Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 00:53, реферат
Реальные и душевные источники искусства, т.е. художественного творчества, усматриваются в различных явлениях: фантазии (романтизм), многообразном стремлении к изменению (Шиллер), стремлении к подражанию (Аристотель, современный натурализм), стремлении к символическому изображению (немецкий идеализм, экспрессионизм) и во многом другом.
Но это все образные определения искусства. Философия же дает следующее определение. Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов
1.Сущность искусства
2.Происхождение искусства
3. Подход к проблеме происхождения искусства
4.Функции искусства
5.Искусство и идеология
6. Первобытное искусство
.
Содержание:
1.Сущность искусства
2.Происхождение искусства
3. Подход к проблеме происхождения искусства
4.Функции искусства
5.Искусство и идеология
6. Первобытное искусство
1. Сущность искусства Слово «искусство» — первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта («искусство мышления», «искусство ведения войны»). В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений — произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства. Реальные и душевные источники искусства, т.е. художественного творчества, усматриваются в различных явлениях: фантазии (романтизм), многообразном стремлении к изменению (Шиллер), стремлении к подражанию (Аристотель, современный натурализм), стремлении к символическому изображению (немецкий идеализм, экспрессионизм) и во многом другом. Но это все образные определения искусства. Философия же дает следующее определение. Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетически. В процессе художественного творчества эстетические представления художников закрепляются, «овеществляются» различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают как произведения искусства. Эстетические представления людей, закрепленные художественными средствами в произведении искусства, называются художественными образами. Главным в искусстве является именно художественный образ, а не его материальное основание (краски, звуки, слова и т.д.), которое существует не самостоятельно, а только в слиянии с художественным образом. Искусство, как таковое, в отличие от философии, науки, религии и этики начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, обеспечивающая создание особого, вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека. Искусство в отличие от всех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. В искусстве человек свободно творит особый мир, также как творит свой мир природа, то есть полновластно. Если и в своей практической деятельности, и в науке человек противопоставлен миру как субъект объекту и тем ограничен в своей свободе, то в искусстве человек превращает свое субъективное содержание в общезначимое и целостное объективное бытие. Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, так как оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятия. Это внутреннее единство всех духовных сил человека при создании и восприятии произведений искусства обеспечивается силой эстетического сознания. Если, читая научные, публицистические, популярные издания, мы сразу же внутренне настраиваемся на как бы «фрагментарное» мышление о мире, «забывая» все, что нам не пригодится для восприятия данного текста, то настраиваясь на чтение художественного произведения, мы активизируем в себе все свои духовные силы: и ум, и интуицию, и чувства, и этические понятия. Нет ни одного момента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы быть вызван и активизирован искусством. Оно призвано обеспечить целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого духа. Синтетическим характером искусства во многом объясняется тот удивлявший философов факт, что среди всего многообразия видов духовной деятельности нет ничего, равного ему по силе социального воздействия на человека. Это знали уже в античности. Искусство нередко даже пугало людей своей таинственной силой. Так, высказывалось мнение, что любое стремящееся к порядку государство должно запретить музыку (да и другие искусства), ибо она размягчает нравы и делает невозможной строгую субординацию. Ортодоксальное христианство в первые века своего восхождения запрещало театр и живопись как нечто, оспаривающее суровый аскетизм, которого требовали этические христианские догматы. Искусство обеспечивает многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи-образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Эдип и Антигона, Гамлет и Дон Кихот, Дон Жуан и Кандид, пушкинский Борис Годунов и князь Мышкин Достоевского, булгаковские Мастер и Маргарита — это уже не просто художественные образы, это символы культурно-значимых общечеловеческих ценностей. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Без использования традиционных, живущих веками культурных символов невозможно включиться в линию преемственности культур, невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определенное настоящее и, главное, будущее. Из того, что искусство служит средством самовыражения человечества, следует и то, что предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях — психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Гуманитарные
науки также имеют своим существуют и психология, и социология, и этика, но все они рассматривают его с какой-либо одной и притом сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его цельности, но затрагивает и все самые глубокие и еще неизведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек — тайна тайн природы. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо учиться прежде, чем он станет понятен.
