Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:46, курсовая работа
В наше время тема данного реферата очень актуальна , так как социальные сети на сегодняшний день пользуются все большей популярностью среди пользователей интернет всего мира.
Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения
1 Введение 3
2 Основная часть 5
3 Интернет зависимость 9
4 Заключение 12
5 Список литературы 14
ГБОУ «Нижегородская Государственная Медицинская Академия»
Министерства Здравоохранения Социального развития РФ
Кафедра русского языка
Психологические особенности постоянных обитателей сети
Выполнила:
Студентка
лечебного факультета
3 курса 339 группы
Алиева К.Ю.
Проверила: Доманова О.В.
Нижний Новгород 2012
Содержание.
1 Введение
2 Основная часть
3 Интернет зависимость
4 Заключение
5 Список литературы
Введение.
В наше время тема данного реферата очень актуальна , так как социальные сети на сегодняшний день пользуются все большей популярностью среди пользователей интернет всего мира.
Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.
Человек стремится к оптимальному
согласованию внешних и внутренних
условий своей деятельности, разных
уровней свой активности – начиная
психической и кончая социально-психологической.
Показателем оптимальности
В нашей стране Интернет появился с опозданием, но темпы роста Рунета оказались выше, чем любой другой части Сети. Согласно масштабному исследованию мотивации обращения к Интернету , по мнению пользователей, теперь он помогает удовлетворить большую часть потребностей. Это позволяет взглянуть на возможности, предоставляемые Интернетом, как на новые культурные средства, опосредствующие деятельность современного человека и способные принять участие в формировании его высших психических функций. Сам же Интернет в целом может рассматриваться как феномен культуры, обладающий семиотическими и психологическими особенностями.
Основная часть.
В последние три-четыре года Интернет
перестал быть только техническим средством,
превратившись в арену
К настоящему времени проявились те свойства самого Интернета и специфики его функционирования в нашем обществе, которые позволяют определять его статус как новую культуру.
Интернет – пространство существования людей не хронически бедных, обладающих определенными знаниями и некоторыми социальными запросами. Доступ к Интернету позволяет человеку повысить свой статус и привлекательность в глазах окружающих, а в собственных глазах – стать более современным, т.е. человеком, обладающим независимостью, активностью, интеллектом и открытостью. Существование пароля вносит дополнительные ассоциации: тайная организация и заговорщики, государственная тайна и спецслужбы, военная тайна и часовой на посту... К тому же пароль часто представляет собой индивидуальный номерной знак, что отсылает к идее деперсонализации полицейско-административного толка. В то же время, постоянный участник интернет-тусовок обычно обзаводится новым именем – ником, что маркирует его статус «посвященного», т.е. приобщенного к новой идее и получившего новую – «истинную» – жизнь.
Итак, на границе возникают образы
двух миров: один – замкнутый, навязывающий
собственные правила и
Языки Интернета – естественные языки, включая русский, английский, жаргон, язык мимических жестов – смайликов , язык дизайна, распадающийся, в свою очередь, на язык шрифтов, композиции, цвета и т.д., язык визуальных шаблонов и иконок, язык музыкально-шумового оформления и т.д. – все эти языки в большей или меньшей степени взаимопереводимы и имеют как разное время обращения и обновления кодов, так и различную выразительную силу и широту применения. Принципиально важным для существования Интернета как явления культуры представляется наличие двух типов языков – символьного и образного. До тех пор, пока компьютерная среда позволяла оперировать только «словами», она оставалась лишь средой профессиональных навыков (программистских или пользовательских).
Эти свойства Интернета должны иметь
своего «потребителя» — того, чей
образ мира и образ «Я» нуждаются
именно в такой «среде обитания».
В настоящий момент сложилось
уже достаточно обширное и дифференцированное
сообщество пользователей Интернета,
в котором наряду со случайными посетителями,
постоянными пользователями определенных
ресурсов, «работниками Интернета» выделяется
и группа людей — их уместнее
всего назвать «жителями
Основные проблемы «жителя Интернета»
концентрируются в области
Возможной непосредственной причиной этого являются неразвитые, инфантильные механизмы самооценки, порождающие идеалистические требования и препятствующие формированию дифференцированных и адекватных представлений о себе.
В эмоциональной сфере такая ситуация приводит к появлению значительной напряженности, попытки снижения которой — при характерном для этой группы отсутствии личностной агрессивности — осуществляются с помощью трех основных приемов. Первый — это стремление решать любые задачи, в том числе личностные и межличностные, только интеллектуальными средствами, что сближает эту группу с группой хакеров и высококвалифицированных программистов . Второй прием связан с формированием таких представлений о мире, в которых подчеркивается уникальность, неповторимость каждого, «объясняющая» субъекту невозможность полного и верного взаимопонимания. Внутреннее одиночество в такой картине мира становится системообразующей категорией, а в общении ведущим оказывается информационный компонент. Третий прием — негативизм и отвержение социальных норм. При низкой агрессивности и затрудненности групповой идентификации этот путь связан не с асоциальным поведением, а с индивидуальным уходом из сферы нормативного регулирования.
