Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:52, реферат
Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов по-знания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно – экономических и политических структур. Под понятием «Запада» в современной культурологии подразумевается культура Америки и Европы, под «Востоком», соответственно культуры стран Центральной, Юго-Восточной Азии, северной Африки, стран Ближнего Востока.
Разделение культур
на западные и восточные подразумевает
не только их географическое расположение,
но и различную ментальность населяющих
эти территории народов, то есть различие
в характеристике способов и методов
по-знания мира, научных, религиозных,
художественных, эстетических и
духов-ных ценностей, основных мировоззрений,
общественно – экономических и по-литических
структур.
Под понятием «Запада» в современной культурологии
подразумевается культура Америки и Европы,
под «Востоком», соответственно культуры
стран Центральной, Юго-Восточной Азии,
северной Африки, стран Ближнего Восто-ка.
В средние века это разделение немного
отличалось в зависимости от того, рассматривался
этот вопрос с евроцентристской или общемировой
точки зре-ния. Для евроцентристской оценки
Восток подразумевал культуры Византии,
Египта, Сирии и Палестины, под Западом
подразумевались культуры развитых государств
Европы – Франции, Италии, Германии, Англии,
Испании. Для ми-ровой культуры Восток
– это в первую очередь, Япония, Китай,
Индия, Персия. К западным относят европейскую
культуру и преемственную ей византий-скую.
Культуры Запада и Востока во многом различны
и даже противоположны, и можно выделить
присущие им черты.
Западная культура представляет собой
культуру, ориентированную на ди-намический
образ жизни, ценности технологического
развития, совершенство-вание общества
и культуры, бурное развитие всех сфер
человеческой деятель-ности. Приоритет
инициативы, идея значимости личности,
творческое ее разви-тие лежат в основе
западного общества. Социальная динамика
западной куль-туры волнообразна и неравномерна.
Продвижение от старого к новому проте-кает
как ломка устаревших систем ценностей,
политических и общественно – экономических
структур. Запад, являясь носителем творческого
начала, посто-янного поиска, бунта и перемен
и, в то же время, проявляя стремление к
посто-янному, всестороннему познанию
окружающего мира и Вселенной чаще занимает
сторону земного материалистического
бытия, тем самым, разрушая гармонию, постоянство
и органичность собственной духовной
и материальной жизни, ее устоев, канонов
и устоявшихся норм.
Нельзя не отметить важную черту западного
менталитета – его склонность к научным
методам познания и исследования окружающего
мира. Наука запада направлена на создание
сложных сетей методологических исследований
и экс-пертиз, окутывая которыми объект
своего изучения она понимает его и его
природу. Д. Судзуки пишет: «Какими бы мелкими
не были ячейки сети, пока есть сеть, имеется
и то, что сквозь нее ускользает, а именно
то, что не может быть каким-либо образом
измерено. Числа уходят в бесконечность,
и однажды науки признаются в собственной
неспособности заманить реальность в
свою сеть». Получается что сама жизнь
– та самая тайна, для познания которой
и существуют и развиваются науки и технологии
обязательны выходит из под датчиков различных
научных приборов, линз микроскопов, призванных
ее изу-чать.
Европейцы в своем развитии шли самым
простым путем. Свое несовер-шенство и
слабость перед силами природы они начали
возмещать созданием громоздких машин.
Они резко выделили себя из природы, перестали
чувство-вать себя ее частью. Более того,
природа в их понимании стала чем-то вроде
врага. Ее надо было одолеть, победить,
поставить себе на службу.
Убедив себя, что человек есть венец творения
и все в этом мире создано исключительно
для него, европейцы принялись перекраивать
природу на свой лад и расхищать ее богатства,
не считаясь ни с загрязнением окружающей
сре-ды, ни с другими потерями, еще бы -
природа ведь "не храм, а мастерская",
как выражался Базаров в романе Тургенева
"Отцы и дети".