2. Происхождение искусства Никто точно не может сейчас определить время возникновения искусства. Но множество данных свидетельствует о том, что зарождалось искусство в эпоху появления человека Разумного. Проблема появления искусства неразрывно связана с проблемой человека. Как существует несколько теорий происхождения человека, так существует и несколько теорий происхождения искусства. Божественная теория
происхождения искусства человека, изложенной в Библии — «человек был создан Богом по его образу и подобию». Именно духовное начало человека предопределило появление искусства. Крупный эстетик и искусствовед Михелес Панаотис так пишет о связи искусства с божественным. «Между человеком и божеством стоит природа, Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, — солнце, звезды, дикие животные и деревья — и стимулирует простейшие, но сильные эмоции — страх, смятение, покой. Образы и впечатления от внешнего мира являются вначале неотъемлемой частью религиозного опыта. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное воображение, дают мастеру модели и вдохновляют художника на самовыражение посредством этих моделей. С помощью искусства и ремесла (которые вначале не разделялись) примитивный человек не только имитирует и символизирует стихию, но и завоевывает ее, потому что уже конструирует и создает. Он не только властвует над духом дикого животного, изображая его на стенах пещеры; он создает крытые жилища, хранит воду в сосудах, изобретает колесо. Микрокосм, обогащенный искусством и ремеслом, духовным и техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму». Вторая теория возникновения искусства — эстетическая, отражена частично и в предыдущих рассуждениях М. Панаотиса. Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей. Во времена возникновения племенных объединений создаются песни и гимны: песни землевладельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов — пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны — гименеи, погребальные причитания — орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательствах в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению. Таким образом с помощью искусства накапливался и передавался коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на отдельные виды и носило коллективный характер. В рабовладельческом обществе с появлением избыточного продукта трудовой деятельности, который сделал возможным появление людей занимающихся только искусством. Также происходит разделение искусства на виды. Наряду с вышеперечисленными теориями возникновения искусства существует психофизиологическая теория. С точки зрения этой версии — искусство было необходимо человечеству для того чтобы сохранить себя и выжить (с точки зрения психологии) в этом сложном мире. Философ и психоаналитик Эрих Фромм так пишет о потребности человека в творчестве. «В отличие от пассивного приспособления, присущего животному, люди стремятся преобразовывать мир. А это невозможно без тяготения к запредельному, без поиска идеального. Без этой внутренней изготовки к возвышенному, к романтическому порыву личность не может подняться над повседневной прозой жизни. Эта потребность продиктована наличием творческих сил в каждом индивиде, среди которых особое место занимает воображение, эмоциональность. В акте творчества человек соединяет себя с миром, разрывает рамки пассивности своего существования, входит в царство свободы». Искусство приобрело свои основные черты еще в античности, но там оно не сразу начало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона «искусством» называлось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Сначала этот процесс обособления собственно эстетической деятельности, то есть искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах, а затем был перенесен и в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного.
