Развитие рекламной индустрии Японии в послевоенный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Япония - страна экономического успеха, сумевшая в исторически короткий срок стать одним из мировых лидеров. Ее новейшая история началась в 70-х годах XIX в., когда Япония вышла из феодальной изоляции с сильным национальным консенсусом: избежать участи колонии Запада. Японии нужны были западные технологии и институциональные примеры, и все это было импортировано и усвоено. Ускоренная индустриализация опиралась на внутренние финансовые и людские ресурсы без прямой финансовой помощи стран Запада

Файлы: 1 файл

«Развитие рекламной индустрии Японии в .doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Первой современной  газетой была "Nagasaki Shipping List and Advertiser", выходившая дважды в неделю с 1861 г. под редакцией англичанина А.У.Хэнсарда в Нагасаки. В 1862 г. сёгунат Токугава приступил к изданию газеты "Кампан Батабиа Симбун", являвшейся переводным и повторно отредактированным вариантом газеты "Javasche Courant" - органа голландского правительства в Индонезии. Обе эти газеты содержали только зарубежную информацию. Газеты, сообщавшие местные новости, были основаны японцами в Эдо (ныне Токио), Осака, Киото и Нагасаки в 1868 г. Газета "Тюгай симбун", основанная Янагава Сюнсан, бывшая типичной для публикаций стартового периода и послужившая моделью для более поздних изданий, помещала на своих страницах как местные новости, так и сокращенные переводы из зарубежных газет. Первая японская ежедневная газета - "Ёкохама Майнити Симбун" - начала выходить в 1871 г. Газеты "Токё нити нити симбун" (предшественница "Майнити симбун"), "Юбин хоти симбун" (предшественница "Хоти симбун") и старейшая из существующих до сих пор местных газет - "Котю симбун" (предшественница "Яманаси нити нити симбун") стали печататься в 1872 г.

К большинству тогдашних  газет относились как к "политическим форумам", поскольку они настаивали на учреждении национального парламента и публиковали политические взгляды участников "Движения за свободу и народные права" (Дзию минкэн ундо). Но после создания парламента газеты, по существу, трансформировались в органы только что сформированных политических партий. Газеты эти именовались "большими газетами" (осимбун). Наряду с ними имелись "малые газеты" (косимбун) - весьма популярные издания, публиковавшие местные новости, истории, представлявшие интерес для широких кругов общественности, и легкую беллетристику. Типичным примером в данном случае может служить газета "Ёмиури симбун", которая начала выходить в 1874 г. В конце 70 –х, начале 80 - х гг., частично из - за провала "больших газет", обусловленного сильнейшим прессингом со стороны правительства, в стране одна за другой стали выходить все новые и новые, неангажированные газеты, публиковавшие беспристрастную информацию. В 1879 г. в Осака была основана газета "Асахи симбун", а в 1882 г. - "Дзидзи симпо" в Токио. Начало 90 - х годов ознаменовалось созданием информационных агентств. Резкое увеличение тиражей, сделавшееся в 90 - е годы возможным вследствие широкого использования ротационных машин, а также рост рекламного дела превратили газеты в крупные коммерческие предприятия.

Когда Кантоское землетрясение 1923 г. разрушило большую часть Токио, "Асахи симбун" и "Майнити симбун", базировавшиеся в Осака, буквально за ночь стали крупнейшими общенациональными газетами, практически господствовавшими над всей газетной индустрией. "Асахи симбун" сохраняет за собой преимущественное положение и поныне.

Деятельность японских газет по формированию общественного  мнения постепенно свертывалась, ибо  они все больше интересовались извлечением  прибыли и были вынуждены реагировать  на запросы куда более широкой  аудитории, чем прежде. Мощное давление со стороны властей и военных кругов лишало газеты возможностей проведения твердой редакционной политики. С началом японо - китайской войны в 1937 г. пресса была поставлена под абсолютный правительственный контроль и находилась в этом незавидном положении вплоть до окончания Второй мировой войны. Снабжение газетной бумагой подверглось строгому рационированию, и многим газетам пришлось слиться. Число их сократилось с 848 в 1939 г. до 54 в 1942 г.

