Профессиональная культура общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 09:13, реферат

Описание работы

Если ситуация прямого общения, так называемой «языковой игры» (Л. Витгенштейн) не осложнена никакими привходящими обстоятельствами (открытой конкуренции, даже вражды), то ее участникам прежде и чаще всего необходимо стремиться ко взаимопониманию. Это умение чувствовать состояние другого человека, понимать мотивы его намерений и поступков, правильно истолковывать внутренний подтекст высказываний. От верности взаимопонимания между людьми зависит характер тех отношений, которые между ними складываются: доверие или настороженность, симпатия или антипатия, сочувствие или осуждение. Умение стать на точку зрения собеседника психологи называют эмпатией (вчувствованием в другого).

Файлы: 1 файл

Алтыбаева Ж Т.pptx

— 450.49 Кб (Скачать файл)

Государственный Медицинский  Университет г.Семей 
 
 
 
СРС  
на тему: Профессиональная культура общения

 

Подготовила: Алтыбаева Ж.Т.

Резидент-онколог

 

Искусство, талант общения требуют определенного уровня культуры, известного усилия, навыка со стороны Человека говорящего. Культура общения включает в себя также духовно-нравственную воспитанность человека, индивидуальный стиль и манеру поведения, в особенности, культуру его речи, устной и письменной.

 

 

Если ситуация прямого общения, так называемой «языковой игры» (Л. Витгенштейн) не осложнена никакими привходящими обстоятельствами (открытой конкуренции, даже вражды), то ее участникам прежде и чаще всего необходимо стремиться ко взаимопониманию. Это умение чувствовать состояние другого человека, понимать мотивы его намерений и поступков, правильно истолковывать внутренний подтекст высказываний. От верности взаимопонимания между людьми зависит характер тех отношений, которые между ними складываются: доверие или настороженность, симпатия или антипатия, сочувствие или осуждение. Умение стать на точку зрения собеседника психологи называют эмпатией (вчувствованием в другого).

 

    • Первый контакт между врачом и пациентом — особо важное событие по ходу врачевания, где бы он ни происходил. Главная ответственность за успех знакомства двух соратников в борьбе против недуга ложится на врача. Именно врач должен обеспечить духовное взаимопонимание, создать атмосферу доверия, участия, сотрудничества

 

 

Общение — это, прежде всего, беседа. Слово отражает не только образовательные  уровни говорящего и слушающего. Врач может говорить в общем понятно, но с трудно воспринимаемой дикцией, неправильными ударениями, вульгарным тоном, ошибочной интонацией. В итоге нередко оказывается, что он плохо понят пациентом, а то и просто неуслышан. Слово позволяет не только сообщить информацию, но и оттенить ее эмоциональный заряд. Содержание речи чрезвычайно важно для пациента. Сообщая диагноз, надо говорить понятным языком и помнить, что некоторые привычные медику термины в обыденном мире воспринимаются как странные, малопонятные, а то и зловещие, страшные. Врач должен уметь «переводить» медицинские понятия на доступный, разговорный язык.

 

Один из советов опытных  врачей гласит: излагаю диагноз больному или его родственникам, избегай  устрашающих формулировок.

Пациент имеет право знать правду, но долг врача смягчить ее милосердием.

Мужество и воля к жизни — ценнейшие качества в борьбе с болезнью, и врач должен всемерно воспитывать и укреплять их у сво­их пациентов.

Великий хирург Н.И. Пирогов учил: «Вести себя у постели больного так, чтобы не подрывать надежды, а вселять веру в скорое выздоровление».

В связи с утверждением в современной. в том числе  отечественной медицине принципа информированного согласия пациента на то или иное врачебное  вмешательство, у врачей актуализируется  задача в каждом индивидуальном случае правильно соотнести размеры  врачебной тайны и открытой для  больного информации.

