Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 13:43, контрольная работа
Режиссёрский замысел. Эта тема никогда не утратит своей актуальности. Актуальность её обусловлена многочисленными проблемами наиболее эффективного формирования режиссёром-постановщиком замысла будущего представления. У нас почти нет книг, методических пособий и учебников о работе режиссёра над замыслом.
1. Режиссёрский замысел. Эта тема никогда не утратит своей актуальности. Актуальность её обусловлена многочисленными проблемами наиболее эффективного формирования режиссёром-постановщиком замысла будущего представления. У нас почти нет книг, методических пособий и учебников о работе режиссёра над замыслом. Эта удивительная и прекрасная область режиссёрской деятельности никем, по существу, в полном объёме не систематизирована, хотя немного описана у разных режиссёров театра и театрализованных преставлений.
Сами режиссёры говорят о своей работе неохотно. Не только потому, что присущее режиссёру образное мышление плохо усваивается с теоретическими выкладками, что трудно «проверить алгеброй гармонию», но ещё и потому, что режиссёры, возможно, боятся попасть в положение сороконожки из старой басни. Сороконожка однажды задумалась над тем, в какой последовательности должна она двигаться каждой из сорока ног, ничего не придумала, а бегать разучилась. Хотя, конечно, разбить на части, проанализировать процесс своего творчества может и сам режиссёр, но, конечно, никак не во время творческого процесса, не во время работы.
Поэтому в данной работе я не претендую на роль человека, который сформулирует чёткие определения, укажет единственное верное направление и даст готовые рецепты. Это будет лишь поиск своего пути и попытка движения по нему. Вполне возможно, что попытка эта обречена на поражение… Впрочем, в великом и легендарном спектакле Марка Захарова «Юнона и Авось» есть прекрасная реплика на сей счёт: «Авантюра не удалась. За попытку спасибо!»
Итак, что такое режиссёрский замысел?
Для начала разберёмся с самим понятием.
Замысел – задуманный план действий, деятельности; намерение.
А теперь обратимся к словарю театральных терминов.
Замысел – 1) первоначальный набросок будущего произведения. Две стороны – сюжетная и идейная; 2) гражданское, идейное толкование драматического произведения, пока не реализованное в конкретных формах.
Кратко, чётко и… не совсем понятно.
Обратимся за помощью к великим русским писателям.
Константин Паустовский в своей «Золотой розе» говорит о замысле литературного произведения, но сказанное им может быть с успехом отнесено к любому виду искусства, и в частности к режиссуре.
«Замысел,- пишет он, - так же как и молния, возникает в сознании, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается всё это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которая требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и несколько хаотичный мир рождает молнию-замысел». Действительно, замысел – это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщенна им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождаются первые искры – молния. Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень или если говорить об искусстве режиссуры, то вернее будет сказать – зерно будущего спектакля, определяющее его образное решение.
Определить словами, что такое зерно, не так-то легко, хотя для каждого отдельного спектакля важно найти точную формулу, выражающую это зерно. Так, например, Вл.И.Немирович-Данченко, работая над «Тремя сёстрами» определил это зерно, как – «Тоска по лучшей жизни», в «Анне Карениной» - «Всёсокрушающая страсть». Зерно приводит в действие фантазию режиссёра, и тогда на экране его воображения сами собой начинают возникать рождённые этим зерном отдельные моменты будущего спектакля, иные – смутно и неопределённо, другие – ярко и отчётливо, какая-нибудь мизансцена, звучание и ритм того или иного куска диалога, иногда – деталь декорации, а иной раз вдруг остро почувствуется общая атмосфера всего спектакля или отдельной сцены. И чем дальше, тем всё интенсивнее работает фантазия режиссёра, заполняя постепенно своими вымыслами белые пятна на карте режиссёрского замысла.
Театр – искусство сложное, синтетическое, и режиссёрский замысел (Б.Е.Захава называл его – «план постановки») должен охватить и привести к художественному единству все стороны, все грани того необычайно сложного произведения искусства тетра, каким является спектакль. Если говорить простым языком, то режиссёрский замысел – это та база, на которой будет строиться будущий спектакль.
В состав режиссёрского замысла входит:
Говоря о режиссёрском решении спектакля нельзя не вспомнить глубокое и плодотворное учение Вл.И.Немировича-Данченко о «трёх правдах» : правде жизненной, правде социальной и правде театральной. Эти три правды тесно связаны друг с другом и призваны создавать единую большую и глубокую правду реалистического спектакля.
Эта театральная правда, или форма будущего спектакля, возникает, по учению Е.Б.Вахтангова, сначала в режиссёрском замысле, а потом и в его воплощении под воздействием трёх факторов:
С режиссёрским замыслом в театральном искусстве более или менее понятно.
Перейдём теперь непосредственно к нашей специфике.
Режиссёрский замысел в культурно-досуговой программе.
Мы уже дали определение замысла как такового, творческого замысла в целом и режиссерского замысла театрального спектакля в частности.
Однако эти определения не дают полного представления о замысле культурно-досуговой программы, которая вбирает в себя и творческий процесс, включая разработку темы и идеи как основной мысли, так и реализацию её в конкретных художественных формах.
Таким образом, режиссёрский замысел культурно-досуговой программы представляет собой задуманное автором (сценаристом, режиссёром) построение программы, включающей в себя разработку основной мысли (идеи, темы) и элементы творческого процесса её воплощения.