Свободная конкуренция  газет возродилась после отмены регламентаций военного времени, проведенной американской оккупационной администрацией, и снятия контроля над газетной бумагой в 1951 г. Система утренних и вечерних выпусков одной и той же газеты, которая была приостановлена, также восстановилась, и ведущие газеты начали печатать местные издания, что еще больше обострило конкуренцию между ними. Послевоенная популярность еженедельных журналов, юмористических журналов и телевидения вынудила большинство ведущих газет сконцентрироваться на новостях и рекламе. Как это имело место и в других странах, прогресс радио и телевидения лишил японские газеты их преимуществ по части мгновенного отклика на происходящие события и заставил обратиться к аналитическим статьям и комментариям новостей. В конце 70 - х и на протяжении 80 - х годов японские газеты неуклонно повышали техническую эффективность своих операций посредством их полной компьютеризации, включая передачу репортажей, редактирование, набор и печатание, и использования спутниковой коммуникации.

Общий тираж ежедневных японских газет превышает 55 млн. экземпляров. Почти 600 экземпляров приходится на 1000 человек населения. Общенациональные газеты сосредоточивают в своих  руках 88,5% тиража, спортивные - 11,5%, утренние - 57%, вечерние - 4%, а публикующие утренние и вечерние издания - 39%. Пятью крупнейшими ежедневными газетами (в порядке убывания тиражей) являются : "Ёмиури симбун", "Асахи симбун", "Майнити симбун", "Нихон кэйдзай симбун" и "Санкэй симбун", входящие в десятку ведущих газет мира. Объем каждой из газет, принадлежащих к первой тройке, - 24 полосы утром (до 14 выпусков со сменными полосами) и 8 - 16 полос вечером (до 4 выпусков со сменными полосами). Поддерживая свои общенациональные сети доставки выпусков на дом читателям, пятерка главных газет монополизирует более 53% суммарного тиража. Почти десятимиллионные утренние тиражи "Ёмиури симбун" и "Асахи симбун" пользуются особой популярностью в крупных городах типа Токио и Осака и их окрестностях. Многие префектурные газеты держат под своим контролем более 50% газетного тиража в местах издания.

На первых порах продажа  японских газет осуществлялась на основе консигнационной отправки в магазины. Однако редакция газеты "Токё нити-нити симбун" инициировала систему доставки выпусков на дом читателям, которая была быстро воспринята и другими газетами. В 1903 г. газета "Хоти симбун" учредила эксклюзивное дилерство для доставки только собственного издания в масштабах всей страны. При этом дилеры отвечали не только за поступление газеты читателям, но и за подписку на нее. Известия о значительном увеличении тиража "Хоти симбун" в результате этого мероприятия побудили и другие газеты к созданию собственных дилерств, и их монопольная система окончательно сложилась в 1930 г. Нельзя в связи с этим не отметить, что и в наши дни удельный вес розничной продажи газет ничтожно мал. 93% тиража ежедневных газет (и 99% пяти главных из них) доходит до читателей не через киоски, а через специальную службу доставки, создаваемую каждой газетной компанией на местах. Таким образом, между газетой и подписчиком никто не стоит - "своя" газета сама приходит на дом, и это укрепляет у читателя ощущение прямого контакта с ней. Этим же обстоятельством во многом объясняется чрезвычайно сильное влияние газет на массовое сознание японцев, их важная роль в формировании общественного мнения. Характерно, что основная читательская аудитория "Ёмиури симбун", "Асахи симбун" и "Майнити симбун" (43 - 50%) состоит из самостоятельных хозяев, служащих среднего уровня и высококвалифицированных рабочих. Заметная доля (12 - 25%) приходится на категорию управляющих. Среди читателей этих газет весьма много (30 - 40%) мелких служащих, рабочих средней квалификации, а также крестьян.

