Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 12:08, реферат
Успех общения целиком зависит от умения правильно пользоваться нашим бесценным богатством – языком, а культура это умение обеспечивает, помогает владеть нормами речевого поведения. Без сомнения, наше повседневное использование языка – оно объективно играет гораздо большую культурообразующую или же культуроразрушающую роль, чем это принято думать.
Проблемы речевой культуры в современном обществе.
З.Е. Плутахина,
учитель русского языка и литературы МОУ «Тавровская СОШ»
Замечательные слова о красоте и величии нашего языка принадлежат его великому мастеру и знатоку Ивану Сергеевичу Тургеневу: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь бережно с этим орудием – в руках умелых оно способно творить чудеса». Это наказ из прошлого нам, сегодняшним – любить и обращаться бережно. Язык – живое существо, он очень болезненно реагирует на все негативное, что происходит вокруг нас.
Важно помнить, что русский язык – наш государственный язык. Нация существует до тех пор, пока жив язык. А мы слишком расточительны, владея таким богатством! Любезно позволяем словам из других языков бесцеремонно проникать в наш лексикон, позволяем себе вульгарную, грубую, излишне громкую речь.
В чем наша беда? Мы очень мало читаем. Наши ученики часто предпочитают фильм – книге, развлекательные телепередачи – познавательным. Самая значительная проблема в том, что большая часть говорящих на русском языке утратила ощущение нормы. В первую очередь это касается молодежи.
В последние годы советского периода существовал языковой стандарт, то есть официальный язык. К нему относились по-разному. Интеллигенция, например, воспринимала стандарт негативно, как и все искусственно навязываемое, но, тем не менее, он существовал и был довольно жестким.
Сейчас наша речь в хаотическом состоянии, потому что правила речевого общения усваивать неоткуда. Они, к сожалению, не исходят из семьи, школы и т. д. «Образцы» речевого поведения мы получаем со страниц бульварных газет, с экранов телевидения, где телеведущие самых популярных ток-шоу не стесняются в выражениях. Для многих нормой речевого общения стала жаргонная лексика, которая все больше пополняется тюремным жаргоном. Читать стало немодным. Кинофильмы по телевидению преимущественно нероссийского производства. А их переводы просто не выдерживают никакой критики. Складывается такое ощущение, что подрастающий человек, к сожалению, не может найти ориентиров в мире русской речи - ему не хватает образцов. Отсюда – отсутствие языкового чутья и вкуса.
Небрежная, нарочито грубая, приблатнённая речь недвусмысленно говорит о приземлённом восприятии окружающих говорящим, о том, что он слепо и неразборчиво подражает современной языковой моде низкого пошиба. Нечего говорить и о внутреннем такте, душевной мягкости, о хорошем, тонком языковом вкусе. Нередко довольно одного оброненного слова, неверно поставленного ударения, чтобы составить представление о культурном уровне человека, о его отношении к товарищам и коллегам.
Очень часто можно слышать вокруг нецензурную, бранную, т. е. негативную лексику. Одни относятся к подобной лексике негативно, с определенной долей критики, другие - равнодушны к речевому поведению окружающих, третьи - считают такую лексику вполне нормальной, т.е, уже привыкли.
Откуда же тогда берет свои корни речевая распущенность, которую мы, к сожалению, наблюдаем в стенах любого учебного заведения, начиная со школы? О сквернословии в устах молодежи, как о настоящей болезни, которую надо лечить всеми возможными способами, надо говорить в школе, кричать в СМИ, обратить внимание всех на проблемы речевой культуры, заставить задуматься над собственным речевым поведением, следовать ее высоким образцам, уметь их отличить (то есть отличить высокий образец от речи весьма средней, которой не следует подражать).
Надо искать образцовую речь, искать свой идеал культуры речевого поведения. Полезно видеть разницу между культурой самого языка и культурой речевого поведения. Культура языка учит пользоваться правильным нормативным языком. Что значит владеть культурой языка? Уметь склонять числительные, знать, что нужно говорить звонит, есть, а не кушать, помнить, что глаголы одеть и надеть имеют разные оттенки значения, что предлог благодаря управляет не родительным, а дательным падежом, что нужно быть в ладах с орфографией и многое-многое другое. Это основа основ, поэтому надо владеть культурой языка - основой культуры речевого поведения.
