Режиссерский замысел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

Режиссёрский замысел. Эта тема никогда не утратит своей актуальности. Актуальность её обусловлена многочисленными проблемами наиболее эффективного формирования режиссёром-постановщиком замысла будущего представления. У нас почти нет книг, методических пособий и учебников о работе режиссёра над замыслом.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по режиссуре.docx

— 29.57 Кб (Скачать файл)
  1. Режиссерский замысел.
  2. Опишите режиссерский замысел клубного мероприятия, которое вам хотелось бы осуществить.

1. Режиссёрский замысел. Эта тема никогда не утратит своей актуальности. Актуальность её обусловлена многочисленными проблемами наиболее эффективного формирования режиссёром-постановщиком замысла будущего представления. У нас почти нет книг, методических пособий и учебников о работе режиссёра над замыслом. Эта удивительная и прекрасная область режиссёрской деятельности никем, по существу, в полном объёме не систематизирована, хотя немного описана у разных режиссёров театра и театрализованных преставлений.

Сами режиссёры говорят о своей работе неохотно. Не только потому, что присущее режиссёру образное мышление плохо усваивается с теоретическими выкладками, что трудно «проверить алгеброй гармонию», но ещё и потому, что режиссёры, возможно, боятся попасть в положение сороконожки из старой басни. Сороконожка однажды задумалась над тем, в какой последовательности должна она двигаться каждой из сорока ног, ничего не придумала, а бегать разучилась. Хотя, конечно, разбить на части, проанализировать процесс своего творчества может и сам режиссёр, но, конечно, никак не во время творческого процесса, не во время работы.

Поэтому в данной работе я не претендую на роль человека, который сформулирует чёткие определения, укажет единственное верное направление и даст готовые рецепты. Это будет лишь поиск своего пути и попытка движения по нему. Вполне возможно, что попытка эта обречена на поражение… Впрочем, в великом и легендарном спектакле Марка Захарова «Юнона и Авось» есть прекрасная реплика на сей счёт: «Авантюра не удалась. За попытку  спасибо!»

Итак, что такое режиссёрский замысел?

Для начала разберёмся с самим понятием.

Замысел – задуманный план действий, деятельности; намерение.

А теперь обратимся к словарю театральных терминов.

Замысел – 1) первоначальный набросок будущего произведения. Две стороны – сюжетная и идейная; 2) гражданское, идейное толкование драматического произведения, пока не реализованное в конкретных формах.

Кратко, чётко и… не совсем понятно.

Обратимся за помощью к великим русским писателям.

Константин Паустовский в своей «Золотой розе» говорит о замысле литературного произведения, но сказанное им может быть с успехом отнесено к любому виду искусства, и в частности к режиссуре.

«Замысел,- пишет он, - так же как и молния, возникает в сознании, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается всё это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которая требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и несколько хаотичный мир рождает молнию-замысел». Действительно, замысел – это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщенна им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождаются первые искры – молния. Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень или если говорить об искусстве режиссуры, то вернее будет сказать – зерно будущего спектакля, определяющее его образное решение.

Определить словами, что такое зерно, не так-то легко, хотя для каждого отдельного спектакля важно найти точную формулу, выражающую это зерно. Так, например,  Вл.И.Немирович-Данченко, работая над «Тремя сёстрами» определил это зерно, как – «Тоска по лучшей жизни», в «Анне Карениной» - «Всёсокрушающая страсть». Зерно приводит в действие фантазию режиссёра, и тогда на экране его воображения сами собой начинают возникать рождённые этим зерном отдельные моменты будущего спектакля, иные – смутно и неопределённо, другие – ярко и отчётливо, какая-нибудь мизансцена, звучание и ритм того или иного куска диалога, иногда – деталь декорации, а иной раз вдруг остро почувствуется общая атмосфера всего спектакля или отдельной сцены. И чем дальше, тем всё интенсивнее работает фантазия режиссёра, заполняя постепенно своими вымыслами белые пятна на карте режиссёрского замысла.

Театр – искусство сложное, синтетическое, и режиссёрский замысел (Б.Е.Захава называл его – «план постановки») должен охватить и привести к художественному единству все стороны, все грани того необычайно сложного произведения искусства тетра, каким является спектакль. Если говорить простым языком, то режиссёрский замысел – это та база, на которой будет строиться будущий спектакль.

