Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:34, реферат
Религия - многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации. Во взаимодействии с искусством религия обращается к духовной жизни человека и по-своему интерпретирует смысл и цели человеческого бытия. Искусство и религия отражают мир в форме художественных образов, постигают истину интуитивно, путем озарения. Они немыслимы без эмоционального отношения к миру, без развитой образности, фантазии. Но искусство имеет более широкие возможности образного отражения мира, выходящие за пределы религиозного сознания.
2.3. Научное знание в системе индо-буддийской культуры.
Почитание знаний – отличительная черта индо-буддийской культуры. Древнеиндийские афоризмы гласят: «Высшим благом среди всех зовут знание: его не отнять, оно неоценимо, оно никогда не иссякает», «не сравнится власть с ученостью. Царя чтут лишь в его стране, ученного – повсюду», «лишенный знания – словно скотина».
Учиться в Индию приезжали из многих стран, а индийские специалисты по математике, медицине ценились в арабских, персидских, и среднеазиатских странах.
Особым почетом в Древней Индии пользовались астрономия и математика. Именно древнеиндийским мудрецам принадлежит честь изобретения десятичной системы счисления и знака «нуль».
Религиозно-практический характер носили и занятия химией и медициной. Индийские химики достигли больших успехов в области термической обработки металлов, кальцинирования и дестилляции. Химические знания применялись при изготовлении красок, лекарств, препаратов из ртути. Индийские ученые написали ряд работ по терапии и хирургии, и им же принадлежит догадка относительно кровообращения.
Отставая в области конкретных
научных исследований, Индия имеет
огромный задел для стратегической
линии развития науки. Западноевропейский
рационализм находится в
И в настоящее время для русского народа сохраняют свою ценность достижения индийского искусства и индийской литературы. «Что остается мне делать там, где воруют и сам царь, и его советники, и главный жрец? Каков царь, таковы и подданные». И что можно возразить против мудрых слов Р.Тагора: «Зло не может быть позволить себе быть побежденным, Добро – может». Это не просто житейский совет, это принцип общественной жизни, которому, к сожалению, еще предстоит утвердится в умах людей и стать их политической прозорливостьюи мудростью.
3. Мир исламской культуры.
3.1. Картина мира. Идея последовательного монотеизма.
По сравнению с конфуцианско-
Издревле в Аравии жили арабские племена, занятием которых было скотоводство. Но существовали и оазисы, которые посредничали с торговых операциях меджу различными странами. Одним из этих торговых центров была Мекка, населенная в основном племенем курейш. Племенной бог курейшитов Аллах почитался особо. Считалось, что он воплотился в черном камне, который был вделан в стену храма Каабы, и по своей ритуальной значимости превосходил остальных племенных богов.
Курейшиты распадались на ряд родов: Хашим, Омейя, и т.д.Омейя главенствовали в племени, а Хашим дал Мухаммеда, ставшего пророком Аллаха на земле.
Смерть Мухаммеда обнажила проблему религии и власти. Пока жив был пророк, не существовало сомнений, что ему принадлежит верховная политическая власть. Но кто заменит пророка? На пост халифа, заместителя пророка, был выбран Абу Бекр, который организовал ряд воинственных походов во имя Аллаха и стал главой обширного Арабского халифата. После него халифами были Омар и Осман, а затем в исламском мире возник глубокий раскол, ставший характерной особенностью мусульманской культуры.
Началась довольно быстрая исламизация покоренных народов. В определенной степени народы уже подготовлены к единобожию, отказывались от своих племенных богов и принимали культ единого великого Бога. К тому же арабские халифы экономически поощряли переход христиан и зороастрийцев в мусульманство. Естественно, что население завоеванных территорий от Испании до Средней Азии за экономическое послабление готово было поклоняться Аллаху.
В центре арабо-исламской, а затем и тюрко-исламской культуры находится Коран, в котором сосредоточено мировоззренческое ядро исламского мира.
