Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 12:07, реферат
Целью данной работы является изучение особенностей религии и мифологии Месопотамии.
В круг задач входит анализ литературы, представляющих изучение религиозных основ Месопотамии, описание пантеона, пандемония, жречества и основных обрядов.
Введение
Основные факты о Месопотамии
Особенности месопотамской религии и мифологии
Пантеон
Пандемоний
Жречество
Магия и мантика
Заключение
Список использованной литературы
Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова
Филиал в г. Севастополе
Кафедра психологии
Реферат по курсу
«Культурология»
на тему
Религия Месопотамии
Выполнил:
Губенко Виктор Андреевич
Факультет психологии, 5 курс
Принял:
Канд. искусствоведения, доцент Костенников А.М.
Севастополь - 2014
План
Введение
Нам всем хорошо известны легенды, мифы и предания Античной Греции о могущественных богах, великих титанах и невероятных приключениях греческих героев. С самого раннего возраста дети уже знают о потрясающих египетских пирамидах, поражающих наше воображение до сих пор, о величественных и могущественных фараонах, обладавших безграничной властью, о вечном противостоянии солнечного бога Гора и подлого и ужасного Сета. Но мало кто знает о культуре и традициях, обычаях цивилизации, которая была за тысячу лет до Египта и Греции – о Месопотамии.
Месопотамия («Двуречье») - область между реками Тигр и Евфрат, на территории современного Ирака, одна из колыбелей евроазиатской цивилизации. Эта цивилизация – изобретательница. Именно в это время были придуманы такие предметы и оружия труда, без которых мы не можем представить нашу современную жизнь: колесо, плуг-сеялка, гончарный круг, литье из меди и бронзы. В Месопотамии установили продолжительность года, ввели множество элементов строительства. Именно в Месопотамии возникли первые города. А их религия и предания стали прообразами для египетской и греческой мифологии.
Целью данной работы является изучение особенностей религии и мифологии Месопотамии.
В круг задач входит анализ литературы, представляющих изучение религиозных основ Месопотамии, описание пантеона, пандемония, жречества и основных обрядов.
Основные факты о Месопотамии
На восток от Египта, в междуречье Тигра и Евфрата начиная с IV тысячелетия до н.э. возникают, сменяя друг друга, целый ряд государственных образований. Это Шумер, который считается ныне самой древней из известных человечеству цивилизаций, Аккад, Вавилон, Ассирия. В отличие от египетской культуры, в Двуречье стремительно сменяли друг друга, воевали, смешивались и исчезали многочисленные народы, поэтому общая картина культуры предстает чрезвычайно динамичной и сложной.
На юге Месопотамии, где широко проводилось сельское хозяйство, развились древние города-государства: Ур, Урук (Эрех), Киш, Эриду, Ларса, Ниппур, Умма, Лагаш, Сиппар, Аккад и др. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров.
Шумеры - первый из обитавших на территории Древней Месопотамии народов, достигший уровня цивилизации. Вероятно, еще около 4000 лет до н.э. шумеры пришли на болотистую равнину (Древний Шумер) в верховьях Персидского залива с востока или спустились с гор Элама. Они осушили болота, научились регулировать разливы рек и освоили земледелие. С развитием торговли шумерские поселения превратились в процветающие города-государства, которые к 3500 до н.э. создали зрелую цивилизацию урбанистического типа с развитыми металлообработкой, текстильным ремеслом, монументальной архитектурой и системой письма.
Шумерские государства были теократиями, каждое из них рассматривалось как достояние местного божества, представителем которого на земле являлся верховный жрец (patesi), наделенный религиозной и
административной властью.
Города постоянно воевали между собой, и если какому-то городу удавалось захватить несколько соседних, то на короткий срок возникало государство, имевшее характер небольшой империи. Однако примерно в середине III тысячелетия до н.э. семитские племена с Аравийского полуострова, заселившие северные области Вавилонии и воспринявшие шумерскую культуру, настолько усилились, что начали составлять угрозу для независимости шумеров.
