Развитие культуры и укрепление здоровья нации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:19, реферат

Описание работы

Сегодня общество вступило в новый этап своего развития – стадию информационно-компьютерного общества. На этом этапе резко возросла роль образования и культуры в жизни каждого человека и каждого государства. Образование и культура являются основой современного общества. Их высокий уровень – залог развития, показатель цивилизованности и международного авторитета страны. Развитие культуры обеспечивает необходимые предпосылки для политического, социального, экономического и духовного воспитания граждан.

Файлы: 1 файл

общ .doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Гречнева  Е.Ф.

Развитие культуры и укрепление здоровья нации.

 

1.Политика в области культуры.         Сегодня   общество  вступило  в новый этап своего развития –  стадию информационно-компьютерного общества. На этом этапе резко возросла роль образования и культуры в жизни каждого человека и каждого государства. Образование и культура являются основой современного общества. Их высокий уровень – залог развития, показатель цивилизованности и международного авторитета страны. Развитие культуры обеспечивает необходимые предпосылки для политического, социального, экономического и духовного воспитания граждан.

    

2. Основа государственной  культурной политики - конституционная  защита прав человека в области  культуры

 

3.   Государство   обязано   обеспечивать  развитие   культуры, так как оно   несет ответственность за  духовное, моральное и эстетическое  воспитание граждан.   Государство должно

  • создавать необходимые условия для приобщения граждан к национальному и  мировому культурному  наследию;
  • формировать систему предприятий и  учреждений искусства и культуры; выделять необходимые материальные и  финансовые средства;
  • обеспечивать проведение научных исследований и  разработку  научных  проектов  в  области  культуры, готовить квалифицированные  кадры;
  • создавать  гарантии и  стимулы художественного   творчества,   сохранять   традиционную   культуру (фольклор, народные  промыслы,  ремесла),   обеспечивать  формирование и эстетизацию среды обитания человека, защиту интересов народа Белоруссии в области культуры.

      

 4.Основными  принципами  культурной   политики в  Республике Беларусь являются:

     обеспечение свободы  творческой   деятельности,  плюрализма направлений и  стилей в  культуре, отказ от монополизма; защита интеллектуальной собственности; обеспечение для всех граждан страны доступности духовных ценностей; обеспечение гуманистической направленности культуры,  ориентации ее на  общечеловеческие  ценности, соблюдение морально-нравственных принципов в развитии культуры, обеспечение  связей   белорусской   национальной   культуры   с культурами других народов; соединение государственных  и общественных  начал в организации культурной деятельности;

        

5.Приоритетами в области развития культуры являются:

  • возрождение, сохранение, развитие и распространение белорусской национальной культуры;
  • деятельность по сохранению и использованию историко-культурного наследия;
  • создание и популяризация произведений  искусства и литературы для детей, их эстетическое образование и воспитание;
  • популяризация  классических   произведений   отечественного   и всемирного искусства и лучших образцов современной культуры;
  • обеспечение развития  культуры в сельской местности, расширению культурной инфраструктуры деревни.
  • создание   эстетической  и удобной жизненной среды для жителей страны. 

 

6.За последние годы возросли расходы на развитие культуры.

В настоящее время в Беларуси работает свыше 13 тысяч различных учреждений культуры и искусства. В систему Министерства культуры входят детские школы искусств, средние специальные и высшие учебные заведения. В области культуры работает более 40 тыс. человек.

7.Активно развивается белорусский театр. В республике работают около 30 профессиональных театров, в том числе 8 театров республиканского подчинения. Принимаются меры по развитию белорусской кинематографии, продолжается планомерная работа по модернизации киносети, развиваются локальные сети кабельного телевидения.

8.В профессиональном музыкальном и хореографическом искусстве осуществляются целевые программы концертного обслуживания населения, ведется пропаганда высоких образцов классического искусства. В республике плодотворно работают более 70 оркестров и ансамблей, 13 концертных организаций.

