Происхождение термина культура и его понятие в древнем мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 18:00, доклад

Описание работы

Из всего многообразия социальных процессов, отношений и фактов, которые существовали в прошлом и существуют сейчас, мы выделяем определенную особую сферу, которая именуется культурой. Большинство людей убеждено, что именно культура - то главное, основное, что отличает человеческое и социальное бытие от существования дикой природы. Объяснения и доказательства этого тезиса приводятся самые разные - в зависимости от того, что понимается под культурой.

Файлы: 1 файл

культура.docx

— 29.97 Кб (Скачать файл)

1. Происхождение  термина культура и его понятие  в древнем мире.

Ответ: Из всего многообразия социальных процессов, отношений и фактов, которые существовали в прошлом и существуют сейчас, мы выделяем определенную особую сферу, которая именуется культурой. Большинство людей убеждено, что именно культура - то главное, основное, что отличает человеческое и социальное бытие от существования дикой природы. Объяснения и доказательства этого тезиса приводятся самые разные - в зависимости от того, что понимается под культурой.

Слово «культура» - латинского происхождения, которое буквально  означало обработку, уход, улучшение. В  классической древности оно впервые  было зафиксировано в труде Марка  Порция Катона «De agri cultura» (III в.. до н.э.), посвященной заботам землевладельца, который обрабатывал землю с использованием рабского труда.Заботы отвечали духу времени: автор рекомендовал удерживать рабов впроголодь, загружать их работой без меры, чтобы удержать от кражи и легкомысленных занятий. Хозяину предписывалось быть скупым и осмотрительным, не впадать в излишества и никому не доверять.

Такое значение слова «культура» - «земледелие» - ушло в прошлое. Гораздо  ближе к нашему пониманию культуры то, что думали о земледелие римские  ученые Варрон, Колумелла (I в.. до н.э.). Они предлагали такие способы организации сельского хозяйства, которые повысили бы производительность труда, заинтересованность рабов. Слово «культура» получило многозначность у знаменитого римского оратора и публициста Цицерона. В одном из своих писем он говорит о «культуре духа», т.е. о развитии умственных способностей, что является достойным задачей для свободного человека и дается благодаря занятиям философией.

Сыграв роль универсального языка в средневековой Европе, латынь донесла до нас слово «культура» через тьму столетий. Правда, употреблялось  оно только в словосочетаниях  и означало степень мастерства в  какой-либо отрасли, приобретение мыслительных навыков (например, cultura juris - выработка правил поведения, cultura scientiae - усвоение науки, cultura literarum - совершенствование письма).

Такое разнообразие контекстов употребления слова «культура» не прошла бесследно. До XVIII в., согласно выводам  лингвистов слово «культура» стало  отдельной, самостоятельной лексической единицей, означая осведомленность, образованность, воспитанность - все то, что и сейчас отождествляют с культурностью. Как его синоним, использовалось также понятие «цивилизация». Благодаря усилиям философов и историков, за последние три столетия скромное латинское слово вошло во все европейские языки, приобрело универсальное значение, превратилось в философское понятие и стало объектом научных исследований.

Современные исследователи  ищут аналоги термина «культура» в других языках. Так, в древнегреческой  употреблялось слово «пайдейя», что означало воспитания гармоничной личности (в ребенке), китайском языке - «жень» и «вэнь» означали воспитания благородного человека, в древнеиндийской литературе говорилось о «дхармашастр» (учение о жизненных правилах поведения и обязанности верующего). Это сходство оправдывает использование понятия «культура» для изучения разнообразных исторических фактов.

 

 

 

Заключение

На основании вышеизложенного подведем краткий итог.

Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженные в типах и формах организации  жизни и деятельности людей, в  их взаимоотношениях, а также в  созданных ими материальных и  духовных ценностях.

Культуру создает человек, являясь субъектом природы, и  в то же время культура воздействует на человека через нормы, правила, законы, и человек является объектом воздействия  культуры. Это происходит через законы преемственности и наследования культуры.

В античности (Древние римляне) под понятием «Культура» подразумевали  обработку земли (ее возделывание). До сих пор сохранилось это  значение (злаковые культуры и др.).

Древние греки под этим подразумевали отличие от диких  варварских племен.