Около 2550 до н.э. Саргон Аккадский завоевал их и создал державу, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря. Приблизительно после 2500 до н.э. аккадская держава пришла в упадок, и для шумеров наступил новый период независимости и процветания, это эпоха третьей династии Ура и возвышения Лагаша. Она закончилась около 2000 до н.э. с усилением Аморейского царства – нового семитского государства со столицей в Вавилоне; шумеры навсегда утратили независимость, а территория прежних Шумера и Аккада была поглощена державой правителя Хаммурапи.
Хотя народ шумеров исчез с исторической сцены, и в Вавилонии перестали говорить на шумерском языке, шумерская система письма (клинопись) и многие элементы религии составили неотъемлемую часть вавилонской, а позже ассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизации значительной части Ближнего Востока, унаследованные от них способы организации хозяйства, технические навыки и научные сведения сыграли исключительно важную роль в жизни их преемников.
В конце ІІ тыс. до н. э. шумеры ассимилировались с вавилонянами. Расцветало древнее рабовладельческое государство Вавилон, которое просуществовало до VI в. до н. э. Вавилонская, халдейская и ассирийская цивилизации очень много взяли от культуры шумеров.
Особенности месопотамской религии и мифологии
Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам.
Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров.
Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит, сулила опасность и порождала тревогу у смертных.
Культ правителя-символа, посредника между миром живых и умерших, людей и богов, был тесно связан не только с представлением о святости власть имущего, обладавшего магической силой, но также с уверенностью в том, что именно молитвы и просьбы вождя скорее дойдут до божества и будут максимально результативны.
Месопотамские правители не именовали себя (и их не именовали другие) сыновьями богов, а сакрализация их практически ограничилась предоставлением им полномочий первосвященника или права на непосредственный контакт с богом (например, сохранился обелиск с изображением бога Шамаша, вручающего Хаммурапи свиток с законами).
Невысокая степень обожествления правителя и централизации политической власти способствовала тому, что в Двуречье достаточно легко, без ожесточенного соперничества уживались друг с другом многие боги с посвященными им храмами и обслуживающими их жрецами.
Шумерский пантеон существовал уже на ранних ступенях цивилизации и государственности. Боги и богини вступали друг с другом в сложные взаимоотношения, трактовка которых изменялась со временем и в зависимости от смены династий и этносов (семитские племена аккадцев, смешавшиеся с древними шумерами, принесли с собой новых богов, новые мифологические сюжеты).
Мир духовной культуры шумеров основан также и на мифологии, которая включает в себя истории о создании земли и ее обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, в которых запечатлелись образы богов. Боги вдохнули в человека жизнь, т.е. создали его для того, чтобы он служил им.
Была разработана сложная космологическая система из нескольких небес, полусводом покрывающих землю, плавающую в мировом океане. Небеса были местожительством высших богов.
В мифах рассказывается о начале мира, о богах и их борьбе за мироустройство. Говорится о первобытном хаосе – Апсу. Это, может быть, мужское олицетворение подземной бездны и подземных вод. Тиамат – женское олицетворение той же бездны или первобытного океана, соленой воды, изображавшееся в виде четвероногого чудовища с крыльями. Происходила борьба народившихся богов с силами хаоса. Во главе богов становится бог Мардук, но с условием, что боги признают его первенство перед всеми другими. После жестокой борьбы Мардук побеждает и убивает чудовищную Тиамат, рассекает ее тело и создает из его частей небо и землю.
Также существовал рассказ о великом потопе. Знаменитая легенда о великом потопе, впоследствии столь широко распространившаяся среди разных народов, вошедшая в Библию и принятая христианским учением. Жители Двуречья не могли воспринимать катастрофические наводнения – разливы рек Тигра и Ефрата – иначе, как великий потоп. Некоторые детали шумерского рассказа о великом потопе (сообщение богов добродетельному царю о намерении устроить потоп и спасение его) напоминает библейскую легенду о Ное.
В шумерской мифологии уже существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже - в библейские сюжеты.
Большинство шумеро-аккадо-вавилонских богов имели антропоморфный облик, и лишь немногие, такие как Эа или Нергал, несли на себе зооморфные черты. К числу священных животных месопотамцы относили быка, олицетворявшего могущество, и змею – олицетворение женского начала.