Национальной гордостью являются: Государственный академический народный хор имени Цитовича; Государственная академическая хоровая капелла имени Ширмы; Государственный академический народный оркестр имени Жиновича; Государственный ансамбль танца; Белорусский государственный хореографический ансамбль «Хорошки» и многие другие.

9. Растет количество различных фестивалей и смотров. Широкую известность в республике и за ее пределами получили Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», Международный музыкальный фестиваль «Золотой шлягер», «Белорусская музыкальная осень», «Минская весна», региональный фольклорный фестиваль «Палескі карагод» в г. Пинске,  Республиканский фестиваль хореографии в г. Бресте, камерной музыки в Заславле, международный кинофестиваль «Лістапад» и др.; международные фестивали средневековой культуры в Несвиже, Новогрудке, Заславле;

Всего в Беларуси постоянно действует более 30 международных, республиканских и региональных фестивалей.

10. В настоящее время в республике действует 61 Дом ремесел и 46 Домов фольклора. На развитие самодеятельного художественного творчества направлена работа более 25 тыс. кружков и коллективов при клубных учреждениях. Важнейшей составляющей культуры являются музеи. В республике действует 185 музеев с учетом филиалов. На их общем балансе находится около 2,5 млн уникальных экспонатов. Ежегодно в музеях открываются выставки самой разнообразной тематики. Большое значение для будущего страны имеют реставрация и введение в культурный оборот памятников истории и культуры, исторических комплексов, заповедных территорий, мемориальных парков как важнейшей части общенациональной программы сохранения и развития культуры.

11. Особое внимание уделяется вопросам развития библиотечного дела. В республике действуют более пяти тысяч публичных библиотек, в фондах которых насчитывается свыше 70 млн экземпляров книг. Выдающимся явлением культурной и социально-политической жизни стало строительство Национальной библиотеки Беларуси. Она оснащена самыми современными технологиями хранения и передачи информации. Библиотека является не только  украшением столицы, но стала символом современной просвещенной Беларуси.

12.Средства массовой информации и развитие информационной культуры. Место и значение СМИ в жизни современного трудно оценить однозначно. С одной стороны, они имеют огромное влияние на общество, поэтому и говорят, что СМИ являются четвертой властью. С другой стороны – усиливается контроль над самими СМИ со стороны политических  и экономических структур.

СМИ: совокупность средств распространения информации на массовые аудитории на каком-либо материальном носителе, разделяются на печатные, электронные и Интернет-СМИ;

Роль СМИ в сфере  культуры тоже неоднозначна. СМИ очень  сильно расширяют возможности человека в его доступе к достижениям  культуры, но в то же время именно СМИ стали главным фактором «массовизации» и стандартизации культуры, именно СМИ стали главным фактором коммерциализации культуры. СМИ стали «диктовать» писателям, композиторам, художникам, что писать и как, чтобы быть понятыми и принятыми массовой аудиторией, и тогда они получат высокие доходы.  СМИ способствуют быстрому продвижению многих деятелей культуры (так называемая «раскрутка»). Зависимость культуры от СМИ приводит к потере ее самостоятельности, делает ее зависимой от СМИ. Культура, как и сами СМИ начинают существовать развиваться в «рейтинговых» критериях, что приводит к необходимости ориентироваться на вкусы тех, кто формирует  рейтинги и голосует за рейтинги. Несмотря на рост числа театров, выставок, концертов, культурных обменов, в обществе наблюдается такое явление как «культурная деградация», которая делает невозможным инновационный путь развития страны, так как общество утрачивает возможность воспринимать  знания. Поэтому одной из важнейших задач политики в области культуры становится  формирование в обществе высоких стандартов в отношении   той продукции, которая производится духовным производством, повышения требовательности к ее морально-нравственной составляющей.

 

13.Политика в области здравоохранения.

