Разнообразие знаний о культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:03, реферат

Описание работы

Пожалуй, нет другого такого явления, которое так часто обсуждается учеными и философами, как культура. В научной литературе насчитывается множество определений понятия “культура”. Их даже трудно все перечислить.
Если отвлечься от философских и научных дефиниций культуры, то можно выделить несколько аспектов культуры как способа или сферы человеческого бытия.

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

(Малиновский Б. Научная  теория культуры // Вопросы философии. 1983. № 2. С. 121)

Второй, институциональный  подход берет за основу понятие организации. “Чтобы решить какую-то задачу, достигнуть какой-либо цели, человеческие существа должны организоваться… Организация предполагает некоторую очень определенную схему или структуру, главные факторы которой универсальны”./32/ (Там же)

Институт предполагает в свою очередь “соглашение по поводу некоторого множества традиционных ценностей, ради которых человеческие существа соединяются вместе”./33/ (Там  же)

Использование специфики  обоих подходов (функционального  и институционального) к исследованию культуры особенно наглядно прослеживается в определениях, предложенных Б.Малиновским: она определяется в одном случае как “интегральное целое, состоящее из приспособлений и предметов потребления, из конституциональных установлений для различных социальных групп, из человеческих идей и ремесел, верований и обычаев”;/34/ (Там же. С. 120.)

в другом же случае культура понимается не иначе как “интеграл, составленный из частично автономных, частично скоординированных институтов”. /35/(Там же. С. 121.)

Она интегрирована рядом  институциональных признаков: общность крови, кооперация, специализация деятельности, применение власти как механизма  политической организации.

Итак, культура с точки  зрения функциональной концепции Б.Малиновского может быть, во-первых, разложена на конкретные институты, интегрированные в единое целое на основе определенных факторов, и, во-вторых, рассматриваться как средство для удовлетворения потребностей человека и достижения его целей.

Социальные  функции культуры

Социология ближе всего подошла к определению и раскрытию наиболее важных социальных функций культуры — консервации, трансляции и социализации.

1. Культура — тип  социальной памяти общности —  народа или этноса (функция консервации). Она включает в себя места  хранения социальной информации (музеи, библиотеки, банки данных и т.д.), унаследованные схемы поведения, коммуникативные сети и пр.

Среди отечественных  исследователей такой позиции придерживаются Ю.М.Лотман и Б.Успенский, Т.И.Заславская и Р.В.Рывкина. Для первых из них понятие “культура” обозначает наследственную память коллектива, выражающуюся в определенной системе запретов и предписаний. С точки зрения Т.И.Заславской и Р.В.Рывкиной, культура есть особый социальный механизм, который позволяет воспроизводить эталоны поведения, проверенные опытом истории и соответствующие потребностям развития общества./36/

(Заславская Т.И., Рывкина  Р.В. Социология экономической  жизни. Новосибирск, 1991. С. 98)

2. Культура — форма  трансляции социального опыта  (функция трансляции).

К такому пониманию склоняются многие западные и отечественные социологи. Они берут за основу понятия “социальное наследование”, “научаемое поведение”, “социальная адаптация”, “комплекс образцов поведения” и др.

Такой подход реализуется, в частности, в структурных и исторических определениях культуры. Примеры: культура есть совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям (У.Самнер, А.Келлер); культура охватывает формы привычного поведения, общие для данной группы или общества (К.Янг); культура является программой социального наследования (Н.Дубинин).

3. Культура — способ  социализации людей.

Данный срез воздействия  культуры на человека представлен во многих социологических работах. Достаточно лишь привести имя Т.Парсонса, чтобы  показать уровень теоретической проработки указанной выше проблемы.

В заключение следует  отметить, что в социологии выделяются и рассматриваются другие социальные функции культуры (инновация, аккумуляция, контроль и пр.).

Каковы же недостатки или ограничения социологического подхода к изучению культуры? Их можно свести к одному достаточно распространенному в социологическом сообществе суждению: культура есть то, что она делает с людьми, объединяя их в группы на основе общих ценностей и идеалов, регулируя их отношения друг с другом посредством норм и опосредуя их коммуникации при помощи символов и значений. Одним словом, социологи, исследующие культуру, связывают данное понятие с процессами социального взаимодействия людей, особо подчеркивая при этом роль социальных детерминант, недооценивая “внутреннее” содержание этого сложного феномена.