В Средние Века под понятием «Культура» подразумевалось стремление к божественному идеалу.

Просветители XVI-XVII веков  имели в виду разумность человеческого  общества.

В XVIII веке под понятием «Культура» подразумевали воспитанность, соблюдение этических норм, определенная степень  образованности.

В XIX веке установились 4 основных понимания слова «Культура»;

1) уровень общего состояния  ума;

2) уровень интеллектуального  развития целого общества;

3) совокупность художественно-творческой  деятельности;

4) способ жизни материального  и духовного плана.

Таким образом, в широком  смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.

Обобщая сказанное, можно  сказать, что культура рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа данного народа.

 

 

 

 

 

2. Сущность современного понимания культуры

Ответ: В настоящее время насчитывается до 500 определений термина культура. Латинское слово культура первоначально означало обработку земли, возделывание почвы. Позднее культуру стали понимать как нечто противостоящее природе, созданное самим человеком.  
В ХХ веке крупнейший российский социолог П.А. Сорокин характеризовал культуру как систему ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов.  
Культура - это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур - материальной, социальной и духовной.  
Материальная культура - совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает орудия труда, активную и пассивную технику, физическую (телесную) культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т.д.  
Социальная культура - система правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности. Она включает этикет, профессиональную, правовую, религиозную, нравственную, экономическую и другие разновидности нормативной деятельности.  
Духовная культура - система знаний, состояний, эмоционально-волевой сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений - знаков. Универсальный знак - язык - естественный и искусственный, звуковой (речь) и письменный. Основные виды духовной культуры - мораль, право, мировоззрение, идеология, искусство, наука и т. д.  
Предметная область науки включает:  
- систему знаний о природе - естествознание (естественные науки);  
- систему знаний о позитивно значимых ценностях бытия человека, социальных слоев, государства, человечества (гуманитарные науки).  
Естественные науки являются составной частью естественнонаучной культуры, а гуманитарные соответственно гуманитарной культуры.  
Естественнонаучная культура - это:  
- совокупный исторический объем знания о природе и обществе;  
- объем знания о конкретных видах и сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен изложению;  
- усвоенное человеком содержание накопленного и актуализированного знания о природе и обществе.  
Гуманитарная культура - это:  
- совокупный исторический объем знания философии, религиоведения, юриспруденции, этики, искусствознания, педагогики, литературоведения и других наук;  
- системообразующие ценности гуманитарного знания (гуманизм, идеалы красоты, совершенства, свободы, добра и т. п.).  
Специфика естественнонаучной культуры: знания о природе отличаются высокой степенью объективности и достоверности (истинности). Кроме того, это глубоко специализированное знание.  
Специфика гуманитарной культуры: системообразующие ценности гуманитарного знания определяются и активизируются исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.  
Почти на всем протяжении ХХ века наблюдалось противостояние двух сфер познания - естественнонаучной и гуманитарной. Английский ученый Ч. Сноу (1905-1980) сформулировал в середине ХХ века тезис об опасности этого противостояния, поскольку развитие естественных и гуманитарных наук не выходит на желаемый уровень интегративности. Ученый показал, что между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и научной культурой выросшей на основе развития естествознания и техники, возникает и углубляется существенный разрыв, если не сказать, пропасть. 

 

 3. Подходы к определению культуры.

Ответ: В истории гуманитарной мысли встречались различные подходы к пониманию культуры. Например, В. Гумбольдт, И. Кант, И. Фихте понимали культуру как духовную сторону общественной жизни, акцентируя ее ценностный аспект. К. Маркс указывал на связь культуры со всеми сферами социальной жизни, на ее способность связывать историю человечества в целостный процесс. О. Шпенглер понимал культуру, как живой организм, проходящий определенные жизненные циклы – рождение, расцвет, стагнацию, смерть. А. Моль в «Социодинамика культуры» (1968 г.) насчитывал свыше 250 различных определений культуры. На сегодняшний момент их уже свыше 1000.

Такое количество определений культуры свидетельствует о наличии потребности  в четком обозначении этого феномена. С другой стороны, феномен культуры настолько сложен, что выработать его исчерпывающее определение  очень сложно, а, вероятно, и невозможно.