Считается, что настоящей культуре речевого поведения никакой учебник не научит, хотя есть много учебно-методических пособий: специальных руководств, словарей, грамматик, а также каких-то других изданий справочного характера. Но мы с этим не согласны.
Благодаря учебным, справочным пособиям по “Русскому языку и культуре речи” можно самостоятельно продвинуться к главной задаче культуры речевого поведения: не только пользоваться правильным языком, но уметь правильно пользоваться языком. Вы чувствуете разницу? Пользоваться правильным языком и правильно пользоваться языком во всех обстоятельствах жизни. Второе вытекает из первого. Вот, например, знаменитый глагол кушать. Чем он сам неправильный? Сам по себе он совершенно правильный. Но культурный человек, умеющий правильно пользоваться языком, далеко не всегда его употребит. Может он употребит этот глагол кушать в обращении, к маленькому ребенку, и то не всегда. Иными словами, успех общения целиком зависит от умения правильно пользоваться нашим бесценным богатством – языком, а культура это умение обеспечивает, помогает владеть нормами речевого поведения. Без сомнения, наше повседневное использование языка – оно объективно играет гораздо большую культурообразующую или же культуроразрушающую роль, чем это принято думать.
Необходимо также помнить, что вежливость и благожелательность – основа культуры речевого поведения. Именно они сейчас преданы полному забвению и нуждаются во всенародном обсуждении, или, как сейчас принято говорить, референдуме. У нас получилось пустое пространство: от хамства мы сразу хотим перейти к милосердию, и минуем при этом обычную вежливость. Невежливость – это слишком серьезная болезнь, и лечить ее нужно кардинально. А лечить кардинально может нам помочь лишь изменение общей нравственной ситуации в нашей жизни. Изменение же это, в свою очередь, зависит от слишком глубоких причин. Здесь надо говорить о несоответствии, которое навязано нам всеми обстоятельствами нашего бытия. То есть о таком соответствии общечеловеческим нормам вежливости, доброты, этикета, которое необходимо для общества, – об этом надо кричать во весь голос. Тем более что положение здесь все-таки не совсем безнадежное, потому что ситуация все же меняется. И меняется она не всегда к худшему.
Поэтому: надо владеть нормами вежливого общения. Здесь очень важно соблюдать такую заповедь речевого этикета: уметь не только говорить, но и слушать. Нет ничего более тягостного, чем человек, который слышит только самого себя, который глух к желаниям и нуждам собеседника, не умеет соблюдать стратегию и тактику разговора в роли слушателя. Важно отдавать себе отчет в том, что отсутствие реакции на слово является нарушением культурной нормы общения и, следовательно, речевого поведения. Ответить можно не только словом, но и жестом, улыбкой. Но ответить необходимо. Этот момент является одним из самых интересных. На первый взгляд он даже противоречит всем предыдущим. Его можно сформулировать так: отстаивайте право нарушить любую из заповедей, если это нарушение поможет Вам добиться особой выразительности речи, поможет наилучшим образом выполнить задачу, ради которой Вы вступили в разговор.
Важно избегать многословия: говорить не только кратко, но просто, понятно, точно. Информативная речь в устах культурного человека категорически не терпит ни многословия, ни пустословия. Приведу пример, на вопрос: Как пройти до определенного пункта? Можно услышать: “Пойдете, пойдете, значит, выйдете и там прям налево, прям такой дом, ну, серый такой, ну, пойдете, за ним эта, ну, как ее, арка, обойдете, туда не идите, а идите за угол”. Такие ответы на вопрос, как пройти, конечно, мы слышим ежедневно. Так ведут себя люди, которые не владеют культурной нормой речевого поведения. Нужно говорить именно то, что требуется для действия, для дела.