3. Подход к проблеме происхождения искусства Один средневековый поэт сравнивал историю философии с рукописью, в которой отсутствуют первая и последняя страницы. Картина Поля Гогена «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?» порождает споры: волновали ли человека уже на пороге цивилизации философские загадки бытия или они были ему чужды. Сейчас мы можем наслаждаться
созерцанием великих А с чего все началось? Каким образом было создано первое произведение искусства и что предшествовало его появлению? Эти вопросы не могут не волновать истинных ценителей искусства. Действительно, возникновение искусства - сложная проблема, изучение которой требует учитывать всю ее многогранность. Нужно учитывать, что мышление первобытных людей значительно отличалось от мышления современного человека, у наших далеких предков было совсем другое представление об окружающем их мире, многие явления были им непонятны. Поэтому ни в коем случае нельзя пытаться решить поставленную проблему с помощью « логических рассуждений », не основанных на реальных фактах, с помощью прозрачных догадок. Задача исследования
- объяснить сложное явление А. Д. Столяр считал, что
наиболее объективные результаты можно
получить, определяя профиль работы
как историко-археологический. В
историко-археологическом Он утверждал, что нельзя объяснить происхождение искусства незамедлительно, в один прием, не изучив предварительно всех его аспектов. В многоплановом явлении творчества Столяр выделял два главных аспекта: технический (исполнительный) и интеллектуальный (психологический). Технический или исполнительный - средства и навыки изображения. Интеллектуальный, или психологический – развитие символических ассоциаций и создание обобщенно – изобразительных образов. Стоит отметить, что эти два аспекта неразрывно связаны друг с другом2. Я. А.Шер определял метод своей работы как «мысленную реконструкцию по данным, лежащим на пересечении гуманитарных и естественных наук». Искусство, по Шеру – явление, производное от самых сложных особенностей человека: психических, коммуникативных и знаковых. Однако Я. А. Шер в своей работе не забывает и о важных археологических раскопках, без которых мысленная реконструкция была бы несостоятельна в научном плане3. Формирование искусства
связано не только с появлением первых
изображений и фигурок. Важен
еще и процесс осознания Цель исследования заключается
в как можно более правильном
отражении процесса зарождения и
вызревания искусства на основе анализа
археологических Главная суть искусства как средства образного воплощения общечеловеческих духовных ценностей не меняется с момента возникновения. Поэтому проблема изучения его происхождения и первоначального облика не теряет своей актуальности.
4. Функции искусства Искусство, как и вся духовная жизнь человечества, развивается под воздействием исторической действительности. Это проявляется в том, что степень и уровень развития искусства не совпадают со степенью и уровнем развития экономики. Например, когда в Англии появился Шекспир, в ней не наблюдалось хозяйственного расцвета; искусство и философия в России XIX века достигли высокого развития несмотря на экономическую отсталость страны. Искусство, как форма общественного сознания, не только отражает реальность, но и оказывает на нее обратное воздействие, что присутствует в некоторых функциях искусства. Искусство выполняет следующие функции: · познавательную. Является средством просвещения и образования людей. Информация, содержащаяся в искусстве, существенно пополняет наши знания о мире; · мировоззренческую. Выражает в художественной форме определенные чувства и представления; · воспитательную. Воздействует на людей через эстетический идеал, позволяет обогатиться опытом других людей, наделяет художественно организованным, обобщенным, осмысленным опытом; · эстетическую. Формирует эстетические вкусы, потребности людей, тем самым ценностно ориентируя их в мире, пробуждая творческий дух, творческое начало людей; · гедонистическую. Доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству художника; · коммуникативную. Искусство передает информацию от поколения к поколению (по вертикали) и от человека к человеку (по горизонтали); · прогностическую. Произведения искусства зачастую обладают элементами предвидения; · медико-оздоровительную. Например, такое воздействие может оказывать музыка, т.к. сочетание звуковых сигналов влияет на психику и состояние; · компенсаторное. Влияние искусства на психику человека позволяет ему выжить в самых трудных условиях.