В состав режиссёрского замысла входит:

  • идейное истолкование пьесы (её творческая интерпретация), характеристика отдельных персонажей;
  • определения стилистических и жанровых особенностей актёрского исполнения в данном спектакле;
  • решение спектакля во времени (в ритмах и темпах);
  • решение спектакля в пространстве (в характере мизансцен и планировок);
  • характер и принципы декоративного и музыкально-шумового оформления.

Говоря о режиссёрском решении спектакля нельзя не вспомнить глубокое и плодотворное учение Вл.И.Немировича-Данченко о «трёх правдах» : правде жизненной, правде социальной и правде театральной. Эти три правды тесно связаны друг с другом и призваны создавать единую большую и глубокую правду реалистического спектакля.

Эта театральная правда, или форма будущего спектакля, возникает, по учению Е.Б.Вахтангова, сначала в режиссёрском замысле, а потом и в его воплощении под воздействием трёх факторов:

  • самой пьесы со всеми её особенностями содержания и формы;
  • того общественно-исторического момента, когда ставится пьеса;
  • того коллектива, который ставит данную пьесу (с его творческими взглядами, традициями, возрастом, профессиональными навыками, степенью и особенностями мастерства).

С режиссёрским замыслом в театральном искусстве более или менее понятно.

Перейдём теперь непосредственно к нашей специфике.

 

Режиссёрский замысел в культурно-досуговой программе.

Мы уже дали определение замысла как такового, творческого замысла в целом и режиссерского замысла театрального спектакля в частности.

Однако эти определения не дают полного представления о замысле культурно-досуговой программы, которая вбирает в себя и творческий процесс, включая разработку темы и идеи как основной мысли, так и реализацию её в конкретных художественных формах.

Таким образом, режиссёрский замысел культурно-досуговой программы представляет собой задуманное автором (сценаристом, режиссёром) построение программы, включающей в себя разработку основной мысли (идеи, темы) и элементы творческого процесса её воплощения.

Компоненты замысла:

  • мотивировка выбора произведения (исходные условия, реальная ситуация);
  • идейно-тематическое содержание (определение темы, идеи);
  • действенное содержание (сверхзадача, сквозное действие);
  • режиссёрский ход;
  • основные выразительные средства, определение жанра;
  • приёмы активизации зрителей;
  • решение культурно-досуговой программы во времени, ритмах, темпах;
  • характер и принципы декоративного и музыкально-шумового оформления.

Своё практическое выражение режиссёрский замысел, видение будущего представления находит в разработке постановочного плана, в котором первоначально должен быть решён вопрос – ради чего проводится представление, т.е. какова его сверхзадача.

Постановочный план включает в себя:

  • идею постановки и её выражение в сверхзадаче представления;
  • сквозное действие представления и логическую цепь событий;
  • главные эпизоды и верную расстановку идейно-смысловых акцентов;
  • характеристику действующих лиц и трактовку ролей, исходя из решения главного конфликта;
  • сверхзадачу и сквозное действие каждой роли. Логические цепи поступков героев в каждом эпизоде;
  • конкретную обстановку, в которой развивается сюжет представления;
  • атмосферу представления и отдельных сцен. Соотношения целого и частного, решение в темпах и ритмах;
  • жанр массового представления – решение;
  • принципы мизансценирования;
  • оформление представления: декорации, бутафория, реквизит, свет, музыка, шумы и т.п.;
  • календарный план работы:

а) содержание репетиций

б) учебные мероприятия (лекции, беседы, занятия по речи, мастерству и т.д.)

в) дата выхода представления.

К постановочному плану прилагаются эскизы декораций, костюмов; списки реквизита и смета расходов.

Работа над замыслом – это творческий процесс режиссёра. Сам замысел представляет собой неосуществлённое решение; какие-то предчувствия, предвкушения, предощущения; какие-либо видения; точно рецепт вкусного пирога, он состоит из важных компонентов, перечисленных ранее. Всё это в совокупности с придуманными и правильно выстроенными режиссёром мизансценами образует так называемый «готовый продукт».

Как мы видим из всего вышесказанного, режиссёрский замысел спектакля и режиссёрский замысел культурно-досуговой программы это практически одно и то же. И всё же второй имеет одну очень важную особенность. Дело в том, что специфика постановки культурно-досуговой программы заключается в том, что наибольшая эффективность этой программы достигается тогда, когда в одном лице соединяется и сценарист, и режиссёр. Режиссёр-постановщик программы как правило выступает ещё и в качестве сценариста.

Таким образом работа над замыслом культурно-досуговой программы соединяет в себе литературную и режиссёрские линии. Ну и, конечно же, мы всегда помним об отсутствии «четвёртой стены» и соответственно не забываем о приёмах активизации зрителей.

