Проблема типологии культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:01, реферат

Описание работы

Мы поговорим о сущности культуры, определениях культуры. Но, как только мы выходим за рамки теоретической модели культуры, культуры как родового свойства человека, мы обнаруживаем, что в действительности существуют культуры – существовавшие в прошлом и существующие ныне похожие и непохожие друг на друга культурные миры. Как их группировать, в каком отношении они находятся друг к другу, возможно ли сходство и понимание между ними, могут ли они перенимать опыт друг друга, или их взаимодействие невозможно?

Содержание работы

1.Введение
2. Что такое типология культур, и для чего она необходима.
3. Миф о Вавилонской башне. Начало научной типологизации культур. Просветительские концепции типологии культур.
4. Циклическая модель развития культуры: концепции культурно-исторических типов и локальных культур.
5.Заключение.

Файлы: 1 файл

культурология.Word.docx

— 65.49 Кб (Скачать файл)

 

 

В Европе динамика суперсистем культуры может быть представлена в виде таблицы:

Эпоха

Время

Тип культуры

Крито-микенская

Конец II тыс. до н.э.

Сенситивная 

Ранняя античность

IX-VI века до н.э.

Идеациональная

Классическая античность

V-IV века до н.э.

Идеалистическая

Эпоха эллинизма и Римской  империи

III век до н.э. – IV век н.э.

Сенситивная

Средневековье

V-XII века

Идеациональная

ПредВозрождение, раннее Возрождение

XII-XIV века

Идеалистическая

Возрождение,  
Новое время, 
современность

XV-XX века

Сенситивная


Таким образом, концепция  суперсистем П.А.Сорокина может быть отнесена к ряду циклических моделей, но с некоторымиоговорками. В отличие от О.Шпенглера он не считал завершение какой-либо культурной эпохи ее смертью: «вопреки диагнозу Шпенглера, их мнимая смертная агония была ни чем иным, как острой болью рождения новой формы культуры, родовыми муками, сопутствующими высвобождению новых созидательных сил».  
Созидательными силами, «энергией культуры» Сорокин называл Эрос и Агапе – два вида любви. «Апостолы любви», несущие оба эти вида – гигантские «энергетические станции», излучающие любовь и заряжающие ею других. Среди них великие ученые, философы, художники, гуманисты и проповедники: Гомер, Платон, Шекспир, Бах, Бетховен, Ньютон, Будда, Христос, Лао-цзы, Конфуций, Франциск Ассизский, М.Ганди. 
Последователем П.А. Сорокина был  Ф. Нортроп (1893–1975), который построил свою типологию культуры на основе доминирующих в ней методов познавательной деятельности. Формы мышления образуют полярные группы: ассоциативно-образное мышление – абстрактное мышление, партикуляризм – универсализм. Для партикуляристских культур характерно внимание к отдельному, единичному, индивидуальному; универсалистским культурам свойственно обобщение, категориальное мышление. Западный тип культуры – преимущественно универсалистский, тяготеющий к научному, рациональному познанию, к абстракции. Восточный тип Нортроп определяет как партикуляристский, ассоциативно-образный, интуитивный. 


Информация о работе Проблема типологии культур