Психологические особенности постоянных обитателей сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

В наше время тема данного реферата очень актуальна , так как социальные сети на сегодняшний день пользуются все большей популярностью среди пользователей интернет всего мира.
Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения

Содержание работы

1 Введение 3
2 Основная часть 5
3 Интернет зависимость 9
4 Заключение 12
5 Список литературы 14

Файлы: 1 файл

курсова по культуре речи.docx

— 32.07 Кб (Скачать файл)

 

ГБОУ «Нижегородская Государственная  Медицинская Академия»

Министерства Здравоохранения  Социального развития РФ

Кафедра русского языка

 

 

 

 

 

Психологические особенности постоянных обитателей сети

 

 

  Выполнила:      

Студентка

 лечебного  факультета

   3 курса  339 группы 

Алиева К.Ю.

Проверила: Доманова О.В.

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород 2012

 

 

Содержание.

1 Введение                                                                                                                     3

2 Основная часть                                                                                                          5

3 Интернет зависимость                                                                                             9

4 Заключение                                                                                                               12

5 Список литературы                                                                                                  14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В наше время тема данного реферата очень актуальна , так как социальные сети на сегодняшний день пользуются все большей популярностью среди пользователей интернет всего мира.

Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения.

Человек стремится к оптимальному согласованию внешних и внутренних условий своей деятельности, разных уровней свой активности – начиная  психической и кончая социально-психологической. Показателем оптимальности является продуктивность деятельности: при оптимальном  согласовании происходит возрастание, умножение психической и личностной активности. Ценность деятельности для  личности связана, прежде всего, с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с возможностью творчества. Реально  же не любая личность самовыражается в деятельности, т.к. не любая деятельность отвечает притязаниям личности. И тогда личность ищет возможность самовыражения в опосредованных формах, например посредством Интернета, который с одной стороны занимает всё более значимое место в жизнедеятельности людей, а с другой вызывает серьёзные опасения в связи с появлением феномена Интернет-зависимости или Интернет-аддикции.

В нашей стране Интернет появился с опозданием, но темпы роста Рунета оказались выше, чем любой другой части Сети. Согласно масштабному  исследованию мотивации обращения к Интернету , по мнению пользователей, теперь он помогает удовлетворить большую часть потребностей. Это позволяет взглянуть на возможности, предоставляемые Интернетом, как на новые культурные средства, опосредствующие деятельность современного человека и способные принять участие в формировании его высших психических функций. Сам же Интернет в целом может рассматриваться как феномен культуры, обладающий семиотическими и психологическими особенностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть.

 

В последние три-четыре года Интернет перестал быть только техническим средством, превратившись в арену общественной и частной жизни. Рассмотрим те особенности  этого техно-социального явления, которые создают предпосылки для того, чтобы Интернет мог выступать как особая психологическая реальность.

К настоящему времени проявились те свойства самого Интернета и специфики  его функционирования в нашем  обществе, которые позволяют определять его статус как новую культуру.

Интернет – пространство существования  людей не хронически бедных, обладающих определенными знаниями и некоторыми социальными запросами. Доступ к  Интернету позволяет человеку повысить свой статус и привлекательность  в глазах окружающих, а в собственных  глазах – стать более современным, т.е. человеком, обладающим независимостью, активностью, интеллектом и открытостью. Существование пароля вносит дополнительные ассоциации: тайная организация и  заговорщики, государственная тайна  и спецслужбы, военная тайна и  часовой на посту... К тому же пароль часто представляет собой индивидуальный номерной знак, что отсылает к идее деперсонализации полицейско-административного  толка. В то же время, постоянный участник интернет-тусовок обычно обзаводится новым именем – ником, что маркирует его статус «посвященного», т.е. приобщенного к новой идее и получившего новую – «истинную» – жизнь.

Итак, на границе возникают образы двух миров: один – замкнутый, навязывающий собственные правила и деперсонализирующий, а другой – открытый, свободный и дающий человеку возможность личностного развития. Какая часть мира оказывается для человека окрашенной в светлые тона – обыденная реальность или Интернет-реальность – определяется тем, которую из них он называет «своей».