Телевидение в  Японии.

 

Телевизионное вещание  в Японии начала в 1953 г. государственная телерадиовещательная корпорация "Ниппон Хосо Кёкай" (NHK). Телевизоры с черно-белым изображением быстро распространились в стране в 1959 г., причем этот процесс подстегнула свадьба нынешних императора и императрицы. Сбыт телевизоров с цветным изображением резко увеличился во время Токийских олимпийских игр в 1964 г., и к середине 70-х годов они практически вытеснили телевизоры с черно - белым изображением. На первых порах телевизору принадлежало почетное место в домах японцев. Они служили своего рода магнитами, вокруг которых собирались все члены семьи. Однако по мере диверсификации жизненных стилей и увеличения числа телевизоров в расчете на одно домашнее хозяйство до двух и трех просмотр телепрограмм стал все больше приобретать индивидуальный характер. Реагируя на этот сдвиг, авторы телепрограмм постарались приспосабливать их к интересам и вкусам специфических возрастных групп зрителей. Так, учет потребностей молодежи привел к организации послеполуночных передач с включением не только информационно ориентированных программ, но и кинофильмов, дебатов на различные темы и т.п.

В настоящее время  средний японец проводит у домашнего  телевизора по 3 часа 32 минуты в рабочие  дни и до четырех часов в  выходные. Чем старше человек, тем  больше времени проводит он у телевизора, а 36% японцев ежедневно смотрят телевизор четыре и более часов. При этом 20% чувствуют себя одиноко и неуютно без включенного телевизора, 37% зрителей смотрят телевизор в одиночестве, 79% предпочитают определенные телепередачи в определенное время, а при выборе программ 60% руководствуются информацией, почерпнутой из газет. Телепередачи в районе Токио ведутся по семи обычным и десяткам спутниковых каналов. В любой точке страны можно принимать как минимум три программы. Сегодня в Японии насчитывается около 800 телевизионных сетей с 33,5 млн. подписчиков.

Система японского телерадиовещания состоит из упоминавшейся корпорации NHK и коммерческих компаний. Если единственный источник финансирования NHK - ежемесячная плата абонентов, то коммерческие телекомпании существуют за счет доходов от рекламы (на телевизионную рекламу приходится примерно 30% общих рекламных расходов в стране). NHK принадлежат 2 телевизионных канала (один из них образовательный), 2 канала спутниковой связи, 2 средневолновых радиоканала (один из них также образовательный), один УКВ (FM) канал. Кроме того, NHK обслуживает разветвленную сеть зарубежного телерадиовещания.

 

По состоянию на начал XXI в., в Японии имелось 132 коммерческих телекомпании. Пятерка ведущих находится в Токио. Она осуществляет вещание на всю страну и руководит деятельностью других компаний. В состав пятерки входят : NTV (первая коммерческая студия, начавшая работу в августе 1953 г . ; с ней сотрудничают 30 телестанций; имеет филиал в Москве ; основной владелец акций - концерн "Ёмиури"); TBS (ведет радиопередачи с 1951 г . и телепередачи - с 1965 г . ; в ее сеть входят 28 телевещательных компаний); TV Tokyo (функционирует с 1959 г ., объединяя 5 телестанций); FT (основана в 1959 г . , является крупнейшей коммерческой телерадиовещательной компанией Японии ; в системе ее вещания - 37 радиостанций с ежедневной аудиторией, превышающей 96 млн. человек, 27 телевизионных каналов в Японии и 20 за границей ; начиная с 1997 г . это один из лидеров в производстве и развитии цифрового вещания ; в 1998 и 1999 гг. FT начала телевещание по двум новым спутниковым каналам. В FT входит компания "Fuji Pony", специализирующаяся на видеопродукции); TV Asahi (появилась в 1959 г . ; в ее сеть входят 22 телестанции местного и 20 - зарубежного вещания ; профилирующим видом деятельности TV Asahi является предоставление информационных программ).

