Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 21:15, реферат
Современники великого поэта были в лучшем положении, чем мы, когда архитектурный облик Петербурга, перспективы его улиц и площадей, которые они видели собственными глазами, они узнавали воссозданными, претворёнными в совершенных стихах, только что вышедших из-под его пера, и страницах его прозы. Для нас, наоборот, и в этом архитектурном облике города и в самих предметах сопоставления многое сменилось, сдвинулось или исказилось, и только пушкинские творения служат надёжным путеводителем по городу, каким он был при поэте.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
В творчестве Пушкина город Петербург получил цельное и многообразное отображение.
Современники великого поэта были в лучшем положении, чем мы, когда архитектурный облик Петербурга, перспективы его улиц и площадей, которые они видели собственными глазами, они узнавали воссозданными, претворёнными в совершенных стихах, только что вышедших из-под его пера, и страницах его прозы. Для нас, наоборот, и в этом архитектурном облике города и в самих предметах сопоставления многое сменилось, сдвинулось или исказилось, и только пушкинские творения служат надёжным путеводителем по городу, каким он был при поэте.
В своём реферате мне бы хотелось показать, сравнительно небольшой отрезок жизни города, с середины 1810-х до середины 1830-х годов – именуемый пушкинской эпохой, а город с полумиллионным населением – с императорским двором, чиновниками, обывателями – пушкинским Петербургом.
Сделавшись частью пушкинского поэтического мира, город Петербург продолжил жизнь воспетым поэзией Пушкина. Здесь жили его персонажи. Здесь русская жизнь достигла таких духовных высот, такой душевной ясности, каких никогда не знали прежде, ни потом.
Постараться проиллюстрировать жизнь Петербурга на примере поэтических произведений Пушкина. Пройтись по тем улицам города, по которым ходили герои пушкинских произведений. Проехаться в карете вместе с Евгением Онегиным. Увидеть Петербург того времени их глазами: корабли на рейде Васильевского острова, внешность площадей и улиц, наряды горожан, мастеровых, лавочников, парад на Царицыном лугу, наводнение…
ЖИТЕЛИ ПЕТЕРБУРГА
Город с императорским двором, парадами, чиновными особами и обывателями, короче, всё то, что называлось Санкт-Петербургом, в потомстве – и уже навсегда – получило название по имени одного человека: пушкинский Петербург, Петербург Пушкина.
Более того, вся эпоха – два десятилетия XIX века – получило наименование пушкинской эпохи. Потому что всё, что осталось от неё живым для последующих эпох и поколений, так или иначе связано с Пушкиным, с его судьбой и его поэзией. С Пушкиным вошёл в отечественную литературу и этот новый герой, сразу ставший одним из самых значительных её героев, - город Петербург.
Петербург тех лет – это город поэтов и вольнодумцев, город жизни широкой, высокоумной, блестящей. Это – боевые раны и заслуженные ордена, память славного 1812 года. Это – нетерпеливое желание свершить великие подвиги для блага ближних и отечества. Это город,
Где ум кипит, где в мыслях волен я,
Где спорю вслух, где чувствую живее,
И где мы все – прекрасные друзья…1
Два периода в истории Пушкинского Петербурга, столь не похожие один на другой, разграничены трагическими событиями на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.
Петербург юного Пушкина – город надежд, Петербург зрелого Пушкина – город разочарований. Там восторженные порывы мечтателя, здесь – трезвый и проницательный взгляд мудреца. Там – праздничное ожидание, чаяние великих перемен. Здесь – тёмные будни, скучная, порой смешная, порой нелепая суета. Повседневный, “низкий” быт, который, однако, приобретает в глазах поэта черты неожиданные, фантастические. Потому, что для Пушкина 1830-х годов даже и мелочное, бессмысленное на первый взгляд существование самых незаметных, маленьких людей тоже есть – наряду с грандиозными событиями, деяниями великих мужей, равно с ними – выражение того значительного, определяющего судьбы народов и государств, что именуется «историческим процессом».
С наибольшим правом жителями улицы можно было назвать рабочих – строителей. Барабан пробуждал город в пять часов утра, когда начинался день в казармах. Но в летнее время ещё раньше, в четыре утра, выходили на работу строители. И трудились они до позднего летнего заката. Каждый год в городе возводили около сотни обывательских домов – каменных, обыкновенно в два – три этажа. На много лет, иногда десятилетий, растягивалось строительство казённых зданий: таких огромных сооружений, как новое Адмиралтейство, Главный штаб, Исаакиевский собор. Тут строительство порой шло и зимой; поскольку темнело рано, вечером работали при фонарях.