5. Искусство и идеология В XIX и XX веках на первый план выдвинулась проблема соотношения искусства и идеологии. Идеологические системы, вбирающие в себя политические, моральные и другие установки каждого данного общества, нередко стремятся к подавлению свободы искусства, к его политизации. Естественно, что при этом смысловая сторона художественных произведений упрощенно отождествляется с некой логически упорядоченной системой политических идей, что приводит к забвению специфики собственно художественного мышления. В результате идеологического диктата расцветает так называемая массовая культура, в которой эстетические показатели настолько снижены, что фактически исчезает всякое различие между таким усредненным искусством (то есть уже псевдоискусством) и самой идеологией. Немецкий философ Карл Ясперс — человек высокой культуры — мучительно реагировал на фашитизацию своей страны. Нараставший на глазах ученого фашистский разгул вседозволенности обострял неприятие им современной ему национал-социалистической государственности (по выражению Ясперса «государственного социализма»), подавлявшей личность и деформировавшей культуру. Очевидная деградация художественной культуры, ее огрубление и измельчание, в плохом смысле слова «омассовление» — низведение до продукта бездушного и бездумного
потребления — вызвала у элитарности искусства, а ностальгию по немецкому искусству прошлого, гуманистически воплощавшему высокие идеалы, создававшемуся лучшими, уникальными выходцами из народа и тесно с ним связанными. Аналогично можно
провести сравнение с нашим оружие идеологии было положено в основу официальной эстетической доктрины государства. Некоторые авторы считают, что соцреализм сыграл в развитии искусства такую же роль, как «лысенковщина» в биологии. На долгие года мы были лишены произведений искусства создававшихся не в «духе соцреализма», когда ценности обыкновенной человеческой жизни подменялись «высокими целями». Другая крайность «искусство для искусства» о которой немецкий философ Жак Маритен пишет так. «По правде говоря, искусство стало в XIX веке укрываться в своей знаменитой башне из слоновой кости только вследствие обескураживающей деградации культурной среды с ее позитивистским, социологическим и марксистским состоянием умов. Но нормальные условия для искусства совершенно иные. Эсхил, Данте, Шекспир или Достоевский не работали под пневматическим колоколом. У них были
великие гуманистические что чем богаче у всех истинных художников и писателей человеческий материал, тем крепче все связано на благо произведения и подчинено внутренней автономии этого замкнутого в себе космоса». Так же Маритен пишет об ответственности художника. «Перед художником стоит одна-единственная проблема — не быть слабым под полученной от Бога и ставшей его ношей, владеть искусством достаточно сильным и достаточно прямолинейным, чтобы всегда господствовать над тем, что он вводит в игру, не теряя своей творческой чистоты и гореть в процессе творчества лишь на благо произведения не сгибаясь и не отклоняясь под тяжестью человеческих и божественных богатств, наполняющих его сердце».
6.Первабытое искусство Первобытное (или, иначе, примитивное)
искусство территориально охватывает
все континенты, кроме Антарктиды,
а по времени–всю эпоху Обращение первобытных людей к
новому для них виду деятельности
– искусству –одно из величайших
событий в истории До недавнего времени учёные
придерживались двух противоположных
взглядов на историю первобытного искусства.
Одни специалисты считали Каменный век –древнейший Самыми древними скульптурными
изображениями на сегодняшний день
являются так называемые“палеолитические
венеры” –примитивные женские фигурки.
Они ещё очень далеки от реального
сходства с человеческим телом. Всем
им присущи некоторые общие черты:
увеличенные бёдра, живот и груди,
отсутствие ступней ног. Первобытных
скульпторов не интересовали даже черты
лица. Их задача заключалась не в
том, чтобы воспроизвести конкретную
натуру, а в том, чтобы создать
некий обобщённый образ женщины-матери,
символ плодородия и хранительницы
очага. Мужские изображения в
эпоху палеолита очень редки.
Помимо женщин изображали животных: лошадей,
коз, северных оленей и др. В то время
люди ещё не знали металла и
почти вся палеолитическая В истории пещерной живописи эпохи
палеолита специалисты выделяют
несколько периодов. В глубокой древности
(примерно с XXX тысячелетия до н. э. )
первобытные художники Люди каменного века придавали
художественный облик предметам
повседневного обихода - каменным орудиям
и сосудам из глины, хотя в этом
не было практической необходимости. Зачем
они так поступали? На этот счёт можно
строить лишь предположения. Одной
из причин возникновения искусства
считают человеческую потребность
в красоте и радости Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э. ) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией. В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство
достигло своего расцвета. Живопись того
времени передавала объём, перспективу,
цвети пропорции фигур, движение.
Тогда же были созданы громадные
живописные“полотна”, покрывшие своды
глубоких пещер. Точное время создания
пещерных росписей до сих пор установить
не удалось. Самые прекрасные из них
были созданы, по мнению учёных, примерно
20 - 10 тысяч лет назад. В то время
большую часть Европы покрывал толстый
слой льда; пригодной для обитания
оставалась лишь южная часть материка.
Ледник медленно отступал, а вслед
за ним двигались на север первобытные
охотники. Можно предположить, что
в тяжелейших условиях той поры все
силы человека уходили на борьбу с
голодом, холодом и хищными зверями.
