Проблема восток-запад-россия
в диалоге культур
Какое же место
занимает Россия в в понятийной
парадигме «Восток – Запад»? Проблема
Восток – Запад – Россия была впервые
заявлена П.Я. Чаадаевым в «Философических
письмах». В полемике западников и славяно-филлов
была предпринята попытка «прописать»
российскую историю и культуру во всемирно-историческом
духовном наследстве. Первые утверждали,
что Россия принадлежит европейской культурно-исторической
традиции. Вторые рассматривали Россию
как самобытное духовное образование,
максимально подготовленное к адекватному
восприятию истин христианского мировоззрения.
Третьим вариантом европейско-христианской
«прописки» русской истории, культуры,
общества и государства явилась концепция
византизма К.Н. Леонтьева.
Аспект российской
самобытности в теории славянофилов
был резко усилен «почвенником»
Н.Я. Данилевским, отвергшим антитезу
Восток – Запад и развивавшим
идею существования ососбых и самостоятельных
культурно-исторических типов. При этом
русская культура рассматривалась как
основа нового, формируещегося и переходящего
в стадию цивилизации славянского типа.
Почти на протяжении
всего XIX в. в научно-историческом изучении
русской истории господствовало представление
о ее глубоком, принципиальном отличии
от истории западноевропейских народов.
Данное убеждение
может быть названо одной из
важнейших черт и, пожалуй,
наиболее характерными свидетельством
процесса становления русского
национального, а шире – российского
цивилизационно-исторического самосознания.
Этот процесс русской жизни XIX в. отражен
в поэтических формулах-императивах: «История
России требует другой мысли, другой формулы»
А.С. Пушкина, знаменитое письмо которого
к Чаадаеву названо С.С. Хоружим «манифестом
русской самобытности»; знаменитое тютчесвкое
«Умом Россию не понять»; формула-вопрос
Н.В. Гоголя «Русь, куда ж несешься ты, дай
ответ?»; вопрос-ответ Ф.М. Достоевского
«Почему же нам не вместить последнего
слова Его(Христа)?».
Высказав мысль,
что Россия могла бы стать
мостом между Западом и Востоком,
так как она имеет возможность
сочетать в своей культуре
оба великих начала духовной
природы – разум и воображение,
Чаадаев тем самым поставил
вопрос о «третьей силе» во
всемирной истории.
Опора на гегелевскую
диалектическую триаду (Китай, Индия,
Ближний Восток) и одновременно
введение в мировую историю
России как ее нового необходимого
звена допускали число теоретически
две возможности: 1) сохранение трех
элементов, но помещение России
в качестве дополнительного звена
в один из них (скорее всего,
в третий, христианский – по
главной его характеристике); 2) сокращение
прежней схемы до двух элементов
и введение в триаду нового
элемента – России. (Заметим, что
из обозначенных условий нового
теоретического оформления триадической
исторической схемы не вытекают «искусственная»
триада типа бердяевской Врсток, Востоко-Запад,
Запад и «случайная» триада евразийцев
Европа – Евразия – Азия.) Из этих теоретических
возможностей вторая имеет явный теоретический
приоритет. Однако идея российской самобытности,
доминировавшая в русскую мысль XIX в., использовала
первую из них, поскольку для русских мыслителей
Россия представлялась прежде всего страной
христианства и христианской культуры.
По этой же причине
западники помещали на третьей
всемирно-исторической ступени не
только германские народы, но
и славянские (вместе и прежде
всего с Россией). Славянофилы
тяготели непосредственно к православию,
особенно в его «русском» варианте,
поэтому противопоставляли Россию
Западной Европе.
Вторая возможность
– теоретическая – дала существенно
новый (после Гегеля) результат:
формулу Восток – Запад –
Россия, предложенную Вл. Соловьевым. Новизна
его теоретического результата состоит
в следующем.
Отвечая на вопрос,
для чего существует человечество,
Вл. Соловьев отталкивается от
идеи развития и необходимости
ее тройственного расчленения.
Поэтому он выделяет три ступени
всемирно-исторического развития, две
из которых, полагал мыслитель,
уже пройдены. Между ними –
христианский рубеж. До этого
рубежа человечество представляет
прежде всего Восток (а в лице исламского
мира он присутствует в качестве «первой
силы» и на второй ступени). После христианского
рубежа на исторической сцене появляется
Запад (прежде всего, это цивилизация западно-европейских
народов). Как видим, в этой схеме нет ни
античных народов и Византии, ни Древней
Руси в качестве значимых культурно-исторических
и политических реалий. Символом Востока
в духовной жизни является бесчеловечный
Бог, символ западной цивилизации – безбожный
человек. Историческая последовательность
Востока и Запада, а также их реальное
противостояние в мире как «первой» и
«второй» силы завершиться на третьей
ступени, когда утвердится истинное христианство.
Субъектом – носителем этого в заключительном
историческом отрезке может выступить
молодой народ, не связанный традициями
ни с Востоком, ни с Западом. Такова Россия.
В «Философских
началах цельного знания» Вл.
Соловьева мы находим готовую
теоретическую формулу Восток
– Запад – Россия. Она может
быть представлена и в ином
виде. Например, под Западом в
противоположность Востоку можно
понимать не только и даже
не столько цивилизацию Западной
Европы, сколько изначальный Запад
греков и римлян, ставший фундаментом
культурно-исторического развития
и христианской Византии, и двух
молодых исторических народов,
принявших христианство, – германцев
и славян с Россией. Тогда
третья историческая ступень,
связанная с действительным, а
не вымышленным (как у Ясперса)
«осевым временем» (и осевыми
культурами), не что иное, как христианская
эпоха всемирной истории независимо
от того, какое историческое поведение
демонстрируют на этой ступени
и какие именно восточные и
западные народы.