Нева была главной дорогой, связывавшей столицу со страной. И для сообщения внутри города петербуржцы весьма часто пользовались водным транспортом. Судов на реках и каналах было не меньше, чем экипажей на улицах. Под удалые песни гребцов скользили по воде прогулочные лодки богатых бар – позолоченные, обитые бархатом, накрытые шёлковыми платками. Гребцы были в форменных, роскошных мундирах.
ОБЛИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Описание и путеводители, изданные в Петербурге в начале XIX века, сообщают о том, сколько жило в городе чиновников первого класса и сколько трубочистов, сколько было колодцев, калачных изб и проходных дворов, дымовых труб и сколько садов, устроенных на крышах…
Но не один документ не даёт того ощущения почти осязаемой реальности пушкинского Петербурга, какое дают стихи самого Пушкина.
Как часто летнею порою,
Когда прозрачно и светло
Ночное небо над Невою
И вод весёлое стекло
Не отражает лик Дианы,
Воспомня прежних лет романы,
Воспомня прежнюю любовь,
Чувствительны, беспечны вновь,
Дыханьем ночи благосклонной
Безмолвно упивались мы!...2
Не сами по себе описания Петербурга, какими бы точными и яркими чертами ни рисовал поэт городской пейзаж и быт горожан, но, главное, участие горожан в жизни героев “Евгения Онегина”, в жизни самого автора, который то и дело появляется на страницах романа, живое отношение поэта к городу – вот что делает город таким живым. В картине ночной Невы, описание кабинета петербургского денди или в изображении великосветского бала слышен голос Пушкина, особенные интонации его поэтической речи.
Перед померкшими домами
Вдоль сонной улицы рядами
Двойные фонари карет
Весёлый изливают свет
И радугу на снег наводят
Усеян плошками кругом,
Блестит великолепный дом;
По цельным окнам тени ходят…3
Жизнь петербургского молодого человека в конце 1819 года, представленная в первой главе “Евгения Онегина” – это жизнь и героя романа и самого поэта. В то время юный Пушкин так же не любил спать по ночам – когда после бала, после дружеской встречи или прогулки по городу возвращался он на Фонтанку, в дом Клокачёва у Калинкина моста, где жил вместе с родителями, над неугомонном Петербургом уже вставало солнце.
Разумеется, не всё в жизни города одинаково занимало поэта. В его стихах отразились лишь некоторые черты многоликого Петербурга. Но при этом в пушкинском изображении Петербурга нет ни узости, ни односторонности. Пушкин лирически претворяя действительность, вместе с тем умел выразить её характернейшие стороны; говоря о “светской жизни петербургского молодого человека”, умел показать историческое содержание эпохи.
«ГОРОД ПЫШНЫЙ ГОРОД БЕДНЫЙ …»
В первой четверти XIX века население Петербурга увеличилось более чем вдвое: с двухсот тысяч человек в 1801 году до четырёхсот сорока тысяч в 1825 году. Но во второй половине 1820-х и в 1830-е годы жителей в городе почти не прибавилось. Быстрый рост столицы не мог продолжаться бесконечно. Возникнув по воле одного человека, Петербург существовал и развивался в связи с потребностями и возможностями страны. Если в первые годы XIX века провинция дала столице сотни тысяч рабочих рук, то теперь через петербургские заставы выезжало и входило в город почти столько же людей, сколько ехало и шло им на встречу. Именно в конце 1820-х и в 1830-е годы получили завершение архитектурные ансамбли центра Петербурга, возникшие в предшествующие десятилетия. На Дворцовой площади достроили Главный штаб и воздвигли Александровскую колонну - гранитный монолит высотою в двенадцать сажен, в то время высочайшее в мире сооружение такого рода. На Сенатской площади построили новые Сенат и Сенод.
Фигура чиновника - в потёртой шинели, в помятом сюртуке - виднелась теперь на переднем плане в картине столичной жизни. Во-первых, потому, что чиновников в Петербурге было много. Во-вторых, потому что усердный служака, бессловесный исполнитель, каким был обыкновенный чиновник - лицо, чрезвычайно характерное для эпохи. И, наконец, потому, что этот робкий и смирный чиновник, которого режим, низвёл до роли живого орудия, всё же, вопреки воле начальства, проявлял естественное стремление остаться человеком, всё же питал в душе дерзкие мысли о «независимости и чести»:
...домой пришёл Евгений
Стряхнул шинель, разделся, лёг,
Но долго он заснуть не мог
В волненьи разных размышлений.
