Развитие науки и искусства в эпоху Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:47, реферат

Описание работы

XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь начало распространяться вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального благоденствия, - вот характер эпохи Просвещения.

Содержание работы

1. Эпоха Просвещения. Общие сведения. Наука.
2. Тенденции развития искусства.
3. Список литературы

Файлы: 1 файл

Развитие науки и искусства в эпоху Просвещения.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Тенденции развития искусства.

Искусство революционной поры, яркая  страница художественной культуры, логически  вписалось в художественный контекст Просвещения, с которым генетически связано основными своими идеями. В его эстетических потребностях и критериях полно и разносторонне отображены антифеодальный пафос Просвещения, его философские, социальные и моральные засады, своеобразное понимание «природного человека», природы, ума. На вере в общечеловеческое единство, общность кардинальных заданий, возможность быть «гражданином мира» основывалось искусство.

Вместе с тем просветительское движение неоднородное, в середине него кипели страсти, продолжалась борьба между разными течениями. Богоборство Вольтера, которое осуждал Галлер, было вполне осмыслено сравнительно с радикализмом Руссо, который в свою очередь отступал перед смелой позицией Мелье, Морелли, Мабли, Дюлорана. Своеобразный отклик эти процессы получили в просветительской эстетике: в спорах апологетов классицизма с его принципиальными противниками, Руссо – с энциклопедистами, Гердера – с Кантом. К тому же  взгляды на искусство изменялись даже в пределах одной творческой биографии, как это случилось с Гетте и Шиллером, которые перешли с позиции «Бури и давления » на платформу веймарского классицизма.

Чувствительной к изменениям оказалась  музыка, освоив драматизм тематики, бурные страсти, драматические развития мысли, резкие контрасты. В результате рождаются большие циклические формы, оперы, оратории. Параллельно происходят процессы замены придворной «серьезной оперы» бытовой комической, которая выражает демократические идеалы широких масс;  в вокальное и инструментальное творчество проникает народная песня, массовые жанры активно влияют на симфонические и оперные творения.

Творческая индивидуальность большинства  мастеров того времени складывалось в недрах барокко. Барочными были образы коллизии опер Генделя, его инструментальная музыка, но мощность фантазии, сила чувств, зримость образов в сочетании с эпической величиной и героическим оптимизмом зрелого этапа его творчества преодолели границы концепции барокко. Работая в Англии, немецкий органист и композитор оказался в той революционной атмосфере, героическое напряжение которой вдохновляло на поиск соответственных сюжетов. Их источником для Генделя стала Библия, сюжеты которой определили около тридцати его монументальных ораторий.

Барокко, драматический, контрастный, психологически-острый стиль, углубляет, развивает и перерабатывает Бах, изменяя тематику, трактовку форм, средства музыкального выражения. Он практически создает собственный стиль, не похожий на пышную, тяжелую манеру старых мастеров, возносится к вершинам искусства полифонии, наполняя свои множественные произведения гуманистическими идеями, живыми образами, жанровыми эпизодами. Апогеем творчества Баха становятся Евангельские легенды («Страсти по Иоанну»,  «Страсти по Матфею»), их образы избавляются от мистического ореола, приближаются к людям жизненностью своих страданий. В этих величественных трагедиях (написанных для трех хоров и двух органов) возродилась к новой жизни прекрасное наследие народа. В этой музыке слышалось все: и хождение Христа, который шел на смерть,  и боль рыдающего Петра, и ненависть, страх и раскаяние толпы. Но все превышала, окрыляя человеческие души, красота духовного подвига.

Прежде чем музыка пришла к обобщающему  стилю венских классиков, в  XVIII веке произошло несколько так или иначе связанных с Просвещенством «молодых» стилей, что формировали вкусы общества. Их общая цель – стильное облегчение, отказ от религиозной тематики, сложных концепций, декоративной пышности – выражались по разному: стремление к утонченному и грациозному поверхностному рокко (в границах классической французской оперы), к наивно-реалистичному «молодому» стилю итальянцев (Порголези и Вивальди) или искреннего раскрытия чувств в сентиментализме (мангеймская школа, Пиччини и др.). Так стилем передового искусства, который создавался в революционное время, стал стиль венских  классиков. Их творческие индивидуальности оказались такими выдающимися, что говорить про каждого – это говорить про явление мирового значения. На первый взгляд, между операми Глюка, «парижскими» симфониями Гайдна и Пятой симфонией Бетховена пролегает целая эпоха, но это только этапы в развитии единого большого стиля школы, которая питала музыку от конца 60-х годов XVIII столетия до начала 1810-х годов.

Без сомнения, Глюк, ранний представитель  этой школы, связанной с театром  предреволюционной Франции, представляет передовой, просветительский классицизм XVIII столетия с его общественным пафосом, героикой, идейно насыщенными образами. Автор оперной реформы, подготовленной идеями эстетики просветительства, Глюк провозгласил «простоту, правду и природность» едиными критериями красоты для всех творцов искусства. Его искусство близко стоит к трактовке в живописи античных сюжетов и характеров накануне французской революции. Совсем другой Гайдн, который принес в музыку мировосприятие австрийского крестьянина. Его творчество обозначено ярким колоритом, точной жанровостью, поэтизацией природы, сочным восприятием быта, добротой и лукавством, а симфонии и оратории философски обобщают основные представления автора о смысле жизни.