П. Сорокин определял культуру (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование) каксовокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых ценностей (духовного и материального порядка), символов, идей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность и регулируют взаимоотношения. Культура – это все сотворенное или признанное обществом на той или иной стадии его развития. Она создана человеком, и ассоциациями людей и, в то же время, сама создает человека и общество.

Явления культуры тогда обретают социальный смысл, когда приобретают  некоторое значение для людей. Например, варвары, завоевавшие Рим, не смогли оценить красоты римских мраморных  статуй и разрушали их.

 

 

 

 

 

4. Проблема соотношения культуры и цивилизации 
 
Ответ: Понятия культуры и цивилизации тесно связаны между собой, часто не различаются, воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, тем не менее между ними существуют и различия. 
 
По времени слово «цивилизация» возникло гораздо позднее слова «культура», только в XVIII в. Первоначально оно подчеркивало превосходство развитых европейских стран над другими народами. В этом смысле цивилизация противопоставлялась дикости и варварству, означая высший этап развития человечества. Наиболее устойчивое употребление и широкое распространение понятие цивилизации получило во Франции, где оно использовалось в двух смыслах. Первый означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл был тесно связан с понятием культуры и означал совокупность определенных качеств человека: незаурядный ум, образованность, изысканность манер, вежливость. 
 
Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете сводится к трем основным. 
 
1. Понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними нет сколько-нибудь существенных различий. В качестве примера можно указать на концепцию известного английского историка А. Тойнби, который рассматривает цивилизацию в качестве определенной стадии культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. 
 
2. Между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходство, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, представитель школы «Анналов», считавший цивилизацию базой культуры. В центре его внимания находится цивилизация, рассматриваемая через призму духовных явлений, главным из которых он считает ментальность. 
 
3. Культура и цивилизация противопоставляются друг другу. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого философа О. Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы». Согласно этой теории, цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер, «как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший город за деревней и задушевным детством». Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствуют техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа. 
 
Книга Шпенглера имела огромный успех. Однако сама концепция, основанная на полной противоположности и несовместимости культуры и цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения. Особой критике подверглась идея неизбежной и близкой гибели Запада. 
 
Более приемлемыми представляются первые два подхода к пониманию соотношения культуры и цивилизации. Между этими явлениями действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и переходят друг в друга. Одними из первых на это обратили внимание немецкие романтики, которые отмечали, что культура «прорастает» цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Поэтому в повседневной жизни мы имеем достаточные основания не слишком различать их. Такие же основания имеют и те ученые, которые смотрят на цивилизацию через призму культуры или наоборот. При этом некоторые из них как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное, отдавая предпочтение культуре.

Заключение:  В заключение необходимо отметить, что различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АФОРИЗМЫ И  ЦИТАТЫ О КУЛЬТУРЕ

 

 

Культура — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны.

Лорд  Раглан

***

Культура — это то, что остается, когда все остальное  забыто.

Эдуар Эррио

***

Культура есть орудие университетских  профессоров для производства университетских  профессоров.

Симона  Вейль

***

Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным  хаосом.

Фридрих Ницше

***

Культуру нельзя унаследовать, ее надо завоевать.

Андре Мальро

***

В культуре основанием служит вершина.

Григорий  Ландау

***

Культура для многих первая потребность, которую не нужно удовлетворять.

Станислав Ежи  Лец

***

Процент неграмотных —  величина постоянная, только в наше время неграмотные умеют читать.

Альберто  Моравиа

***

Культура начинается с  запретов.

Юрий  Лотман

***

Культура началась с фигового листка и кончается, когда фиговый  листок отброшен.

Кристиан Фридрих Геббель

***

И культура имеет свою узаконенную  проституцию: фестивали.

Мартин  Кессель

***

Культура родилась из культа.

Николай Бердяев

***

Цивилизация — это власть над миром; культура — любовь к  миру.

Антоний Кэмпиньский

***

Умирая, культура превращается в цивилизацию.

Освальд Шпенглер

***

Когда та или иная культура чувствует, что приходит ее конец, она  посылает за священником.

Карл Краус

***

Небо религии заменили небом культуры. Но и оно —  для избранных.

Анджей  Бискупский

 


Информация о работе Происхождение термина культура и его понятие в древнем мире