Культ Аллаха включает признание его как всемогущего, бессмертного, милостивого и милосердного бога, от которого зависят жизнь и смерть всех живых существ. Именно такое признание и требовалось от желающего исповедовать ислам. Надо было при свидетелях сказать: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник божий». Этот акт воспринимался как заключение договора с Аллахом, в силу чего вероотступничество исключалось. В подтверждении всесилия Аллаха вероотступников карали смертью.
Ограниченностью культурного мира ислама можно объяснить утверждение Корана, что Земля – неподвижная плоскость. В одном из хадисов IX в. говорится: Земля (держится) на роге быка, а бык на рыбе, а рыба на воде, а вода на воздухе, а воздух на влажности, а на влажности обрывается знание знающих».
Постепенно и в исламской культуре пробила себе дорогу научная точка зрения на Вселенную. Однако путь этот был более длительным и трудным, чем в западноевропейских странах. Политическое влияние духовенства, застойный характер общественных отношений в странах исламского мира, отстаивание этих стран в области науки и техники – все это сдерживало проникновение в исламскую культуру научной картины мира. И по сей день для многих мусульман авторитетное слово Аллаха значительнее научных истин.
3.2. Теократическая идея социального мира.
В отличие от христианства ислам никогда не был религией угнетенных. Он формировался как идеология религиозно-политической организации арабских племен, вынужденных отстаивать свои экономические, торговые интересы. Поэтому в исламе сразу же сформировалось жесткое представление о власти и политической организации уммы. Можно сказать, что ислам оказался идеальной религиозно-политической основой для централизованного государства и ведения военных действий против неверных.
В силу своей внутренней
сплоченности, устойчивости к внешним
переменам и преданности
Проблема мусульманского культурного наследия – одна из ключевых в национально-освободительном движении стран исламского мира. Неоднозначное понимание особенностей и специфики мусульманской культуры обусловливает острую полемику вокруг этой проблемы, столкновение различных социально-политических сил – от прогрессивных деятелей культуры, до представителей панислама и мусульманского национализма. Тезис о единой мусульманской культуре нередко используется реакционными силами для разжигания национализма, противопоставления мусульманских народов немусульманским, при этом игнорируется специфика национальных культур отдельных народов, исповедующих ислам.
3.3. Художественные традиции исламского мира.
Исламская культура богата философскими и художественными традициями. Философия (фалсафа) представлена Фараби, Ибн Синой, Ибн Рушдом и другими, внесла весомый вклад в мировую мысль.
В целом философия мусульманского средневековья ориентирована на античные модели. Основное содержание фалсафы составили идеи единства бытия, безначальности и вечности мира и подчинения его действию естественных законов. На целенная на земную жизнь человека, философия Востока была связана с развитием наук о природе, выработкой научных методов исследования и утверждением рационалистического мировоззрения, выдвижением разума в качестве мерила истины, а логики – в качестве способа ее получения и обоснования.
Художественная культура исламского мира своеобразна. В ней нет живописи, так как запрещалось изображать Аллаха и все божественное. Но в ней получает самое широкое распространение поэзия. Халифы, шахи и султаны содержали армию придворных поэтов и не жалели средств, чтобы приблизить к себе поэтическую знаменитость. На поэзию они смотрели, как на средство прославления собственной персоны и собственных деяний и хорошо понимали, что прекрасные стихи сразу же становятся достоянием базара – средоточия религиозно-культурной и политической жизни того времени.
Исламская культура – одно из достижений человечества и заслуживает уважения и понимания. Что же касается исламской поэзии, то она стала достоянием различных немусульманских народов. Огромной популярностью и уважением эта поэзия пользуется в нашей стране.
4. Христианский тип культуры.
4.1. Социокультурные предпосылки становления христианства.
Христианская культура многообразна, ее считают своей те народы, которые восприняли религию Иисуса Христа.