Языки Интернета – естественные языки, включая русский, английский, жаргон, язык мимических жестов – смайликов , язык дизайна, распадающийся, в свою очередь, на язык шрифтов, композиции, цвета и т.д., язык визуальных шаблонов и иконок, язык музыкально-шумового оформления и т.д. – все эти языки в большей или меньшей степени взаимопереводимы и имеют как разное время обращения и обновления кодов, так и различную выразительную силу и широту применения. Принципиально важным для существования Интернета как явления культуры представляется наличие двух типов языков – символьного и образного. До тех пор, пока компьютерная среда позволяла оперировать только «словами», она оставалась лишь средой профессиональных навыков (программистских или пользовательских).

 

Эти свойства Интернета должны иметь  своего «потребителя» — того, чей  образ мира и образ «Я» нуждаются  именно в такой «среде обитания». В настоящий момент сложилось  уже достаточно обширное и дифференцированное сообщество пользователей Интернета, в котором наряду со случайными посетителями, постоянными пользователями определенных ресурсов, «работниками Интернета» выделяется и группа людей — их уместнее всего назвать «жителями Интернета». Это те, кто имеет достаточно высокую  мотивацию пребывания в Сети. В  частности, они тратят значительные финансовые и временные ресурсы, а также демонстрируют высокую  эмоциональную включенность в проблемы Интернета, причем собственно деловых  задач, решаемых его средствами, у  них или немного, или их решение  увязывается с решением иных, чаще коммуникативных задач. Эта группа демонстрирует тенденции, характерные  для Интернета в целом: «мотивы  коммуникативного, корпоративного и  креативного содержания, мотивы личностного общения приобретают все большую представленность в системе мотивационной регуляции»

Основные проблемы «жителя Интернета» концентрируются в области самопринятия. Среди этих людей часто встречаются люди, испытывающие сложности в близком общении и самораскрытии, а также в принятии своего физического «Я» и своих телесных потребностей.

Возможной непосредственной причиной этого являются неразвитые, инфантильные механизмы самооценки, порождающие  идеалистические требования и препятствующие формированию дифференцированных и  адекватных представлений о себе.

В эмоциональной сфере такая  ситуация приводит к появлению значительной напряженности, попытки снижения которой  — при характерном для этой группы отсутствии личностной агрессивности — осуществляются с помощью трех основных приемов. Первый — это стремление решать любые задачи, в том числе личностные и межличностные, только интеллектуальными средствами, что сближает эту группу с группой хакеров и высококвалифицированных программистов . Второй прием связан с формированием таких представлений о мире, в которых подчеркивается уникальность, неповторимость каждого, «объясняющая» субъекту невозможность полного и верного взаимопонимания. Внутреннее одиночество в такой картине мира становится системообразующей категорией, а в общении ведущим оказывается информационный компонент. Третий прием — негативизм и отвержение социальных норм. При низкой агрессивности и затрудненности групповой идентификации этот путь связан не с асоциальным поведением, а с индивидуальным уходом из сферы нормативного регулирования.

Обнаруженные особенности «жителя  Интернета» дополняются особенностями  самой Интернет-коммуникации

Прежде всего, необходимо отметить, что Интернет предоставляет уникальную возможность совместить коммуникацию и автокоммуникацию: тексты, посылаемые другому, одновременно становятся доступны и адресату и адресанту. То, что обычно разнесено во времени и соответственно требует разделения ролей, в Интернете реализуется «здесь и сейчас». Появление автокоммуникации принципиально меняет психологические условия для пользователя как личности.

Другая особенность Интернет-общения — страсть «жителей Интернета» к дискуссиям, спорам и обсуждениям, что в первую очередь сказывается на развитии самосознания. Л.С. Выготский вслед за Ж. Пиаже отмечал, что «именно возникновение спора приводит ребенка к систематизации собственных мнений»

Следующая особенность коммуникативного процесса в Интернете — использование  «ника» — является воплощением опосредствующей функции слова. Как в методике двойной стимуляции псевдослово постепенно наполняется предметным содержанием, так и «ник» выступает средством обобщения текстов, которые им маркируются, и за ним со временем и для собеседников и для самого автора начинает проступать его предметная отнесенность

У Интернет-коммуникации есть еще одно свойство (анонимность), неоднократно отмечавшееся в литературе  «Граница личности есть граница семиотическая» [10, с. 186]. В данном случае граница личности «жителя Интернета» не включает ни телесное «Я» человека, ни его свойства как субъекта социальных отношений: и физическое, и социальное «лицо» человека как раз и скрыты в Интернете под маской анонимности.

