Пути обеспечения гендерного равенства в деятельности профсоюзов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:55, реферат

Описание работы

Бюро МОТ по деятельности трудящихся (ACTRAV) координирует всю работу с организациями трудящихся в штаб-квартире и на местах. Перед этим Бюро стоят следующие задачи:
поддерживать создание свободных, независимых и демократических объединений трудящихся;
содействовать организации трудящихся и развивать их способность участвовать в процессе принятия решений, чтобы защищать и отстаивать свои интересы;

Содержание работы

Гендерные проблемы в рабочем образовании.
Ограниченное участие женщин в профсоюзах.
Слабое представительство женщин в профсоюзном руководстве.
Прогресс и достижения в решении этих проблем.
Практические указания и рекомендации.

Файлы: 1 файл

Пути обеспечения гендерного равенства в деятельности профсоюзов.docx

— 23.49 Кб (Скачать файл)

Пути обеспечения гендерного равенства в деятельности профсоюзов.

Содержание:

  • Гендерные проблемы в рабочем образовании.
  • Ограниченное участие женщин в профсоюзах.
  • Слабое представительство женщин в профсоюзном руководстве.
  • Прогресс и достижения в решении этих проблем.
  • Практические указания и рекомендации.

Бюро МОТ по деятельности трудящихся (ACTRAV) координирует всю работу с организациями трудящихся в  штаб-квартире и на местах. Перед  этим Бюро стоят следующие задачи:

  • поддерживать создание свободных, независимых и демократических объединений трудящихся;
  • содействовать организации трудящихся и развивать их способность участвовать в процессе принятия решений, чтобы защищать и отстаивать свои интересы;
  • следить за тем, чтобы проекты и программы МОТ отвечали запросам трудящихся и их организаций, и содействовать активному участию профсоюзов в деятельности МОТ.

Важная составная часть  работы Бюро - организация семинаров, рабочего образования и других учебных  мероприятий, особенно по таким темам, как международные трудовые нормы, коллективные переговоры, гендерные  проблемы, охрана и гигиена труда, окружающая среда и профессиональная подготовка.

За последние годы в  программе рабочего образования  стало отводиться большее место положению женщин и гендерным проблемам; немалую пользу принесло в этом плане и участие Бюро в Межведомственном проекте по проблемам женщин и равенства в труде в 1992-1993 г.

Гендерные проблемы в рабочем образовании

За последние два десятилетия  доля женщин среди наемных работников существенно выросла. Изменения  во взглядах, экономические императивы привели к тому, что оба супруга  намного чаще стали работать вне  дома. В этой связи встал вопрос о правовой информированности работающих женщин, об их осведомленности о  своих правах и формах их возможного ущемления. Такая информация необходима для преодоления негативных тенденций  в сфере женского труда, дающих о  себе знать в свободных экономических  зонах, в неформальном секторе экономики, или, например, в отношении занятых  неполный рабочий день. Очевидно, что  женщинам нужны профсоюзы, а профсоюзам - женщины. Однако традиционно профсоюзы  пополняли свои ряды, как правило, за счет мужчин, женщины же оставались на периферии их деятельности.

Ограниченное участие женщин в  профсоюзах

В некоторых отраслях женщины  составляют от 30% до 50% и выше членов профсоюзов. Но поскольку они в  основном сосредоточены на низкооплачиваемых  рабочих местах, не требующих высокой  квалификации, и слабо представлены в высших профессиональных категориях, в целом их участие в профсоюзах все еще весьма ограничено.

Слабое представительство женщин в профсоюзном руководстве

У женщин, помимо работы, множество  обязанностей в семье и обществе. Доминирующая роль мужчин и традиционные структуры препятствуют представительству  женщин на верхних ступенях профсоюзной  иерархии. Чтобы преодолеть многочисленные ограничения, с которыми сталкиваются женщины, следует разработать и  проводить в жизнь продуманную  стратегию.