Христианство возникло в I в. н.э., выделившись среди мистико-мессианских движений в восточной части Римской империи. Оно быстро освободилось от иудаизма, превратившись в самостоятельную религию со своим специфическим вероучением, своей богослужебной практикой и церковной организацией.
По мере того, как росло число христианских общин, усиливалась необходимость в упорядочении и канонизации христианских догматов. Основные положения христианского вероучения выведены из Библии, так же трудов наиболее авторитетных церковных деятелей, так называемых, «отцов церкви» и закреплены за решениями Вселенских соборов. Главный программный документ христианства – «Новый завет», «Деяние апостолов», «Послание апостолов» и «Откровение от Иоанна Богослова», или «Апокалипсис».
Христианство положило начало совершенно новой культуре – культуре, признававшей в человеке личность, смотревшей на человека, как на земное воплощение Бога и на Бога, как на высшую любовь к людям, как на небесное воплощение человека, Иисуса Христа.
Новая религия запретила
жертвоприношения и отказалась от жестокой
регламентации поведения челове
По христианскому учению «Бог есть любовь», и «Мы Им живем и движемся и существуем». Любовь Бога к человеку носит всеобъемлющий характер. Бог не делает человеку зла. Зло – результат «первородного греха» и неправедной жизни человека.
4.2. Христианская картина мира.
Не лишено своей картины мира и христианство. В сущности, такая картина мира теоцентрична и антропоцентрична.
В центр мироздания христианство поставило единого Бога, не создателя, а творца всего мироздания. В отличие от всех предыдущих религиозных и философских представлений о боге-творце, христианство сформировало идею творения Богом мира из ничего.
Разделив мир на невидимый (божественный) и видимый (материальный), христианство в центр последнего поставило человека. Пожалуй, никакая другая религия не содержит таких подчеркнуто антропоцентрических представлений о мире, как христианство.
Разделив человека на два начала – тело и душу, христианство безоговорочно отдало приоритет духовному началу. В христианстве подлинная красота человека выражается в торжестве его духа над телом. На смену одаренному силой атлету, как символу античной культуры, приходит образ одухотворенного человека.
Бог – абсолютное начало всего. Он творит природу. При этом его ничего не понуждает к этому. Акт творения – абсолютно свободен, произволен. Но Бог не только творец природы, он и ее субстанция. В основе всех материальных вещей лежит Бог. Он движет миром, поддерживает изменения в нем, не позволяет ему провалиться в небытие.
И человеческая душа – творение Бога. Души бессмертны. И им свойственны разум, воля и память. Главная составляющая часть души – воля.
Христианская картина мира не может быть полной без Фомы Аквинского, который не затрагивая Символ Веры, нашел в христианской картине мира нишу для оживления научных и технических занятий. В трудах Фомы Аквинского христианская культура обнаружила удивительную гибкость и прозорливость.
Разумеется, что признавая известную полезность науки, Фома не предполагал, что именно естествознание подорвет позиции религиозной картины мира. Он надеялся на то, что знание укрепит веру, а исследователи дадут новые аргументы в пользу Библии.
4.3. Протестантская версия христианства и новоевропейская культура.
В XVI-XVII вв. в Западной Европе интенсивно протекает становление буржуазных отношений. Идеологическим выражением и оправданием новых социальных и политических процессов явился протестантизм.
Центральная мысль протестантизма состоит в том, что Евангелию идея искупительных пожертвований глубока чужда. Людям не надо ни покупать индульгенции, ни истязать себя в монастырях. Бог Евангелия не требует от согрешившего ничего, кроме чистосердечного раскаяния в содеянном. Лютер утверждал, что христианин спасается только через полное самоуничтожение, символ которого Голгофа.
По католическому вероучению, человек – греховное существо по природе и без помощи церкви он не может спастись. Согласно же Лютеру, человек – существо сознающее греховность своей природы. И этого достаточно, чтобы он непосредственно обратился к Богу с молитвой о спасении. Никакой церковной организации в качестве посредника не надо.
Лютер отрицал фундаментальное
положение католицизма о