Разговорная речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 14:39, реферат

Описание работы

Разговорная речь — особая функциональная разновидность литературного языка. Если язык художественной литературы и функциональные стили имеют единую кодифицированную основу, то разговорная речь противопоставляется им как некодифицированная сфера общения. Кодификация — это фиксация в разного рода словарях и грамматике тех норм и правил, которые должны соблюдаться при создании текстов кодифицированных функциональных разновидностей. Нормы и правила разговорного общения не фиксируются.

Файлы: 1 файл

разговорная речь.docx

— 37.25 Кб (Скачать файл)

На знании «в чем дело» держатся такие явления речи, как намек, догадка, различные способы проявления категории определенности / неопределенности, референтная отнесенность; ср. тонкое наблюдение Е. Д. Поливанова: «Мы говорим только необходимыми намеками».

Таким образом, данное условие успешного  речевого общения также в значительной степени находится вне компетенции  лингвистического анализа, так как  коренится в прошлом опыте  жизни собеседников и в практике «использования» языка.

Речевые формы правильной настроенности  на мир слушающего самые различные: вид обращения, интонация, тембр  голоса, темп речи, полторы, особые средства выражения отношения говорящего к предмету речи (эпитеты, оценочные  наречия, вводные слова и предложения), к собеседнику, намеки, аллюзии, эллипсис; имплицитные (или, наоборот, эксплицитные) способы передачи информации, паузы, молчание и т. п.

3. Главным условием успешного  речевого общения является умение  слушателя проникнуть в коммуникативный  замысел (намерение, интенцию) говорящего. Поскольку коммуникативное намерение  формируется на довербальном уровне речи-мысли, а постижение смысла сказанного происходит параллельно линейному развертыванию высказывания, слушатель проделывает огромную работу по интерпретации речевого потока и «реконструкции» замысла говорящего, по переосмыслению ранее сказанного и понятого, по соотнесению своей «модели» понятого с реальными фактами и линией поведения собеседника. Эта «работа» так же мгновенна, симультанна и биологична по своей сути, пак и процесс говорения, поэтому здесь естественны индивидуальные различия. Основы изучения речевой деятельности были заложены в 30-е гг. в работах Л. С. Выготского и его учеников . В 20—30-е гг. Л. В. Щерба в своих докладах, лекциях и статьях подчеркивал, что процессы говорения и понимания не только психофизиологически обусловлены, но имеют и социальную природу, являются «социальным продуктом» .

При всех тонкостях индивидуального  восприятия речи говорящий и слушающий  исходят из следующих предполагаемых фактов (положений теории речевой  деятельности): а) логические структуры  и языковые конструкции не полностью  соотносительны, т. е. равны друг другу; существуют законы невыражения структур мысли; б) существуют явные и неявные способы выражения смысла . В разговорной речи невыражение смысловых фрагментов и выборочное отражение «положения дел» или «картины мира» — типичное явление: именно в этой функциональной разновидности имеет место самое сложное взаимодействие между говорящим и слушающим, самое жесткое требование ситуативного речевого поведения, наиболее активный и творческий характер понимания речи.

Процессы понимания находятся  в центре внимания многих лингвистических  дисциплин: когнитивной лингвистики, функциональной лингвистики, теории речевого воздействия, теории речевых актов (ТРА), прагматики, психолингвистики, культуры речи и др. Главный вопрос в речевом  общении: каким образом связаны  и как участвуют в организации  высказывания и речевого потока в  целом (и его понимании) значение языковых единиц, синтаксические конструкции, мнение говорящего и его отношение  к адресату, эмоции и ассоциации. Выражение «Мысль изреченная есть ложь» вполне соответствует тому действительном положению, когда содержание речевого общения всегда шире значения всех языковых элементов и знание их значений не является гарантией успешного понимания.

Задача создания «грамматики» говорящего и слушающего, которую выдвигал Л. В. Щерба в начале века, остается пока не выполненной. Тем не менее ученые разных направлений пришли к выводу, что смысловые блоки формируются (и извлекаются) на основе определенных сочетаний языковых единиц, что по комбинации языковых единиц можно судить о фоновых знаниях говорящего, его памяти, способах использования знаний, о передаваемой информации, компонентами которой могут быть знания, убеждения, ценностные ориентиры, общепринятые мнения, установки, желания, оценки, эмоции. Как единицу содержательной структуры речи-мысли Т. А. ван Дейк предлагает «конструкцию знаний» — фрейм . Дж. Лакофф — гештальт. Практических рекомендаций фреймового представления той или иной ситуации, факта, события для культуры речи, естественно, дать невозможно: любой фрейм или гештальт мысли-восприятия (и конкретная языковая модель) будут беднее реального смысла, понятия, включающего всегда нетривиальным образом эмотивные и оценочные компоненты, которые составляют суть языковой компетенции и основу владения языком.

Понятие языковой (коммуникативной) компетенции  — центральное понятие коммуникативного взаимодействия. Ср. у Ю. Д. Апресяна: «владеть языком значит: (а) уметь выражать заданный смысл разными (в идеале — всеми возможными в данном языке) способами (способность к перефразированию); (б) уметь извлекать из сказанного на данном языке смысл, в частности — различать внешне сходные, но разные по смыслу высказывания (различение омонимии) и находить общий смысл у внешне различных высказываний (владение синонимией); (в) уметь отличать правильные в языковом отношении предложения от неправильных» .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет 

имени Максима Танка»

Факультет социально-педагогических технологий

Кафедра культуры речи и межкультурных коммуникаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разговорная речь как особая речевая  система

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Стодырева Е.В.

121 группа

Проверила:

Кожемячкина Е.В.

 

 

 

 

 

 

Минск, 2011


Информация о работе Разговорная речь