Часто профсоюзы уделяют  недостаточное внимание проблемам, особо значимым для женщин. В их числе:

  • насилие над женщинами;
  • сексуальные домогательства;
  • неравное участие в общественной деятельности;
  • детские учреждения;
  • рабочее время;
  • проведение собраний, когда это удобно женщинам;
  • обучение женщин методам профсоюзной работы, с тем чтобы они могли занимать в профсоюзах высшие посты;
  • создание возможностей для участия женщин в профсоюзной работе, как это оговорено в коллективных соглашениях: например, детские учреждения, рабочее время, оплачиваемый отпуск для участия в профсоюзных мероприятиях.

Барьеры на пути к равенству  в профсоюзах:

  • семейные обязанности: женщина, активно работающая в профсоюзе, обычно несет тройную нагрузку: семейные обязанности, работа и профсоюз;
  • традиционные роли и стереотипы: религиозные табу и действующие в обществе запреты затрудняют женщинам вхождение в "мужскую" среду. Общество часто отводит женщинам зависимую роль по отношению к мужчинам. Это может подорвать уверенность в себе, столь необходимую для общественной деятельности и, тем более, для проявления качеств лидера;
  • сегрегация на работе: на производстве женщины часто заняты на рядовых рабочих местах под начальством мужчин, занимающих более высокие позиции. Профсоюзные структуры, отражающие профессиональную сегрегацию, могут препятствовать их продвижению наверх. Поскольку большое число женщин сосредоточено в узком спектре профессиональных категорий, лишь немногие женщины обычно оказываются членами профсоюзных комитетов и групп, ведущих коллективные переговоры. Для женщины с низким профессиональным статусом сложно стать представителем мужчин с более высоким статусом;
  • профсоюзная окружающая среда: здесь часто преобладают мужчины. Для нее характерны следующие особенности:
    • представление о том, что работа в профсоюзе ведется 24 часа в сутки;
    • тенденция проводить собрания поздно вечером;
    • использование профсоюзного жаргона и "мужских" выражений;
    • неформальные "мужские" структуры (везде "свои ребята");
    • слабая поддержка женщин;
    • меньшая заинтересованность в женских проблемах;
    • в ряде случаев меньшая доступность образования и подготовки;
    • в некоторых странах высок уровень неграмотности.

Прогресс и достижения в решении  этих проблем

Бюро по деятельности трудящихся, наряду с участием в программах технического сотрудничества, проводит разнообразную  работу в учебной области на национальном, региональном и межрегиональном  уровне. В последние годы предпринимались  шаги с целью улучшить положение  с участием женщин, в том числе:

  1. в приглашения на семинары МОТ, направляемые в различные организации, стал включаться параграф, подчеркивающий необходимость участия женщин;
  2. там, где это возможно, был установлен принцип равного участия представителей от каждой организации - одного мужчины и одной женщины;
  3. включение в повестку дня пункта о проблемах женщин, с тем чтобы стимулировать их обсуждение, а также назначение лиц, ответственных за этот вопрос, и участников дискуссии;
  4. использование соответствующих методологий, наподобие активного обучения, учебы на расстоянии, различных культурных форм, таких как театральные представления, способствующих интерактивному обучению;
  5. один из способов, применяемых в качестве противовеса низкому участию женщин - организация производственных структур, в которых работают одни женщины. Хотя этот способ и можно считать неким средством улучшения положения женщин, использовать его следует крайне осторожно - лишь после тщательного анализа других факторов. В числе этих факторов: традиционные и культурные барьеры в данной стране или отрасли, где женщины не пользовались до этого равными возможностями и потому нуждаются в особом внимании и помощи, в получении необходимой подготовки, перед тем как они смогут включаться в активную деятельность.

По данным профсоюзов, чтобы улучшить положение женщин следует:

