Протестенская этика и дух каптилизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 17:56, реферат

Описание работы

М. Вебер (1884 — 1920) — виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается «Протестантская этика и дух капитализма», в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений.

Файлы: 1 файл

Протестенская этика и дух капитализма.docx

— 21.58 Кб (Скачать файл)

Макс Вебер

«Протестантская этика и  дух капитализма»

 

М. Вебер (1884 — 1920) — виднейший  немецкий социолог. Одной из основных его работ считается «Протестантская  этика и дух капитализма», в  продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма.

В начале своей знаменитой книги М. Вебер проводит детальный  анализ статистических данных, отражающих распределение протестантов и католиков  в различных социальных слоях. На основании данных, собранных в  Германии, Австрии и Голландии  он приходит к выводу, что протестанты  преобладают среди владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных  слоев рабочих.

Кроме того, совершенно очевидны различия в образовании. Так, если среди  католиков преобладают люди с  гуманитарным образованием, то среди  протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к «буржуазному» образу жизни  больше людей с техническим образованием. Он объясняет это своеобразным складом  психики, складывающийся в процессе начального воспитания.

Так же Вебер замечает, что  католики, не занимая ключевых постов в политике и коммерции, опровергают  тенденцию о том, что национальные и религиозные меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных какой-либо другой «господствующей» группе концентрируют  свои усилия в области предпринимательства  и торговле. Так было с поляками в России и Пруссии, с гугенотами во Франции, квакерами в Англии, но не католиками в Германии.

Он задается вопросом, с  чем связанно столь четкое определение  социального статуса во взаимосвязи  с религией. И, не смотря на то, что  действительно существуют объективно-исторические причины преобладания протестантов среди наиболее обеспеченных слоев  населения, он все же склоняется к  тому, что причину различного поведения  следует искать в «устойчивом  внутреннем своеобразии», а не только в историко-политическом положении.

Далее следует попытка  дать определение так называемого  «духа капитализма», вынесенного  в заглавие книги. Под духом капитализма  Вебер понимает следующие: «комплекс  связей, существующих в исторической действительности, которые мы в понятии  объединяем в одно целое под углом  зрения их культурного значения.

Автор приводит целый ряд  цитат Бенджамина Франклина, который  является неким пропагандистом философии  скупости. В его понимании идеальный  человек — «кредитоспособный, добропорядочный, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель». На первый взгляд речь идет о чисто эгоистичной, утилитарной модели мира, когда «честность полезна только потому, что дает кредит». Но высшее благо этой этики  в наживе, при полном отказе от наслаждения. И, таким образом, нажива мыслится как  самоцель. В данном случае речь идет не просто о житейских советах, а  о некой своеобразной этике. Так  же можно сказать, что такая позиция  является прекрасным этическим основанием теории рационального выбора. Вебер считает, что честность, если она приносит кредит столь же ценна, как и истинная честность.

Вебер замечает такую характерную  особенность, что если рассматривать  капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты  можно обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не хватало именно духа современного капитализма. Там всегда была жажда к наживе, деление на классы, но не было нацеленности на рациональную организованность труда.

Так, южные штаты Америки  были созданы крупными промышленниками  для извлечения наживы, но там дух  капитализма был менее развит, нежели в позднее образованных проповедниками северных штатах.

Исходя из этого, Вебер  разделяет капитализм на «традиционный» и «современный», по способу организации  предприятия. Он пишет, что современный  капитализм повсюду натыкаясь на традиционный, боролся с его проявлениями. Автор приводит пример с введением сдельной оплаты труда на сельскохозяйственном предприятии в Германии. Так как сельхозработы носят сезонный характер, и во время уборки урожая необходима наибольшая интенсивность труда, то была проведена попытка стимулировать производительность труда за счет введения сдельной заработной платы, и соответственно, перспективы ее повышения. Но увеличение заработанной платы привлекало человека, порожденного «традиционным» капитализмом, гораздо менее чем облегчение работы. В этом сказывалось докапиталистическое отношение к труду.