Тем не менее он создавал великолепные
росписи. На стенах пещер изображены
десятки крупных животных, на которых
тогда уже умели охотиться; среди
них встречались и такие, которые
будут приручены человеком Выдающееся открытие было сделано
совершенно случайно в сентябре 1940
года. Случилось так, что именно дети,
причём совсем нечаянно, нашли самые
интересные пещерные росписи в Европе.
Пещеру Ласко во Франции, которая
стала ещё более знаменитой, чем
Альтамира, обнаружили четыре мальчика,
которые, играя, забрались в яму,
открывшуюся под корнями В пещере Монтеспан на территории
Франции археологи нашли статую
глиняного медведя со следами
ударов копьём. Вероятно, первобытные
люди связывали животных с их изображениями:
они верили, что“убив”их, обеспечат
себе успех в предстоящей охоте.
В подобных находках прослеживается
связь между древнейшими Сходные памятники известны и за
пределами Европы - в Азии, в Северной
Африке. Поразительно и огромное количество
этих росписей, и их высокая художественность.
Вначале многие специалисты сомневались
в подлинности пещерных картин: казалось,
что первобытные люди не могли
быть столь искусны в живописи,
а удивительная сохранность росписей
наводила на мысль о подделке. В
дальнейшем пещерные изображения утратили
живость, объёмность; усилилась стилизация
(обобщение и схематизация предметов).
В последний период реалистические
изображения отсутствуют В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э. ), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве. Об этом свидетельствуют, например, наскальные рисунки в прибрежных горный районах Восточной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь–фигуры людей, изображённые в стремительном движении. Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные периоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли чёрную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мёд. Центральное место в наскальной
живописи занимали сцены охоты, в
которых охотники и животные связаны
энергично разворачивающимся Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000-3000 гг. до н. э. ), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей–другой человек. Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т. е. В местах, защищённых от внезапного нападения. Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы, например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т. д. ), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план. Наскальное искусство существовало во всех частях света, но нигде оно не было так широко распространено, как в Африке. Вырезанные, выбитые и написанные красками изображения обнаружены на огромных пространствах–от Мавритании до Эфиопии и от Гибралтара до мыса Доброй Надежды. В отличие от европейского искусства африканская наскальная живопись не является исключительно доисторической. Её развитие можно проследить приблизительно от VIII-VI тысячелетий до н. э. вплоть до наших дней. Первые наскальные изображения были обнаружены в 1847-1850 гг. в Северной Африке и пустыне Сахаре (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццана и др. ) За каменным веком следовал бронзовый (он получил своё название от широко распространённого тогда сплава металлов - бронзы). Эпоха бронзы началась в Западной Европе сравнительно поздно, около четырёх тысяч лет назад. Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза. В III-II тысячелетиях до н. э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб, обязанные своим появлением также первобытным верованиям– мегалиты (от греч. “мегас” – “большой” и “литос” – “камень”). К мегалитическим сооружениям относятся менгиры –вертикально стоящие камни высотой более двух метров. На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т. н. менгиров. На языке кельтов, позднейших обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотой в несколько метров означает“длинный камень”. Сохранились и иного рода сооружения – дольмены –несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой, первоначально служившие для погребений. К мегалитам относятся также и кромлехи–сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. В одной только Франции их обнаружено около четырёх тысяч. Многочисленные менгиры и
ЛИТЕРАТУРА: 1.Алексеев В. П. , Першиц А. И. “История первобытного общества”. М, 1991. Тайлор Э. Б. “Первобытная культура”. М, 1993. 2. Борев Ю. Эстетика - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1975.- 399с. 3. Гуревич П.С. Куда идешь, человек? - М.: Знание, 1991.- 48с. 4. Западноевропейская эстетика XX века: Сборник переводов. 2.Ч. - М.: Знание, 1991. 5. Семинарские занятия по философии /Под ред. К.М. Никонова - М.: Высшая школа, 1991.- 286с. 6. Спиркин А.Г. Основы философии - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1988.- 390с.
| |