  • уделять больше внимания участию женщин в профсоюзах; программные заявления должны предусматривать проведение политики равных возможностей: женщин, особенно занятых неполный день, нужно активнее вовлекать в профсоюзы;
  • поддерживать выдвижение и избрание женщин на руководящие и ответственные посты, следить за гендерным балансом на этих должностях;
  • создать и избрать специальный отдел, или комитет с достаточным финансированием и полностью укомплектованный в ходе консультаций с женщинами-членами профсоюза. Его задача - заниматься проблемами, которые представляют особый интерес для женщин. Такое подразделение должно быть тесно связано с центральными органами профсоюза, в том числе - планирующими и отвечающими за ведение коллективных переговоров; оно должно представлять женщин-членов профсоюза;
  • проводить особые учебные и другие программы для женщин-профсоюзных активистов с упором на рабочее образование;
  • предусмотреть помощь в выполнении семейных обязанностей, например, присмотр за ребенком во время проведения профсоюзных собраний; включать вопросы, представляющие интерес для женщин, в план профсоюзной работы;
  • создавать более комфортную для женщин обстановку на профсоюзных собраниях (например, более дружеская атмосфера, проведение мероприятий в часы, когда это не мешает выполнению семейных обязанностей);
  • осуществить активные меры краткосрочного характера, включая установление нормативов и квот, таких, как резервирование определенного числа избираемых и назначаемых постов за женщинами, с тем, чтобы обеспечить достаточное представительство женщин на всех уровнях профсоюзной организации пропорционально их членству в профсоюзе;
  • установить контакт с женскими организациями, группами или объединениями взаимной поддержки;
  • собирать информацию с разбивкой по полу с тем, чтобы отслеживать происходящие изменения.

Практические указания и рекомендации

Для содействия лучшему пониманию  гендерных проблем во всех профсоюзных  организациях, их следует включать в качестве составной части во все мероприятия, проводимые в рамках системы рабочего образования. Чтобы  системы рабочего образования были действительно эффективны, чтобы  укреплялись организационные структуры  профсоюзов, следует проанализировать и уяснить роль мужчин и женщин в обществе, на работе и в общественных организациях.

Необходимо рекомендовать  официальным представителям профсоюза  и работникам системы рабочего образования  включать гендерный компонент в  план работы каждого семинара. Например, при обсуждении вопросов охраны и  гигиены труда стоит обсудить профессиональные риски на производствах, где широко используется труд женщин - микроэлектроника, сборка видеоаппаратуры, пищевая промышленность и т.д., а  также в тех отраслях (таких  как строительство), где женщины  обычно не заметны, но дают знать о  себе в ходе специального гендерного обследования. Необходимо также консультироваться  с соответствующими должностными лицами - женщинами или членами различных комитетов при разработке и проведении программ рабочего образования.

Следует рекомендовать профсоюзам хранить данные об участии в проводимых мероприятиях с учетом признака пола: в учебных программах, в различных  комиссиях, в качестве делегатов  на общенациональных, региональных и  международных встречах.

Что практически может  сделать профсоюз, чтобы расширить  участие женщин в своей работе:

  1. собирать данные о членстве в вашем профсоюзе с учетом числа мужчин и женщин. Нужно, знать, кто состоит в вашем профсоюзе, чтобы понимать их нужды;
  2. анализировать роль мужчин и женщин в обществе, на работе и в общественных организациях;
  3. убрать "мужской" язык из учебных пособий, сообщений, повседневного общения;
  4. помочь мужчинам увидеть, какую роль в действительности играют женщины в повседневной жизни;
  5. создать особую группу, или женскую комиссию, чтобы она постоянно акцентировала внимание на проблемах женщин;
  6. организовать обучение женщин-членов профсоюза, иногда в составе чисто женских групп, иногда - смешанных, чтобы дать им возможность преодолеть отставание в образования от мужчин;
  7. зарезервировать за женщинами некоторое число мест в руководящих органах. Лучше всего ввести дополнительные посты, чтобы мужчины не чувствовали себя ущемленными;
  8. поставить целью, чтобы через какое-то время женщины заняли определенное число руководящих постов;
  9. достичь этой цели путем обучения женщин с тем, чтобы они были способны выполнять эту работу;
  10. проводить профсоюзные мероприятия в часы, удобные для работающих женщин (учитывая семейные обязанности, ответственность за которые часто лежит на женщинах);
  11. женщины, продвигающиеся вверх по служебной лестнице, встречают множество препятствий. Важно, чтобы был кто-то, к кому они могли бы обратиться, например, к независимому консультанту для женщин в национальном профцентре.

Информация о работе Пути обеспечения гендерного равенства в деятельности профсоюзов