Пантеон
Ану, аккадская форма имени шумерского бога Ана, - царь небес, верховное божество шумеро-аккадского пантеона. Он – «отец богов», его владение – небо. Согласно вавилонскому гимну творения «Энума элиш», Ану произошел от Апсу (первоначально пресной воды) и Тиамат (моря). Хотя Ану поклонялись во всей Месопотамии, его особенно почитали в Уруке и Дере.
Энки или Эа, один из трех великих шумерских богов (два других – Ану и Энлиль). Энки тесно связан с Апсу, олицетворением пресных вод. Из-за важности пресной воды в религиозных ритуалах Месопотамии Энки считался также богом магии и мудрости. Он не пробуждал страха в сердцах людей. В молитвах и мифах неизменно подчеркиваются его мудрость, доброжелательность и справедливость. В «Энума элиш» он – создатель человека. Как бог мудрости он упорядочил жизнь на земле. Культ Энки и его супруги Дамкины процветал в Эриду, Уре, Ларсе, Уруке и Шуруппаке.
Энки получил от своего отца Ана божественные законы – «ме», чтобы передать их людям. «Ме» играли в религиозно-этической системе взглядов шумеров огромную роль. Современные исследователи называют «ме» «божественными правилами», «божественными законами», «факторами, упорядочивающими организацию мира». «Ме» являлись чем-то вроде установленных и контролируемых Энки закономерностей, предписанных каждому явлению природы или общества, касающихся как духовной, так и материальной стороны жизни. К ним относились самые разные понятия: правосудие, мудрость, героизм, доброта, справедливость, ложь, страх, усталость, различные ремесла и искусства, понятия связанные с культом и т.п.
Энлиль, вместе с Ану и Энки, один из богов главной триады шумерского пантеона. Первоначально он – бог бурь (шумерское «ен» – «господин»; «лиль» – «буря»). По-аккадски он назывался Белом («господин»). Как «господин бурь» он тесно связан с горами, а значит и с землей. Этого бога действительно боялись. Может быть, даже больше боялись, чем чтили и уважали; его считали свирепым и разрушительным божеством, а не добрым и милостивым богом.
В шумеро-вавилонской теологии Вселенная делилась на четыре главных части – небо, землю, воды и подземное царство. Боги, властвовавшие над ними, – соответственно Ану, Энлиль, Эа и Нергал.
Энлиля и его супругу Нинлиль («нин» – «госпожа») особенно почитали в религиозном центре Шумера Ниппуре. Энлиль являлся тем богом, который командовал «небесным воинством» и которому особенно восторженно поклонялись.
Ашшур, главный бог Ассирии, как Мардук – главный бог Вавилонии. Ашшур был божеством города, с древнейших времен носившего его имя, и считался главным богом Ассирийской империи. Храмы Ашшура назывались, в частности, Э-шара («Дом всемогущества») и Э-хурсаг-галь-куркура («Дом великой горы земли»). «Великая гора» – один из эпитетов бога Энлиля, перешедший к Ашшуру, когда он превратился в главного бога Ассирии.
Мардук - главный бог Вавилона. Храм Мардука назывался Э-саг-ил. Храмовая башня, зиккурат, послужила основой для создания библейской легенды о Вавилонской башне. В действительности она называлась Э-темен-ан-ки («Дом основания небес и земли»). Мардук был богом планеты Юпитер и главным богом Вавилона, в связи с чем он вобрал в себя признаки и функции других богов шумеро-аккадского пантеона. Со времени возвышения Вавилона, с начала II тыс. до н.э., Мардук выдвигается на первое место. Он ставится во главе богов. Жрецы вавилонских храмов сочиняют мифы о первенстве Мардука над другими богами. Они пытаются создать нечто вроде монотеистического учения: существует только один бог Мардук, все другие боги – это лишь его разные проявления. В этом тяготении к монотеизму отразилась политическая централизация: вавилонские цари как раз прибрали к рукам все Двуречье и становились самыми могущественными правителями Передней Азии. Но попытка введения монотеизма не удалась, вероятно, из-за сопротивления жрецов местных культов, и прежние боги продолжали почитаться.