 

 

Медику особенно необходимо следить не только за тем, что он говорит, но и как говорит. В произношении слов большое значение имеет интонация, с помощью которой передаются тончайшие нюансы наших мыслей и  чувств. Интонация может выдать самые  сокровенные намерения, она способна не только выявлять, но и изменять значения слов. Врач, говорящий монотонно, занудно, бессвязно и непонятно, нередко  теряет уважение больных, встречает  трудности в реализации тех или  иных методов лечения. Звуковая речь, то взволнованная и напряженная, то спокойная и мелодичная, свидетельствует  об эстетическом освоении языка и  является важнейшей психотерапевтической ценностью. В зависимости от интонации  одно и то же слово может быть обидным или ласковым, подбадривающим или уничтожающим. Миссия врача значительно  усложняется тем, что ему постоянно  надо находить такие интонации, которые  согласовывались бы с текстом, мимикой  лица, выражением глаз, жестами и  т.д. «Когда беседует врач Ю.,- заметил  больной X., — то невольно возникает  убеждение, что все его внимание сконцентрировано на бархатистости  его звучания, в тональности которого на расстоянии чувствуется барственность, снисходительность». Это размышление  говорит о том, что многие пациенты — чуткие практические психологи.

 

Тактически правильно  для доктора и вообще медицинского персонала проявлять презумпцию уважения и доверия к каждому  пациенту, надеясь на его здравый  смысл, природную смекалку, обостренные  критической ситуаций заболевания. Разумеется, в процессе лечебного  общения то и дело приходится корректировать тактику общения в связи с  индивидуальными особенностями  пациентов и их близких, участвующих  в лечении.

 

Среди наиболее распространенных недостатков  устной речи профессионала, в особенности  медика, можно назвать следующие.

 

    • Слишком замедленная или очень быстрая речь. Мысли говорящего собеседник не успевает воспринять или понимает с трудом. Скорость речи определяется многими факторами, например, темпераментом, психическим состоянием, индивидуальными привычками. Сказываются на скорости речи и национальные особенности. Для лучшего восприятия информации беседующие должны иметь близкие показатели скорости речи и, соответственно, мышления. В противном случае информация может представляться в неполной или искаженной форме. Повышенная скорость беседы воспринимается больным как торопливость, пренебрежительность к собеседнику и расценивается негативно. Более того, за поспешностью врач и тем более пациент может терять контроль за сутью инфор­мации. Недоразумения возникают и при аритмичной речи врача.

 

 

    • Несбалансированная громкость, сила голоса. Неумеренно громкий или тихий голос врача может раздражать и больных, и коллег. Когда он говорит тихо, больной сначала усиленно напрягает слух, внимание, чтобы услышать то, что ему говорят, о чем спрашивают. Если это ему не удается, он нервничает, злится. Врач также испытывает моральные и профессиональные перегрузки, когда его собеседник говорит тихо, он не­вольно становится «глухим» подчас к очень важной информации. В результате эта «глу­хота может привести к серьезному конфликту.
    • Вялая, небрежная речь; неправильные ударения, манера «глотать» начало, конец или середину слова; чрезмерное употребление бытового, профессионального жаргона и иностран­ных слов — все эти и т.п. болезни русского литературного языка особенно сильно травмируют процесс врачебного общения.

 

 

 

    • Многословие отдельных врачей и больных, насыщение своей речи несущественными деталями, загромождение словами-сорняками. В итоге мучительного извлече­ния сути из суесловия утрачивается логичность, точность, стройность рассказа. Врачу при этом нужно проявить терпение и мудрость. Беседу следует направить в нужное русло. Если ответы на вопросы врача неточны, непонятны, нужно терпеливо, с извинениями, просить повторить, пояснить тот или иной момент анамнеза.

 

Врачу не следует допускать  колкостей, упреков по адресу пациентов; горячиться из-за скороговорки больного или излишне замедленной речи; а также если больной повторяется, путается, перескакивает с одного на другое. Откровенное невнимание, рассеянность врача могут вызвать взрыв гнева и неприязни у его собеседников. Врач должен получить ответы на все интересующие его вопросы, но при этом следует быть деликатным, считаться с психикой больного, его реакцией на окружающее, уровнем его развития.

Авторитет врача и корпорации медиков в целом вырастает не только из-за высокой профессиональной техники, но, и что чрезвычайно важно для пациентов, благодаря человечности, чуткости, тонкости, культуре общения в медицине.

 

Спасибо за внимание!


Информация о работе Профессиональная культура общения