Судя по итогам опросов  телезрителей, самыми популярными у  них телепрограммами являются следующие: информационные программы (72%), прогноз погоды (56%), телеспектакли (48%), спортивные программы (38%), музыкальные программы (36%), культурные программы - природа, история, путешествия (30%), эстрадные концерты (29%), политические, экономические и социальные программы (24%), ток - шоу (22%), кинофильмы (20%), программы типа "Сделай сам" (19%), шуточные викторины (17%), юмористические программы (14%), образовательные программы (12%) и мультфильмы (9%).

Появление новых технологий открывает возможности создания неведомых прежде форм телерадиовещания. Например, наблюдается внушительный прогресс в области спутникового и цифрового телевидения, а также "телевидения высокой четкости" (Hi - Vision) и кабельного телевидения (CATV). Спутниковое телевещание через специальные спутники в аналоговом стандарте BSAT - 1a появилось в апреле 1997 г . и ныне осуществляется тремя каналами : NHK BS Channel 1, NHK BS Channel 2 b WOWOW (первый частный спутниковый канал). Число подписчиков обоих каналов NHK превышает 10 млн., а канала WOWOW - 2,5 млн. С октября 1997 г . 8 телекомпаний ежедневно в течение 17 часов ведут телевещание в стандарте Hi - Vision, известном высоким качеством видеоряда и звука. В декабре 2000 г . было начато вещание в стандарте Hi - Vision с помощью спутника BS в новом цифровом формате BSAT - 2a. Шесть из семи существующих каналов принадлежат NHK. CATV стало реальным соперником традиционного телевидения. Первоначально оно было введено главным образом в помощь жителям ряда районов, где вследствие топографических причин прием телесигналов оказывался невозможным. В начале 90 - х годов в крупных центрах появилось городское CATV, которое способно предоставлять десятки каналов (в начале XXI в. их было 74). Число подписчиков кабельного телевидения увеличилось с 4,6 млн. в мае 1997 г . до более 17 млн. в 2002 г . Внедрение передовых технологий обещает значительно расширить возможности телевидения и повысить степень удовлетворенности им в среде телезрителей.

 

 

Радио в Японии.

 

Первые радиопередачи в режиме амплитудной модуляции начались в Японии в 1925 г. силами компании NHK, а первые коммерческие радиостанции, работавшие в том же режиме, появились в Нагое и Осаке в 1951 г. К середине 50 - х годов коммерческие радиостанции вели передачи на всю страну. Радио быстро сделалось самым популярным "развлекательным" средством массовой информации для японских семей, которых особенно привлекали радиоспектакли драматического и юмористического содержания, эстрадные концерты, спортивные репортажи в прямом эфире и образовательные программы.

Стремительное распространение телевидения в конце 50 - х годов вызвало падение интереса к радиовещанию у массы слушателей. С целью вернуть себе былую аудиторию радиостанции разработали и освоили так называемые программы "общего интереса" в прямом эфире, а также программы с телефонными звонками слушателей ведущим радиопередач. Программы эти использовали такие преимущества радиовещания, как характерные для него непосредственность, мобильность, способность оперативного освещения неожиданных и быстро развивающихся событий.

К концу 60 - х годов радиостанции вернули себе многие из утраченных ранее позиций, причем выдающуюся роль в этом "втором пришествии" сыграла осуществленная ими "сегментация аудитории". Программы стали адресоваться весьма и весьма специфическим представителям огромной армии слушателей в соответствии с господствовавшими тенденциями отхода от общесемейного, коллективного прослушивания к индивидуальному, к первоочередному учету личных предпочтений, доставляющих удовольствие от тех или иных передач. В качестве примера можно упомянуть о послеполуночных программах для молодежи. "Сегментация аудитории" заложила основы формата радиопрограмм, который продолжает использоваться вплоть до настоящего времени.

Информация о работе Развитие рекламной индустрии Японии в послевоенный период