Обнаруженные особенности «
Прежде всего, необходимо отметить, что Интернет предоставляет уникальную возможность совместить коммуникацию и автокоммуникацию: тексты, посылаемые другому, одновременно становятся доступны и адресату и адресанту. То, что обычно разнесено во времени и соответственно требует разделения ролей, в Интернете реализуется «здесь и сейчас». Появление автокоммуникации принципиально меняет психологические условия для пользователя как личности.
Другая особенность Интернет-
Следующая особенность коммуникативного процесса в Интернете — использование «ника» — является воплощением опосредствующей функции слова. Как в методике двойной стимуляции псевдослово постепенно наполняется предметным содержанием, так и «ник» выступает средством обобщения текстов, которые им маркируются, и за ним со временем и для собеседников и для самого автора начинает проступать его предметная отнесенность
У Интернет-коммуникации есть еще одно свойство (анонимность), неоднократно отмечавшееся в литературе «Граница личности есть граница семиотическая» [10, с. 186]. В данном случае граница личности «жителя Интернета» не включает ни телесное «Я» человека, ни его свойства как субъекта социальных отношений: и физическое, и социальное «лицо» человека как раз и скрыты в Интернете под маской анонимности.
Итак, три особенности Интернета — автокоммуникация, дискуссионная практика и традиция псевдонимов — создают предпосылки для интенсивной работы над образом «Я». Интернет как особая культурная среда предоставляет дополнительные средства для развития самосознания как высшей психической функции. Выделенные Выготским три ступени в развитии всякой психической функции выглядят здесь следующим образом: «Я» как автор суждений и выборов, зафиксированных в Интернете — «автор в себе»; «Я» как автор, воспринимаемый другими участниками Интернет-общения — «автор для других»; «Я» как автор, осознающий свое авторство и принимающий точку зрения на себя как на автора своих суждений и выборов — «автор для себя». Это позволяет «жителю Интернета» осуществить себя как личность: «То же, что принято называть личностью, является не чем иным, как самосознанием человека: новое поведение человека становится поведением для себя, человек сам осознает себя как известное единство»
Четвертая особенность Интернет-общения — анонимность — накладывает ограничения на само понимание личности в этой среде. В Интернете телу отказано в семиотическом статусе, точнее — этот статус признан нулевым. В 60-е годы хакеры, как представители молодежного бунта, приравняли к нулевому семиотический статус социальных достижений человека, заявив о равенстве всех в компьютерном мире независимо от дипломов и должностей. Интернет-культура сделала второй шаг к десемиотизации вещного мира, исключив из свойств своего пользователя природную составляющую. Таким образом, личность в Интернете может пониматься только одним-единственным способом — как субъект культуры.
Интернет зависимость.
Постановка проблемы, связанной с массовой коммуникацией опосредованной Интернетом, ведется за рубежом ещё с 80-х годов прошлого века, а в 90-х началась исследовательская деятельность и в отечественной психологической среде.
Доктор Айвен Голдберг - автор термина "Интернет-зависимость" (1996 г.), характеризует Интернет-зависимость как "оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности". Голдберг предпочитал использовать термин "патологическое использование компьютера"). В настоящее время этот термин употребляется для более широкой категории, в которой некто патологически использует компьютер вообще, включая виды использования, не относящиеся к социальным, а термин "Интернет-зависимость" используется для обозначения патологического использования компьютера для вовлечения в социальные взаимодействия.
Изучая теоретические аспекты феномена Интернет-зависимости в работах многих исследователей данной проблемы, мы смогли выделить некоторые основные поведенческие характеристики, а также психологические и физиологические симптомы.
К
основным поведенческим характеристикам
относятся:
- Нежелание прервать работу в Интернете
на некоторое время;
- пренебрежение домашними делами, учебой
или служебными обязанностями и собственным
здоровьем;
- разрушение семьи, потеря круга общения
из-за поглощенности Интернетом;
- недостаток физической активности.
Доктор
М. Орзак выделила следующие психологические
и физические симптомы, характерные для
PCU:
К психологическим симптомам относятся:
- Хорошее самочувствие или эйфория за
компьютером;
- Ощущения пустоты, депрессии, раздражения
не за компьютером.
К
физиологическим симптомам
- Синдром карпального канала (туннельное
поражение нервных стволов руки, связанное
с длительным перенапряжением мышц);
- Нерегулярное питание, пропуск приемов
пищи;
- Пренебрежение личной гигиеной.
К этому можно добавить часто встречающееся проявление крайнего раздражения на отвлекающие факторы "реальной жизни" в момент нахождения в киберпространстве.
Хочется отметить, что для К.Янг или Д.Гринфилда зависимость от Интернета - явление основанное на проявлениях эскейпизма (т.е. бегства в "виртуальную реальность" людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением), а наряду с этим - поиск новизны, стремление к постоянной стимуляции чувств, эмоциональную привязанность (возможность выговориться, быть эмпатийно понятым и принятым, освободиться тем самым от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение); упоминается и удовольствие ощутить себя "виртуозом" в применении компьютера для работы в Интернете.
Информация о работе Психологические особенности постоянных обитателей сети