Режиссёрский замысел культурно-досуговой программы – это такая же база (как и в случае со спектаклем), на которой будет стоиться всё представление. И действительно, только после найденного и придуманного режиссёрского решения начнётся работа в определённом направлении по формированию сценария и поиск художественно-образного оформления мероприятия, и организация музыкальной и световой партитур, и отбор необходимых исполнителей и коллективов, и в сё остальное из чего складывается режиссёрская работа над постановкой.

Подведём итоги всего вышесказанного.

Творческий процесс непрерывен и многообразен. Сколько режиссёров – столько и способов видеть, слышать, отбирать и, наконец, столько же и манер работать.

Где и как искать ход и представления? Каковы вообще методы и пути поиска формы будущего мероприятия, а следовательно, его режиссёрского замысла? Здесь, как и в любом творческом  процессе, не может быть готовых рецептов и работы под диктовку: речь может идти только о методике подхода к этому решению, а само оно должно прийти в каждом индивидуальном случае в соответствии со всем творческим почерком режиссёра, с его взглядами, фантазией, эрудицией, культурой – одним словом, в зависимости от личности режиссёра. А сколько режиссёров столько и взглядов на проблему методологических аспектов режиссёрского замысла.

2. Постановочный план

VII Городского фестиваля народной культуры «Удинская слобода».

Тема фестиваля: «Казачий круг»

Дата и время проведения: 14 октября 2014 года с 15:00 – 20:00

Место проведения: ГДК

На фестивале работают 7 (семь) основных и 2 (две) дополнительных площадки:

площадка №1 – холл 1–го этажа

площадка №2 – фойе 1-го этажа

площадка №3 – кабинет №6

площадка №4 – лестничные пролёты, ведущие на 2-ой этаж

площадка №5 – первая половина 2-го этажа

площадка №6 – вторая половина фойе 2-го этажа

площадка №7 – зрительный зал.

Дополнительные площадки:

  1. Кабинет №24
  2. Внутренний двор ГДК

Поскольку тема VII фестиваля «Казачий круг», предлагается оформить все задействованные в работе основные площадки в виде улиц, переулков и площадей, составляющих одну общую казачью станицу.

Площадка №1 – не имеет названия. На ней расположены:

  • 2 квасные лавки (квас в кегах, кеги сверху оформлены под бочонки, квас раздаётся бесплатно);
  • «Книжная лавка» (тематическая выставка Нижнеудинской ЦБС);
  • «Переулок гардеробный» (гардероб).

Площадка №2 – площадь «Гостеприимная» (исходя из названия – на ней встречают гостей)

Площадка №3 – Улица «Хлебосольная». На ней расположена выставка – продажа хлебобулочных изделий местных производителей.

Площадка №4 – переулок «Художественный». На нём расположена тематическая выставка работ учащихся Нижнеудинской ДХШ.

Площадка №5 – улица «Мастеровая». На ней расположена выставка мастеров декоративно-прикладного творчества.

Площадка №6 – улица «Обрядовая». На ней расположены:

  • экспозиция казачьей избы;
  • народный ансамбль русских народных инструментов «Озорные наигрыши».

Площадка №7 – площадь «Праздничная». На ней будет проходить концертная программа.

Ведущие:

Площадка №1 – здесь ведущих нет

Площадка №2 – О.В.Заболоцкая и актёры молодёжного театра – студии «Лицедеи»

Площадка №3, площадка №4 – А.В.Тычина

Площадка №5, площадка №6 – С.Л.Харламова

прим. на площ. №6 в «Казачьей избе»

ведущие – М.В.Размахнин и Я.В.Ананченко

Площадка №7 – М.В.Размахнин и Я.В.Ананченко.

Ход мероприятия:

14:40 – на площадке перед ГДК  звучит музыка. «Казачья станица»  распахивает свои ворота и  начинает принимать гостей.

На протяжении всего фестиваля гости могут отведать кваса в «квасной лавке», осмотреть тематические выставки в «книжной лавке», на переулке «Художественный» посетить выставку – продажу хлебобулочных изделий на улице «Хлебосольной», осмотреть выставку мастеров декоративно-прикладного творчества на улице «Мастеровой», пройти мастер-класс у мастеров на этой же улице; посмотреть «покровский обряд» и послушать народный ансамбль русских народных инструментов «Озорные наигрыши» на улице «Обрядовая», посетить посетить «казачью избу» на этой же улице, и, наконец, посмотреть концерт на площади «Праздничная».

Информация о работе Режиссерский замысел