Итак, три особенности Интернета  — автокоммуникация, дискуссионная практика и традиция псевдонимов — создают предпосылки для интенсивной работы над образом «Я». Интернет как особая культурная среда предоставляет дополнительные средства для развития самосознания как высшей психической функции. Выделенные Выготским три ступени в развитии всякой психической функции выглядят здесь следующим образом: «Я» как автор суждений и выборов, зафиксированных в Интернете — «автор в себе»; «Я» как автор, воспринимаемый другими участниками Интернет-общения — «автор для других»; «Я» как автор, осознающий свое авторство и принимающий точку зрения на себя как на автора своих суждений и выборов — «автор для себя». Это позволяет «жителю Интернета» осуществить себя как личность: «То же, что принято называть личностью, является не чем иным, как самосознанием человека: новое поведение человека становится поведением для себя, человек сам осознает себя как известное единство»

Четвертая особенность Интернет-общения — анонимность — накладывает ограничения на само понимание личности в этой среде. В Интернете телу отказано в семиотическом статусе, точнее — этот статус признан нулевым. В 60-е годы хакеры, как представители молодежного бунта, приравняли к нулевому семиотический статус социальных достижений человека, заявив о равенстве всех в компьютерном мире независимо от дипломов и должностей. Интернет-культура сделала второй шаг к десемиотизации вещного мира, исключив из свойств своего пользователя природную составляющую. Таким образом, личность в Интернете может пониматься только одним-единственным способом — как субъект культуры.

 

 

Интернет  зависимость.

Постановка  проблемы, связанной с массовой коммуникацией  опосредованной Интернетом, ведется  за рубежом ещё с 80-х годов прошлого века, а в 90-х началась исследовательская  деятельность и в отечественной  психологической среде.

Доктор  Айвен Голдберг - автор термина "Интернет-зависимость" (1996 г.), характеризует Интернет-зависимость как "оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности". Голдберг предпочитал использовать термин "патологическое использование компьютера"). В настоящее время этот термин употребляется для более широкой категории, в которой некто патологически использует компьютер вообще, включая виды использования, не относящиеся к социальным, а термин "Интернет-зависимость" используется для обозначения патологического использования компьютера для вовлечения в социальные взаимодействия.

Изучая  теоретические аспекты феномена Интернет-зависимости в работах многих исследователей данной проблемы, мы смогли выделить некоторые основные поведенческие характеристики, а также психологические и физиологические симптомы.

К основным поведенческим характеристикам  относятся: 
- Нежелание прервать работу в Интернете на некоторое время; 
- пренебрежение домашними делами, учебой или служебными обязанностями и собственным здоровьем; 
- разрушение семьи, потеря круга общения из-за поглощенности Интернетом; 
- недостаток физической активности.

Доктор  М. Орзак выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для PCU: 
К психологическим симптомам относятся: 
- Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; 
- Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером.

К физиологическим симптомам относятся: 
- Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); 
- Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; 
- Пренебрежение личной гигиеной.

К этому можно добавить часто встречающееся  проявление крайнего раздражения на отвлекающие факторы "реальной жизни" в момент нахождения в киберпространстве.

Хочется отметить, что для К.Янг или  Д.Гринфилда зависимость от Интернета - явление основанное на проявлениях эскейпизма (т.е. бегства в "виртуальную реальность" людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением), а наряду с этим - поиск новизны, стремление к постоянной стимуляции чувств, эмоциональную привязанность (возможность выговориться, быть эмпатийно понятым и принятым, освободиться тем самым от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение); упоминается и удовольствие ощутить себя "виртуозом" в применении компьютера для работы в Интернете.

Информация о работе Психологические особенности постоянных обитателей сети