В русле классицизма, что поднялся в революционную эпоху и имел огромные возможности идейных и художественных обобщений, развивалось творчество Моцарта, которая глубже отображала жизненные противоречия. Их основное содержание – человеческая драма, столкновение сильных характеров, раскрытие психологии борьбы ради утверждения гуманистического идеала. Моцарт всегда воспевает красоту жизни и наличие в трагическом видит поэзию, ища равновесие между верованиями пристрастий и гармонией мира.

Вся художественная жизнь Европы периода  Просвещения развивалась под сильным влиянием его идей, которые зародились в Англии, окончательно выкристаллизовались, сформировалась как идейное движение во Франции. С упадком абсолютной монархии в искусстве начинается поиск той эстетической сущности, которая б адекватно отражала процессы, которые происходили в обществе. Лидером в этом становится Франция, которая на протяжении десятилетий сохраняет высокое звание культурного центра Западной Европы и законодателя художественных нововведений. По этому анализ искусства эпохи Просвещения есть прежде всего рассмотрением французского художественного наследия – яркой, сложной и самобытной. В ней получили развитие все те процессы, которые характеризовали вступление европейских стран в новую эпоху.

Основой на  котором позже всходят побеги Просвещения, было искусство рококо (франц. rococo, от rocaille – декор, мотив в виде черепашки), подчеркнут светский характер которого стал победоносным аргументом в борьбе с религиозным искусством. Более камерное и интимное, искреннее связанное с бытом человека, оно изменило барокко, совпало с чувством шаткости существования, тревоги за будущее, предсказанием тяжелых, грозных времен, желанием успеть взять все от жизни, которые охватили общество в первые десятилетия XVIII столетия.

Последующая природа этого своеобразного стиля проявилась в живописи Жана-Антуана Ватто, Франсуа Буше, Жанна-Оноре Фрагонара.

В поисках идеала человека, который  отвечал бы новым реалиям эпохи, происходит активное обращение к  таким понятиям, как духовная природа, совершенство, красота. В одну концепцию их объединил немецкий историк искусства Винкельман, яркий представитель эстетики Просвещения.

Изменение акцентов происходит в трагедии. Содержание, только формально сориентированный на авторитет Буало и художественные образцы Корнеля и Расина, под влиянием творчества Вольтера начинает разворачиватся не в идеализированном, а в реальном обществе, где составные – реальные личности. Истинно новаторской на кануне революции становится драма, которая делает своим героем простого человека, избавляя ее такой привычной для всех немоты.

В центре всех философских школ, систем, течений того времени находится, как правило, активно действующий  субъект, способный познавать и  изменять мир в соответствии со своим  разумом. Разум, как сущностная характеристика субъекта, выступает в рационализме как предпосылка и как наиболее яркое проявление всех других характеристик: свободы, самодеятельности, активности и т.д. Человек, как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношения на разумных основаниях.

Однако, общая позиция представителей различных философских школ, течений  и направлений эпохи Просвещения  не исключала различного решения  ими как мировоззренческих вопросов, так и конкретных проблем теории познания. Поэтому при анализе методологии рационализма наряду с вычленением общих положений необходимо акцентировать внимание и на различии учений.

Весь рационализм при построении философской теории исходит из установки  о подобии и конечном совпадении результатов человеческой деятельности. Мир предстает в рационалистических системах законообразным, самоупорядоченным, самовоспроизводящимся.

Но в конкретной интерпретации  устройства этого мира представители  различных мировоззренческих ориентаций обнаруживают различные подходы. Идеалистический рационализм мистифицирует рациональный аспект взаимоотношения человека с миром и стремится доказать, что разумное, рациональное существует вне и независимо от человеческой деятельности и ее объективации.

Важную роль в философии нового времени играла идеология Просвещения, представленная в XVIII веке в Англии, прежде всего Локком, во Франции  – плеядой материалистов: Вольтером, Дидро, Гольбахом и другими, а  в Германии – Гердером, Лессингом. Критика религии, теологии и традиционной метафизики составляла основной пафос просветителей, идейно подготовивших Французскую буржуазную революцию.

Именно проблемный анализ позволит подойти к истории философии  не как к антикварному наследию, и не как к музейному экспонату, а как к живому и по сей день актуальному богатству человеческой мысли, имеющему не переходящую ценность.

 

 

Список литературы.

 

 

С. М. Каверина «История маровой культуры» Киев  1999

Козьма Этолийский, Didaches (Поучения), Афины, 1979

Франк, С.Л., Духовные основы общества в: "Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли", Л., 1991

Грицопулос, Т., «Кульруры разных стран», тт. 1-2, Афины, 1966-1971

Яннарас Х, Orthodoxia kai Dysi (Православие и Запад), Афины, 1966

http://webvip.narod.ru/aforzm/aforizm3.htm


Информация о работе Развитие науки и искусства в эпоху Просвещения