О чём же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;...4
С этими строками вошел в русскую литературу петербургский “маленький человек” - бедный житель столицы, непременно чиновник, мелкий, незаметный чиновник, добродушный, честный. Он оказался героем времени. В недрах Петербурга, в его канцеляриях, департаментах, на его улицах и в его домах “маленький человек”, изо дня в день вёл борьбу за своё человеческое достоинство. Борьбу отчаянную и безнадёжную, потому что “маленькому человеку” противостояла мощь государства...
По вечерам на петербургских улицах появлялась характерная фигура человека с лестницей на плече - фонарщика. В тёмные зимние вечера около четырёх тысяч фонарей - масляных и газовых - разгоняли мрак лишь на центральных улицах столицы. В центре же допоздна светились окна магазинов и кофеин, “которых освещение, - по словам фельетониста “Северной пчелы”, -представляло в тёмные времена прелестнейшую иллюминацию”. Разумеется, сверкали огнями и дворцы, особняки, где давали балы. Окраины в это время уже спали.
Длинные зимние вечера были в Петербурге временем дружеских сходок, приятельских ужинов, литературных собраний... Существовало много литературных салонов. Литераторы пушкинского круга постоянно собирались у П.А.Плетнёва, В.А.Жуковского и В.Ф.Одоевского.
Атмосфера искреннего доброжелательства и горячей заинтересованности в судьбах отечественного просвещения царила в небольшой уютной гостиной..
Душой и центром литературных вечеров у Жуковского был Пушкин. Часы проходили в оживлённых беседах. Впервые звучали поэтические произведения, становившиеся вскоре классическими. Иногда вместо чтения пели, играли на фортепьяно.
В 1830-х годах, когда круг литераторов и читательская аудитория значительно расширились, на смену прежним формам литературной жизни приходят новые. В это время, именно журнал, становится в России главным орудием литературной и общественной борьбы. Собрания литераторов пушкинского круга были и в то же время собраниями сотрудников “Современника”.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ГОРОД РОССИИ
К 1830-м годам в Петербурге жили немцы, французы, шведы, англичане, финны, грузины, татары, персы, бухарцы, индусы.
Пестрота петербургского населения объяснялась тем, что в России Петербург был представителем Европы, а в Европе -представителем огромной, раскинувшейся в трёх частях света и столь разноплеменной державы.
Новая русская столица была городом приезжих и пришлых. Среди множества столичных зданий едва ли не самыми петербургскими, самыми характерными были гостиницы, всевозможные “заездные дома” и трактиры.
Самой известной в Петербурге и вместе типичной петербургской гостиницей была гостиница Демута, или Демутов трактир. Основанная в 1770 году, гостиница эта вскоре была единогласно признана одной из лучших в городе. Успехом своего дела Демут, несомненно, в немалой степени был обязан чрезвычайно удачному выбору места: на набережной Мойки, в нескольких шагах от Невского проспекта. 25 мая 1825 года в трактире Демута поселился приехавший в Петербург после ссылки Пушкин. Он занял «бедный номер, состоявший из двух комнаток». В той части номеров, которые обращены были окнами во двор, к северо - западу. Летом 1827 года Пушкин заканчивает здесь шестую главу «Евгения Онегина», держал корректуру второй главы, печатавшейся в Москве, готовил для представления Николаю I поэму «Граф Нулин», «Отрывок из Фауста», «Песни о Стеньке Разине» и другие произведения. В ноябре 1836 года первый паровоз побежал по рельсам. Уже строили в Петербурге первый, поначалу деревянный, Царскосельский железнодорожный вокзал. Уже дымящие пассажирские пароходы - пироскафы, как их тогда называли, совершали регулярные рейсы между Петербургом и Кронштадтом.
«Железный» XIX век вступил в Петербург. XIX век начинался не только, как железный, но и как электрический. Достижения науки сулили немалые практические выгоды. Росла промышленность. В конце 1830-х годов в Петербурге насчитывалось около 150 заводов и фабрик.
Из всех отраслей промышленности Петербурга быстрее прочих развивалась полиграфия - отрасль, без которой был не мыслим самый «просвещенья дух», невозможен существенный прогресс науки, невозможны чудеса техники. В 1820 году в Петербурге работало около тридцати типографий и литографий, в 1838 году их было уже семьдесят семь. Быстро росло количество книжных лавок.
Пушкин был не только велики поэтом - это не только гениальные стихи, - это новый литературный язык. Пушкин стал центром духовной жизни эпохи. Внешним выражением этого была та беспримерная популярность, которой пользовался Пушкин у современников. Не только для всей читающей России, но и для тех, кто никогда не прочёл ни одной его строки, имя его было синонимом слова «поэт».