Неполнота социологического анализа культуры в какой-то мере дополняется или компенсируется в антропологическим подходом. Прежде всего оба подхода различаются  методологическими позициями исследователей.

Как метко заметил  К.Леви-Строс, социология стремится  создать науку об обществе с точки  зрения наблюдателя, а социальная антропология пытается конструировать знание об обществе с точки зрения наблюдаемого./37/

(Леви-Строс К. Структурная  антропология. М., 1985. С. 322)

Различие же между  антропологическим и социологическим  подходами к изучению культуры с  точки зрения преобладающих установок  или ориентаций уже приведено  нами в ряде других работ./38/

(См.: Резник Ю.М. Введение  в социальную теорию. Социальная эпистемология. М., 1999. С. 128–149)

В самом общем виде разделительную грань между ними можно провести при помощи следующих  дихотомий: стремление осмыслить деятельность человека с точки зрения ее формы (формы социального взаимодействия) в социологии или с точки зрения ее содержания в антропологии; приоритетное познание традиционных культур в антропологии и культуры современных обществ в социологии; ориентация на изучение “иного” (чужих культур и обычаев) в антропологии и исследование “своего” (собственной культуры); исследование общинности или общинной культуры в антропологии и познание культуры больших социальных групп в социологии; акцент на изучении институциональных аспектов культуры в социологии и приоритет в познании внеинституциональных явлений культуры в антропологии; исследование “системной” организации культуры, а также ее специализированных форм в социологии и изучение культуры жизненного мира и обыденной жизни в антропологии и пр.

Среди приведенных выше различий в теоретических подходах социологии и социальной антропологии особенно важное значение играет взгляд на человека и его культуру сквозь призму содержания или формы его деятельности. Данное различие фиксирует в себе едва уловимую и трудно постигаемую грань, которая разделяет между собой культуру и социальность.

Учитывая ограниченность того или иного подхода к изучению культуры, необходимо выработать такой  подход, который бы позволил объединить познавательные возможности философии, антропологии и социологии как основных областей знания о культуре.

Подведем предварительные  итоги, обобщающие материал данного  параграфа:

– современное знание о культуре располагает множеством подходов к исследованию культуры; к числу наиболее разработанных  подходов следует отнести философский (философия культуры), антропологический (социальная и культурная антропология) и социологический (социология культуры);

– в настоящее время  формируется новый, “интегралистский”  подход, объединяющий познавательные возможности указанных областей знания на основе методологии комплексного анализа культуры;

– с целью сравнительной  характеристики указанных выше подходов к изучению культуры выделяются следующие  параметры: краткое определение, существенные признаки, типичные структурные компоненты, главные функции и предпочтительные методы исследования;

– философский подход ориентирует исследователя на целостное  познание культуры путем раскрытия  ее сущности и формулирования всеобщих закономерностей функционирования и развития; при этом философы рассматривают  культуру как “вторую природу”, сотворенную человеком, как субъектно-личностное начало истории, как способ и технологию человеческой деятельности, как особую разновидность бытия или деятельности людей (творческую, духовную и пр.);

– антропологический подход направлен, с одной стороны, на непосредственное изучение материальных и символических фактов культуры, а, с другой, на выявление общих черт и универсалий; антропологи предпочитают рассматривать культуру как способ удовлетворения потребностей, как форму социально наследуемого и научаемого поведения людей, как мир артефактов — материальных следов, по которым можно восстановить контуры культуры прошлого и настоящего, как мир смыслов и значений, позволяющих интерпретировать культурные явления как знаковую систему, выражающую процессы смыслообразования людей, наконец, как информационный процесс;

– социологический подход нацелен  на изучение социетальных связей и  закономерностей культуры, а также  на определение ее основных социальных функций — реализации социальной памяти общества, трансляции социального опыта, социализации и т.д.; при этом социологи используют преимущественно предметный, функциональный и институциональный методы анализа;

– принципиальное размежевание антропологического и социологического подходов к исследованию культуры намечается по следующим линиям: акцент на изучение формы или содержания совместной деятельности людей (соответственно социология и антропология); современные и традиционные типы культуры; своя, то есть собственная культура, и иная, чужая культура; общество и община; институциональные и “латентные”, неинституциональные аспекты культуры; специализированные и обыденные формы и пр.;

– отдельные недостатки и ограничения  анализируемых подходов частично или  полностью снимаются в рамках “интегралистского”, или комплексного подхода, к описанию которого мы перейдем далее.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://history.km.ru/


Информация о работе Разнообразие знаний о культуре