    • Здравоохранение - система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний; а также система специальных институтов и организаций, которые их осуществляют, способы  их формирования и деятельности.

14. Главные задачи системы здравоохранения - это охрана здоровья населения и оказание медицинской помощи.

    • Охрана здоровья - это совокупность  мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья настоящего и будущих поколений людей.
    • Медицинская помощь - комплекс медицинских мероприятий по сохранению и укреплению здоровья людей, включающий профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию, протезирование.

 

Основой системы здравоохранения Республики Беларусь является государственное здравоохранение.

Государственная система здравоохранения включает Министерство здравоохранения Республики Беларусь, управления (комитеты) и отделы здравоохранения местных исполнительных и распорядительных органов, отраслевые органы управления министерств, а также подведомственные им организации здравоохранения, медицинские учреждения образования и научно-исследовательские организации.

15. Основными направлениями государственной политики в области охраны здоровья населения являются:

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения;
  • профилактическая работа, направленная на  сохранение здоровья населения;
  • приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей;
  • контроль со стороны Министерства здравоохранения Республики Беларусь над деятельностью в области здравоохранения;
  • содействие развитию медицинской науки

Финансирование  государственного здравоохранения  осуществляется из средств республиканского и местных бюджетов из расчета  потребности расходов на оказание медицинской помощи на одного жителя.

 В целях  профилактики заболеваний, непрерывности  медицинского наблюдения и лечения  граждане Республики Беларусь  закрепляются за организациями  здравоохранения по месту жительства, а при наличии ведомственных  организаций здравоохранения - также и по месту работы, службы, учебы.

16.Медицинская помощь населению включает первичную медико-санитарную помощь (в том числе скорую медицинскую помощь) и специализированную медицинскую помощь.

Первичная медико-санитарная помощь является основным и доступным для каждого человека видом медицинской помощи и включает лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний, родовспоможение, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинскую профилактику заболеваний, гигиеническое обучение, проведение мер по планированию семьи, охране материнства, отцовства и детства, проведение других мероприятий.

Специализированная  медицинская помощь оказывается  врачами-специалистами при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.

Скорая медицинская  помощь - вид медицинской помощи, оказываемой пациентам по жизненным  показаниям.

Скорая медицинская  помощь оказывается пациентам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастный случай, травма, отравление, другие состояния и заболевания), и осуществляется безотлагательно государственной службой скорой медицинской помощи.

17.Граждане Республики Беларусь имеют право получать лечение в санаториях и санаториях-профилакториях за счет собственных средств, средств государственного социального страхования, средств республиканского и местных бюджетов, средств физических и юридических лиц.

Лечение детей  в детских санаториях и санаториях для родителей с детьми осуществляется бесплатно.

18.В Республике Беларусь материнство охраняется и поощряется государством. Женщинам создаются условия, позволяющие сочетать труд с материнством, обеспечиваются правовая защита. Беременной женщине гарантируется медицинское наблюдение в государственных организациях здравоохранения, стационарная медицинская помощь во время и после родов, а также лечебно-профилактическая помощь и медицинское наблюдение за новорожденным.

Государство гарантирует беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет полноценное питание, в том числе в случае необходимости обеспечивает их продуктами питания через специализированные пункты питания и магазины по медицинскому заключению в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Государственные организации здравоохранения осуществляют наблюдение детей и подростков в  возрасте до восемнадцати лет.

Важнейшим направлением государственной политики в области  здравоохранения является  организация  бесплатных консультаций по вопросам планирования семьи, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические и другие обследования в государственных организациях здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства.

19. Государственные органы и иные организации здравоохранения организуют и осуществляют специальные меры профилактики заболеваний и лечение лиц, имеющих заболевания, представляющие опасность для здоровья населения.

Государство обеспечивает систему мер по предупреждению и  лечению алкоголизма, наркомании и  токсикомании.

Информация о работе Развитие культуры и укрепление здоровья нации