от земли, от жизни общества, от собственной судьбы. Социально-культурный кризис в обществе усугубляется продолжающимся этническим расслоением и ростом межэтнической напряженности, во многом обусловленными просчетами национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий
ограничивала возможности сохранения и развития культурной самобытности
народов, их языка, традиций, исторической памяти. Все более заметным
становится агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей, стремление обнаружить врага в лице представителей иной веры, национальности, усиливается экстремизм в политической и общественной жизни. Но наиболее существенные проблемы связаны с общим состоянием духовной жизни российского общества.
— Усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры,
возрастает опасность ее вестернизации, утрачивается историко-культурная
самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов. Коммерциализация культурной жизни привела к унификации обычаев, традиций и образа жизни (особенно городского населения) по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности.
— Снижаются показатели духовной жизни общества. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития. В частности, многочисленные исследования фиксируют очевидное падение уровня художественного вкуса (если в 1981 году достаточно высокая художественная эрудиция отличала 36% горожан и 23% сельских жителей, то сейчас, соответственно, 14 и 9%). Теряют популярность кино и музыка. Падение интереса к кино во многом объясняется разрушением существовавшей ранее системы проката фильмов. Происходит резкое снижение роли телевидения в приобщении населения к искусству. Почти полностью отсутствует в предпочтениях населения современное
отечественное искусство. Снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения.
— Происходит значительная переориентация общественного сознания — с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия. Исследование Российского Института искусствознания показало, что за последние годы произошли существенные изменения в системе ценностных ориентаций: на шкале ценностей населения заметна ориентация значительной части граждан
России на материальное благополучие как главную цель жизни.
Если в начале 1980-х годов в системе ценностных ориентаций и городских, и
сельских жителей “лидировали” мысли о счастливой семейной жизни, о желании иметь хороших, верных друзей и другие гуманистические мотивы, а отсутствие материальных затруднений казалось первоочередной заботой 41% людей в городах и 36% в селах, то сегодня о материальном благополучии как самом главном говорит 70% горожан и 60% сельских жителей.
Во многом утеряны такие нравственные ценности как любовь к «малой родине», взаимопомощь, милосердие. По существу культура начинает утрачивать функции социальной регуляции, общественной консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии характеризуется понятием аномии, т.е. отсутствием норм поведения, лишением функциональности. Ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядр отечественной культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы. Снижение показателей духовной жизни российского общества в какой-то мере происходит за счет изменения общественного статуса гуманитарной интеллигенции, которая традиционно считалась в обществе флагманом нравственного развития. Сегодня на передний план жизни выдвинулись относительно слабо развитые в личностном отношении слои населения — серые духовно личности. Если в начале 1980-х годов гуманитарная интеллигенция составляла наиболее крупную часть духовной элиты, то сегодня она уступает “естественникам” (медикам, биологам и т.п.). И это обусловлено не только падением престижа гуманитарных профессий, но и более низким уровнем личностного развития гуманитариев — последние отстают теперь от “естественников” по важнейшим личностным потенциалам людей умственного труда
— созидательному и познавательному. Отказавшись от ценностей всестороннего развития личности и все больше руководствуясь в жизни сугубо личными, эгоистическими мотивами, демонстрируя повышенную общественную активность, эта часть общества сегодня определяет ключевые вопросы политики, экономики, культуры.
— Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры. Этому во многом способствует кризис системы образования, политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, к браку, семье. Растет разочарование в демократических идеалах и ценностях (50% опрошенных не участвуют в выборах различных уровней), усиливается настроение безнадежности, неверия в возможность решения социально-политических вопросов. Несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведет к разрушению нравственных
оснований, правовому беспределу. Если же касаться специально культуры молодежи, то принято говорить, скорее, о молодежной субкультуре, подчеркивая тем самым в молодежи определенную стадию
развития человека, который еще не дошел до высших образцов мировой культуры, а пытается где открыто, а где подспудно внести в свою среду обитания нечто свое, не всегда культуросообразное. Со временем это проходит, как и сама молодость, но всякое поколение обязательно проходит этот этап субкультуры. Это не значит, что у молодежи нет высоких культурных образцов классического типа. Как правило, в юношеском возрасте происходит, говорим мы, переоценка ценностей. А за этой фразой как раз стоит то обстоятельство, что молодой человек начинает соизмерять имеющиеся у него образцы поведения, деятельности,
мышления, чувствования и т.д. со "взрослыми", или принятыми в мировой
культуре.
— На уровне государственной политики наблюдается недооценка культуры как консолидирующего и смыслообразующего фактора, как важнейшего ресурса духовного преображения России. Основной акцент в государственной культурной политике сделан на развитии массовой коммерческой культуры, которая рассматривается как необходимый компонент демократического общественного
устройства и рыночной экономики, основа гражданского общества и правового государства. С одной стороны, рыночные принципы организации культуры ослабляют управленческий диктат, подключают население (потребителей) к участию в культурной политике, устраняют идеологическое воздействие, расширяют возможности культурно-досуговых учреждений за счет новых источников финансирования, позволяют увеличить фонд заработной платы и т.д. С другой стороны, происходит коммерциализация культуры, вымывание бесплатных форм культурно-досуговой деятельности, смещение приоритетов культуры с содержания деятельности на извлечение прибыли. Художественное творчество, освободившись от цензурного гнета, оказалось под гнетом экономическим. Глубокий кризис переживает киноиндустрия. Видеорынок монополизирован пиратской индустрией.
Как подчеркивалось в документах третьего совещания министров культуры стран Европы, коммерческая культурная продукция уже не воспринимается как носитель нравственных и эстетических критериев, духовного или метафизического смысла, она оказывает влияние на общественное и индивидуальное поведение прежде всего на уровне потребления, опускаясь до уровня банальностей и стереотипов. Последствия этого процесса коммерциализации, масштабы которого еще трудно предугадать, вызывает озабоченность у деятелей культуры. Таким образом, наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды не уравновешивается позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально-культурной жизни, улучшение
Информация о работе Проблема человека в современном обществе