Просветительные идеи древних мыслителей Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 18:49, реферат

Описание работы

Развитие педагогической мысли в обширном регионе (Иран, часть Средней Азии, Сирия, Египет и Северная Африка), завоеванном в VII -VIII вв. арабами, отмечено печатью ислама. Духовные ценности, заключенные в Коране, определяли религиозные и нравственные принципы воспитания и образования. Ислам - последняя по времени возникновения из мировых религий - складывался под влиянием христианства. Многие каноны Корана имеют сходство с библейскими нравственными заповедями.

Содержание работы

1. Предпосылки развития философско-педагогической мысли и педагогической практики Средневекового Востока
2. Обзор философско-педагогических идей мыслителей Средневекового Востока
3. Педагогическая практика Средневекового Востока
Литература

Файлы: 1 файл

Реферат 2.docx

— 30.78 Кб (Скачать файл)

 Получившим образование высшего уровня присваивалась ученая степень - ияз. Порой они имели свидетельства о такой степени от нескольких преподавателей.

 Власти почти не  вмешивались в процесс высшего  образования, впрочем, в ряде  мест (например, в Багдаде и Египте) они следили за соблюдением  канонов ортодоксального ислама.

 Заметные изменения  в деле высшего образования  произошли в XI -XII вв., когда появились  новые учебные заведения такого  образования - медресе. Первая  подобная школа была создана  в 1055 г. в Багдаде. Медресе  затем распространились по всему  исламскому миру. Самой знаменитой  была медресе Низамейи в Багдаде (основана в 1067 г. политическим деятелем аль-Мульком).

 Медресе имели свой  устав и статус частных учебных  заведений. Постепенно, однако, контроль  государства становился все более  жестким. Студенты обеспечивались  жильем, продовольствием, небольшим  денежным пособием. Получали жалованье  и преподаватели. Медресе существовали  на средства богатых дарителей.  Порой (в Басре, Исфагани, Герате, Мерве и других городах) их финансировали и власти.

 В первых медресе  преподавали грамматику, право, философию.  Здесь получали не только религиозное,  но и светское образование.  Постепенно программа расширялась:  изучали и комментировали труды  древнегреческих, иранских и индийских  авторов. 

 Авторами учебников  часто являлись выдающиеся мыслители.  Так, Бируни создал учебный  трактат «Тафким» («Вразумление началам звездочетства»). Это пособие для обучения математике, астрономии и географии. Ученик мог выбрать из нескольких вариантов ответ на поставленные вопросы. Студенты, изучавшие медицину, пользовались энциклопедией, составленной ибн Рушдом. Настольными книгами в медресе и других высших учебных заведениях были трактаты Авиценны.

 Порой некоторые крупные  медресе, научные кружки, дома  мудрости превращались в своеобразные  университеты с библиотеками, лекционными  залами.

 Типологичность системы образования в исламском мире не исключала особенностей в отдельных регионах и странах.

 Так, в Иране к  X в. наряду с арабско-грамматической  школой мактаб существовала школа персидского направления - кут-таб, где изучали иранскую историю и литературу.

 В Османской империи, в состав которой в начале XVI в. вошел Ближний Восток, сложилась иерархия медресе: столичные, которые открывали путь к административной карьере, и провинциальные, выпускники которых в лучшем случае могли стать мелкими чиновниками.

 В империи путем  воспитания проводилась натурализация  части детей покоренных народов  (главным образом христианских). По турецким семьям распределялись  «чужеземные мальчики» 5—12 лет,  где их приобщали к языку  и обычаям турок-османов. Затем  подростков отдавали в специальные  дворцовые школы, где продолжалось  их мусульманское образование и шла подготовка к воинской службе в качестве янычар (дословно - новая армия).

 Кризис Османской империи  в XVII в. отразился и на школьном  образовании и воспитании. Обучение  перерождалось в механическую  зубрежку. В школе воцарилась  палочная дисциплина, что превращало  детей, как писал один из  современников, в «обезумевшие  стаи птиц». 

 Идеи и практика  воспитания и образования исламского  мира во многом предвосхитили  школьно-педагогические достижения  Европы и нередко являлись  эталоном для Запада. Можно указать  в этой связи, например, идеи  Кинди об интеллектуальном развитии, сенсуалистский подход Бируни к обучению и т. д. Через арабов в Европу проник аристотелизм, ставший одним из стержней философско-педагогической мысли в Западной Европе в эпоху средневековья.

 Появившиеся на Востоке  школы университетского типа  в значительной мере оказались  прообразами средневековых университетов  Европы. В арабских высших школах  обучались европейцы, ставшие  впоследствии учеными, политическими  и религиозными деятелями. В  мусульманской Испании, например, получил образование будущий  папа Сильвестр П. Когда в XI в. Болонье и Париже появились центры просвещения, из которых затем выросли университеты, европейцы отправлялись в Северную Африку и арабскую Испанию, чтобы посетить местные школы, познать мудрость Востока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.  Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. - М. : Высш.шк., 1998. - 495с.

2. Делорм Ж. Основные события Средневековья / Е.В. Шукшина (пер.с фр.). — М.: ООО "Издательство АСТ", 2004. — 160с.

3. Джуринский А.Н. История  зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 1998. - 272 с.

4. Джуринский А. Н. История педагогики древнего и средневекового мира: Учеб. пособие для высшей школы. — М.: Совершенство, 1999. — 207с.

5. История Востока: В 6 т. / РАН; Институт востоковедения / Под ред. Р.Б. Рыбакова. - М. : "Восточная литература" РАН, 2000. - Т. 3: Восток на рубеже средневековья и нового времени. XVI- XVIII вв. - 696с.

6.  История Европы. С древнейших времен до наших дней: В 8. т. / РАН; Институт всеобщей истории {Москва} / А.О. Чубарьян (председ.ред.кол.), В.И. Рутенбург (отв.редакторы) — М. : Наука, 1988. - Т. 3 : От средневековья к новому времени (конец XV - первая половина XVII в.). — 653с.

7. История педагогики: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Хальзова. - СПб.: Военный инженерно-космический университет им. А.Ф.Можайского, 2001. – 216 с.

8. История педагогики  и образования. От зарождения  воспитания в первобытном обществе  до конца XX в. / Под ред. А.И.  Пискунова. - 2. изд., испр. и доп. - М.: Творческий Центр «Сфера», 2001. – 510 с.

9. Образовательные системы  Востока и Запада в эпоху  Древности и Средневековья (От  глиняной таблички - к университету): Учеб. пособие для студ. вузов  / Под ред.. Т.Н. Матулиса. — 2-е изд., испр. — М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2003. — 531с.


Информация о работе Просветительные идеи древних мыслителей Востока