Проект «Святки»
для детей старшего
дошкольного возраста
подготовила:
Музыкальный руководитель
высшей квалификационной
категории
Тимченко Людмила
Васильевна.
МБДОУ Полтавский детский
сад «Родничок»
2013 г.
Цель. Познакомить
детей с праздником «Рождество Христово»
и следующей за ним святочной неделей,
праздником «Крещение Господне».
Задачи:
- продолжать расширять
знания о народных традициях, формировать
интерес к народным играм, песням, развлечениям.
Расширять знания детей о зимних явлениях
и приметах с помощью пословиц, загадок,
прибауток;
- развивать познавательную и творческую
активность, используя русский народный
фольклор; развивать эмоциональное, творческое
и образное восприятие фольклорного материала;
- продолжать воспитывать детей на лучших
традициях русского народного творчества,
приобщать детей к духовным ценностям
народной культуры.
Участники
проекта:
- дети старшего дошкольного возраста,
- воспитатели,
- музыкальный руководитель,
- родители.
Срок
реализации проекта: 1 неделя.
1 этап: подготовительный.
- Подбор наглядных и дидактических материалов:
репродукции картин: Бём (Эндаурова) Елизавета Меркурьевна
(1843-1914): «К Празднику Рождества Христова!»,
«К праздничку Христову!»; Маковский
К.Е. "Святочные гадания" 1900-е; Б. Кустодиев
«Крещенское водосвятие» 1921 г., Елочный торг. 1918
г., (http://artcyclopedia.ru/kustodiev_boris.htm)
Подбор литературы и предварительное чтение:
колядки, загадки, скороговорки, небылицы, ознакомление с приметами;
П.Н. Воздвиженский «Рождество Христово»;
И. Рутенин сказка «Рождественская ёлочка».
Подбор музыкальных произведений, игр, их предварительное слушание и разучивание:
П. И. Чайковский «Декабрь. Святки»;
русская народная песня «Как на тоненький ледок»;
танец «Валенки» под русскую народную песню «Валенки»;
русская народная игра «Метелица»;
Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности:
Костюмы, платки и маски для ряженых.
Деревянные ложки, бубны, маракасы.
Краски, карандаши, пластилин, солёное тесто для изготовления творческих работ.
2 этап: продуктивный
Формулирование проблемы проекта.
Проект начинается с беседы
о празднике «Рождество Христово»
и следующей за ним святочной
неделей. Вопросы для обсуждения:
Что вы знаете о празднике «Рождество Христово»?
Вы хотите узнать, как праздновали «Святки» ваши прабабушки и прадедушки?
В целях введения в проблему
просматриваются репродукции картин Бориса Кустодиева «Зимнее
гулянье на реке», «Зима».
Формулируем проблему проекта:
«Как мы будем праздновать «Святки»?
Виды деятельности в проекте
Тема: «Святки»
Образовательная область
«Художественное творчество»
Рисование
Рассматривание репродукций картин: Бём Е. М.: «К Празднику Рождества Христова!», «К праздничку Христову!»; Маковский К.Е. «Святочные гадания»; Б. Кустодиев «Крещенское водосвятие», «Елочный торг», «Зимнее гулянье на реке», «Зима».
Рисование «Зимние праздники».
Лепка
Коллективная композиция «Зимние праздники».
Образовательная область
«Чтение художественной литературы»
Чтение и обсуждение: П.Н. Воздвиженский «Рождество Христово»;
И. Рутенин
сказка «Рождественская ёлочка».
Чтение и заучивание: колядки, небылицы, скороговорки, приметы.
Просмотр презентации: «Рождество Христово».
Оформление в группе выставки книг.
Образовательная область
«Музыка»
Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Декабрь. Святки».
Исполнение песен: русская народная песня «Как на тоненький ледок»; колядки.
Импровизация: танец «Валенки» под русскую народную песню «Валенки».
Игры с музыкальным сопровождением: русская народная игра «Метелица»; игра «Плетень»; игра «Бубенцы»; игра «Курилка»; игра «Золотые ворота».
Образовательная область
«Коммуникация»
Беседы с детьми: «Какие новогодние праздники мы знаем?», «Как празднуются «Рождество Христово», «Святки», «Крещение»?
Интервью-игра «Как вы проводите новогодние праздники?».
Вопросы для интервью:
Назови новогодние праздники.
Ты любишь эти праздники? Почему?
Как колядуют на «Святки»?
В какие игры играли на «Святки»?
Образовательная область «Социализация»
Игра-импровизация «Как на тоненький ледок».
Образовательная область «Физическая
культура»
Эстафета «Пройдём в ворота».
Образовательная область «Здоровье»
и «Безопасность»
Беседа с детьми: «Можно ли использовать пиротехнику?»
Образовательная область «Познание»
Дидактическая игра: Собери картину «К праздничку Христову».
ФЭМП:
Задания на количественный счёт предметов:
- сосчитать сколько
нарисовано ёлок, берёзок, лошадок на картине.
Дидактическая игра: «Собери ёлку из треугольников».
Образовательная область «Труд»
Помощь взрослым в изготовлении декораций к празднику.
3 этап: заключительный
Развлечение «Рождественские
святки»