В последнее время обществом часто обсуждаются проблемы, связанные с падением уровня культуры, разрушением нравственных ценностей. Эти негативные процессы отражаются и на состоянии речевой культуры, как устной, так и письменной. Необходимость серьезного подхода к культуре речи и ее изучению осознается сегодня не только лингвистами, но и людьми самых разных профессий. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.
Русский язык переживает в настоящий момент кризис, причем очень глубокий. Жаргонизация, многочисленные американизмы, употребление ненормативной лексики вследствие снижения культуры - таково современное состояние нашего языка. Причины тому - демократизация общества, начавшаяся в конце 1980-х, и продолжающаяся по сей день. Огромное влияние на развитие языка в наше время оказывают средства массовой информации. Телевидение, газеты и радио каждый день выдают на-гора огромное количество информации, порой не самой качественной и неграмотно оформленной. Многочисленные грамматические ошибки, даже в речи высокопоставленных лиц, - не это ли показатель того, что язык нужно спасать? Современная музыка, как поп, так и рок, не отличается грамотностью. Мат, который льется со сцены на молодые умы, наивные песенки о «счастливой любви» - не только показатель бездуховности нашего общества, но и олицетворение бедности его языка. Язык - явление постоянно меняющееся, но, одновременно, сохраняющее свою основу, свой стержень. История русского языка знала французское и английское влияние; революция 1917 года привела к возникновению «новояза»; брежневский застой дал нам множество бюрократизмов и штампов. Русский язык каждый раз героически выдерживал все изменения, оставаясь самим собой. И современное состояние языка - лишь один из этапов его развития, пусть и кризисного, но все-таки развития. Наша задача состоит лишь в том, чтобы не допустить полного опошления языка, его тотальной варваризации и жаргонизации.
Высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь — задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.
Хочется напомнить слова Константина Паустовского из статьи “Поэзия прозы” «Человек, равнодушный к родному языку, — дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа”.
От имени участников конференции, необходимо единогласно принять обращение к молодежи, школьникам, студентам:
«Мы, участники конференции обращаемся ко всем, кому небезразлично, что будет с русским языком, а значит – с нашей русской культурой. Хорошо знать русский язык, законы, по которым он развивается, беречь его от чрезмерного упрощения – такая задача стоит сегодня всеми нами. «Великий и могучий» нуждается в нашей защите! Это выражается в следующем: чтобы не быть «Иванами, не помнящими родства», давайте следить за чистотой своей речи; не употреблять жаргонных и бранных слов; грамотно излагать свои мысли, чтобы быть правильно понятым; не допускать двусмысленности высказываний; не употреблять без надобности слова иностранного происхождения, если им есть достойная замена в богатейшей лексике русского языка; быть доброжелательными по отношению к собеседникам; обогащать свой словарный запас; чаще обращаться к словарям – нашим верным помощникам; больше читать классическую русскую литературу – это противоядие пошлости и уродству; ценить «роскошь» человеческого общения.
Успехов Вам в овладении речевой культурой!
Список использованной литературы
Абрамов Н. Искусство разговаривать// Русская речь. - 1991. - № 4.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М.: Высшая школа, 1988.
Голуб И. Стилистика русского языка. - М.: Рольф, 2001.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.
Гольдин В. Е. Сиротинина О. Б. Речевая культура // Русский язык: Энциклопедия. – М., 1997.
Ермакова О. П., Земская Е. А., Розина Р. И. Слова, с которыми мы все встречались. Толковый словарь русского общего жаргона. – М., 1999.
Культура русской речи / под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. – М., 2001.
Оганесян С.С. Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5 – 1998г.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.:Рус.яз., 1990.
Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова. – М., 2001.
Русский язык и культура речи / под ред. Черняк В.Д. – М., 2002.
Сиротинина О. Б. Хорошая речь: сдвиги в представлении об эталоне // Активные языковые процессы конца XX века. – М., 2000.
Ширяев Е. Н. Что такое культура речи // Русская речь. - 1991. - № 4.
Ширяев Е. Н. Культура речи как лингвистическая дисциплина // Русский язык и современность: Проблемы и перспективы развития русистики. – М., 1991. Ч. 1.
Информация о работе Проблемы речевой культуры в современном русском языке