Компоненты замысла:
Своё практическое выражение режиссёрский замысел, видение будущего представления находит в разработке постановочного плана, в котором первоначально должен быть решён вопрос – ради чего проводится представление, т.е. какова его сверхзадача.
Постановочный план включает в себя:
а) содержание репетиций
б) учебные мероприятия (лекции, беседы, занятия по речи, мастерству и т.д.)
в) дата выхода представления.
К постановочному плану прилагаются эскизы декораций, костюмов; списки реквизита и смета расходов.
Работа над замыслом – это творческий процесс режиссёра. Сам замысел представляет собой неосуществлённое решение; какие-то предчувствия, предвкушения, предощущения; какие-либо видения; точно рецепт вкусного пирога, он состоит из важных компонентов, перечисленных ранее. Всё это в совокупности с придуманными и правильно выстроенными режиссёром мизансценами образует так называемый «готовый продукт».
Как мы видим из всего вышесказанного, режиссёрский замысел спектакля и режиссёрский замысел культурно-досуговой программы это практически одно и то же. И всё же второй имеет одну очень важную особенность. Дело в том, что специфика постановки культурно-досуговой программы заключается в том, что наибольшая эффективность этой программы достигается тогда, когда в одном лице соединяется и сценарист, и режиссёр. Режиссёр-постановщик программы как правило выступает ещё и в качестве сценариста.
Таким образом работа над замыслом культурно-досуговой программы соединяет в себе литературную и режиссёрские линии. Ну и, конечно же, мы всегда помним об отсутствии «четвёртой стены» и соответственно не забываем о приёмах активизации зрителей.
Режиссёрский замысел культурно-досуговой программы – это такая же база (как и в случае со спектаклем), на которой будет стоиться всё представление. И действительно, только после найденного и придуманного режиссёрского решения начнётся работа в определённом направлении по формированию сценария и поиск художественно-образного оформления мероприятия, и организация музыкальной и световой партитур, и отбор необходимых исполнителей и коллективов, и в сё остальное из чего складывается режиссёрская работа над постановкой.
Подведём итоги всего вышесказанного.
Творческий процесс непрерывен и многообразен. Сколько режиссёров – столько и способов видеть, слышать, отбирать и, наконец, столько же и манер работать.
Где и как искать ход и представления? Каковы вообще методы и пути поиска формы будущего мероприятия, а следовательно, его режиссёрского замысла? Здесь, как и в любом творческом процессе, не может быть готовых рецептов и работы под диктовку: речь может идти только о методике подхода к этому решению, а само оно должно прийти в каждом индивидуальном случае в соответствии со всем творческим почерком режиссёра, с его взглядами, фантазией, эрудицией, культурой – одним словом, в зависимости от личности режиссёра. А сколько режиссёров столько и взглядов на проблему методологических аспектов режиссёрского замысла.
2. Постановочный план
VII Городского фестиваля народной культуры «Удинская слобода».
Тема фестиваля: «Казачий круг»
Дата и время проведения: 14 октября 2014 года с 15:00 – 20:00
Место проведения: ГДК
На фестивале работают 7 (семь) основных и 2 (две) дополнительных площадки:
площадка №1 – холл 1–го этажа
площадка №2 – фойе 1-го этажа
площадка №3 – кабинет №6
площадка №4 – лестничные пролёты, ведущие на 2-ой этаж
площадка №5 – первая половина 2-го этажа
площадка №6 – вторая половина фойе 2-го этажа
площадка №7 – зрительный зал.
Дополнительные площадки:
Поскольку тема VII фестиваля «Казачий круг», предлагается оформить все задействованные в работе основные площадки в виде улиц, переулков и площадей, составляющих одну общую казачью станицу.
Площадка №1 – не имеет названия. На ней расположены:
Площадка №2 – площадь «Гостеприимная» (исходя из названия – на ней встречают гостей)
Площадка №3 – Улица «Хлебосольная». На ней расположена выставка – продажа хлебобулочных изделий местных производителей.
Площадка №4 – переулок «Художественный». На нём расположена тематическая выставка работ учащихся Нижнеудинской ДХШ.
Площадка №5 – улица «Мастеровая». На ней расположена выставка мастеров декоративно-прикладного творчества.
Площадка №6 – улица «Обрядовая». На ней расположены:
Площадка №7 – площадь «Праздничная». На ней будет проходить концертная программа.
Ведущие:
Площадка №1 – здесь ведущих нет
Площадка №2 – О.В.Заболоцкая и актёры молодёжного театра – студии «Лицедеи»
Площадка №3, площадка №4 – А.В.Тычина
Площадка №5, площадка №6 – С.Л.Харламова
прим. на площ. №6 в «Казачьей избе»
ведущие – М.В.Размахнин и Я.В.Ананченко
Площадка №7 – М.В.Размахнин и Я.В.Ананченко.
Ход мероприятия:
14:40 – на площадке перед ГДК звучит музыка. «Казачья станица» распахивает свои ворота и начинает принимать гостей.
На протяжении всего фестиваля гости могут отведать кваса в «квасной лавке», осмотреть тематические выставки в «книжной лавке», на переулке «Художественный» посетить выставку – продажу хлебобулочных изделий на улице «Хлебосольной», осмотреть выставку мастеров декоративно-прикладного творчества на улице «Мастеровой», пройти мастер-класс у мастеров на этой же улице; посмотреть «покровский обряд» и послушать народный ансамбль русских народных инструментов «Озорные наигрыши» на улице «Обрядовая», посетить посетить «казачью избу» на этой же улице, и, наконец, посмотреть концерт на площади «Праздничная».