 

Вебер считал, что для развития капитализма, необходим некоторый  избыток населения, обеспечивающий наличие на рынке дешевой рабочей  силы. Но низкая заработанная плата  отнюдь не тождественна дешевому труду. Даже чисто в количественном отношении  производительность труда падает в  тех случаях, когда не обеспечивает потребностей физического существования. Но низкая заработная плата не оправдывает  себя и дает обратный результат в  тех случаях, когда речь идет о  квалифицированном труде, о высокотехнологичном  оборудовании. Т. е. там, где необходимо и развитое чувство ответственности, и такой строй мышления, при  котором труд становился бы самоцелью. Такое отношение к труду не свойственно человеку, а может  сложиться лишь в результате длительного воспитания.

Таким образом, радикальное  различие между традиционным и современным  капитализмом не в технике, а в  человеческих ресурсах, точнее, отношении  человека к труду.

Традиционный человек

Современный протестант

Работает, чтобы жить

Живет, чтобы работать

Профессия — бремя

Профессия — форма существования

Простое производство 

Расширенное производство

Не обманешь — не продашь

Честность — лучшая гарантия

Основной вид деятельности — торговля

Основной вид деятельности — производство


 

Идеальный тип капиталиста, к которому приближаются некоторые  немецкие промышленники того времени, Вебер обозначал так: «ему чужды  показная роскошь и расточительство, упоение властью, ему присущ аскетический образ жизни, сдержанность и скромность». Богатство дает ему иррациональное ощущение хорошо исполненного долга. Поэтому этот тип поведения так часто осуждался в традиционных обществах, «неужели нужно всю жизнь напряженно работать, чтобы потом все свое богатство унести в могилу?».

Далее Вебер анализирует  современное общество и приходит к выводу о том, что капиталистическое  хозяйство не нуждается больше в  санкции того или иного религиозного учения и видит в любом (если это  возможно) влиянии церкви на хозяйственную  жизнь такую же помеху, как и  регламентация экономики со стороны  государства. Мировоззрение теперь определяется интересами торговли и  социальной политики. Все эти явления  той эпохи, когда капитализм, одержав  победу, отбрасывает ненужную ему  опору. Подобно тому, как он в свое время сумел разрушить старые средневековые формы регламентирования  хозяйства только в союзе со складывающейся государственной властью, он, может  быть, использовал и религиозные  убеждения. Ибо едва ли требует доказательство то, что концепция наживы противоречит нравственным воззрениям целых эпох.

Отношение носителей новых  веяний и церкви складывались достаточно сложно. К торговцам и крупным  промышленникам церковь относилась достаточно сдержано, считая то, что  они делают в лучшем случае только терпимым. Торговцы же, в свою очередь, опасаясь грядущего после смерти, старались задобрить Бога, посредством  церкви, подарками в виде крупных  сумм денег, передаваемых как при  жизни, так и после смерти.

Вебер проводит глубокий анализ эволюции взглядов на занятие мирской  деятельностью предреформенной церкви. Он сразу же оговаривается, что программа этических реформы никогда не стояла в центре внимания кого-либо из реформаторов. Спасение души, и только оно, было основной целью их жизни и деятельности. Этические воздействия их учений были лишь следствием религиозных мотивов. Вебер считает, что культурные влияния реформ в значительной своей части были непредвиденными и даже нежелательными для самих реформаторов.

Вебер проводит морфологический  разбор слова призвание в немецком и английском языках. Это слово  впервые появилось в Библии и  далее оно обрело свое значение во всех светских языках народов, исповедующих протестантизм. Новое в этом понятии  то, что выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается  как наивысшая нравственная задача человека. В этом утверждении находит  подтверждение центральный догмат протестантской этики в противу католицизму, отвергающий пренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а предлагает выполнение мирских обязанностей так, как они определены для каждого человека его местом в жизни. Тем самым обязанность становится его призванием. Т. е. декларируется равенство всех профессий перед Богом.

Основные значимые догматы протестантизма:

  • Человек изначально грешен
  • До начала жизни все предопределено
  • Знак о том, спасен ты или нет, можно получить, лишь совершенствуясь в своей профессии
  • Послушание властям
  • Отрицание превосходства аскетического долга над мирским
  • Примирение со своим местом в мире

Протестантская церковь  отменила выкуп грехов. Взаимоотношения  Бога и человека были определены предельно  жестко — есть избранные и есть неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать себя избранным. Для этого необходимо, во-первых, тщательно исполнять свой профессиональный долг, а во вторых, избегать наслаждений — и в совокупности это должно обеспечить рост богатства. Так появился веберовский предприниматель — трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради самих денег.


Информация о работе Протестенская этика и дух каптилизма