Роль церкви в Средневековье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 01:11, доклад

Описание работы

Для средневековой культуры характерны два ключевых отличительных признака: корпоративность и господствующая роль религии и церкви. Средневековое общество, как организм из клеток, состояло из множества социальных слоев. Человек по рождению принадлежал к одному из них и практически не имел возможности изменить свое социальное положение. С каждым таким положением был связан свой круг политических и имущественных прав и обязанностей, наличие привилегий или их отсутствие, специфический уклад жизни, даже характер одежды. Существовала строгая сословная иерархия: два высших сословия (духовенство, феодалы - землевладельцы), потом купечество, ремесленники, крестьяне (последние во Франции объединялись в «третье сословие»). Четкую формулу вывел на рубеже X - XI веков епископ французского города Лана Адальберон: «одни молятся, другие воюют, третьи работают ...».

Файлы: 1 файл

МХК. Роль церкви в Средневековье.docx

— 22.61 Кб (Скачать файл)

 

 Для средневековой культуры характерны два ключевых отличительных признака: корпоративность и господствующая роль религии и церкви. Средневековое общество, как организм из клеток, состояло из множества социальных слоев. Человек по рождению принадлежал к одному из них и практически не имел возможности изменить свое социальное положение. С каждым таким положением был связан свой круг политических и имущественных прав и обязанностей, наличие привилегий или их отсутствие, специфический уклад жизни, даже характер одежды. Существовала строгая сословная иерархия: два высших сословия (духовенство, феодалы - землевладельцы), потом купечество, ремесленники, крестьяне (последние во Франции объединялись в «третье сословие»). Четкую формулу вывел на рубеже X - XI веков епископ французского города Лана Адальберон: «одни молятся, другие воюют, третьи работают ...».   

Мощным объединяющим фактором в таких условиях была религия  и церковь. Определяющая роль христианской религии и церкви во всех областях общественной и культурной жизни  составляла принципиальную особенность  европейской средневековой культуры. Церковь подчинила себе политику, мораль, науку, образование и искусство. Все мировоззрение человека средневековья  было теологическим (от греческого «теос» - бог). Чем же можно объяснить такое исключительное положение религии в средневековом обществе?   

Как религиозное учение, христианство основывается на трех главных  идеях:

  • идеи греховности всего человеческого рода, зараженного первородным грехом Адама и Евы;   
  • идеи спасения, которые необходимо заслужить каждому человеку;   
  • идеи искупления всех людей перед богом, на путь которого стало человечество благодаря страданиям и добровольной жертве Иисуса Христа, который соединил в себе как божью, так и человеческую природу.   

 

  В первоначальном христианстве очень  сильна была вера в скорое второе пришествие Иисуса Христа, Страшный суд и конец  грешного мира. Однако время шло, ничего подобного не происходило, и на место этой идеи приходит идея утешения - загробное воздание за хорошие или плохие поступки, то есть ада и рая.   

Принципы официального церковного мировоззрения средневековья были заложены на рубеже IV-V сс. в трудах Августина, впоследствии наравне образу святых. Он разработал учение о «божественной благодати», согласно которому церковь есть посредник между богом и людьми. Только церковь привлекает людей к богу. Как хранительница «божьей благодати», она может дать человеку искупление грехов. Согласно Августину, весь ход истории обречен божественным промыслом, поэтому человек не в силах его изменить и грешно даже пытаться это сделать. Надо безропотно принимать как богатство и бедность, они - следствие первородного греха Адама и Евы. Этот же грех исказил человеческий разум, с тех пор он должен искать себе опору в вере. Отсюда - постулат: «Верь, чтобы понимать», который провозглашал приоритет веры над разумом.   

До конца античности христианство представляло собой развитую мировоззренческую систему. Был произведен «символ веры» - краткое изложение основных догматов христианской церкви.   

Первые христианские общины отличались демократизмом, однако достаточно быстро служители культа - духовенство, или клир (от греческого «Клер» - судьба, сначала их выбирали по жребию) превращаются в суровую иерархическую организацию. Сначала самое высокое положение  в Клири занимали епископы. Римский епископ стал добиваться признания за ним первенства среди всего духовенства христианской церкви. В конце IV-начале V сс. он присвоил себе исключительное право именоваться Папой и постепенно приобрел власть над всеми другими епископами Западной Римской империи. Христианская церковь стала именоваться католической, что означает всемирная.   

Уже в последние века существования  Римской империи христианство из религии угнетенных превращается в государственную религию. Папа объявил себя «наместником Христа на Земле».   

Политическое влияние  папства распространялся на всю  Европу. Очень долго только папа назначал епископов во все страны. Церковь широко использовала систему  наказаний (в том числе против правителей): «отлучение», что ставило  человека вне церкви, «анафему» - торжественный  публичный перевод проклятию, «интердиктов» - запрет отправлять культ по всей территории и другие. Избрание Папы с XI с. стало  проходить на особых собрании кардиналов, без малейшей возможности вмешательства светской власти. Примерно треть всех пахотных земель в Европе принадлежала церкви, все государства выплачивали «десятину» (десятая часть налогов, собираемых) в ее пользу. В католической церкви до Х с. устанавливается обычай безбрачия (целибата) духовенства. Этот обычай тесно связал сословия феодалов и духовенства: в семьях феодалов старший сын обычно наследовал земельную собственность, а второй становился священником.   

Надо учесть еще одну причину  влиятельности церкви, особенно в  раннее средневековье. Это общий  культурный упадок, вырождение античной культуры, наступившее после V с. Разрушались  политические, культурные связи, большинство  населения стала аграрной. Грамотность  превращается в редкость. На смену  классической приходит вульгарная (народная) латынь. В таких условиях именно церковь выступает хранителем культурного  наследия. Священники оказываются самым  образованным людьми. Ведь и среди  правителей тогда грамотные люди были   относительная редкость. Например, Карл Великий - создатель огромной империи, герой преданий и легенд - уважал образование, разговаривал на латинском, греческом, разбирался в литературе. Но ... писать он не умел. Его биограф рассказывает, что император возил «на постели под подушкой дощечки и листки, чтобы в свободное время приучить руку выводить буквы. Но мало имел успеха ».   

При монастырях организовывались скриптории - специальные мастерские для переписки книг. Рукописные книги  изготавливались из пергамента - особым образом обработанной телячьей или  овечьей кожи. Для изготовления одной  Библии большого формата требовалось 300 овечьих шкур, на ее выполнение шло 2-3 года. Стоили такие книги, естественно, невероятно дорого. При монастырях обычно организовывались библиотеки. Кроме Библии переписывались книги  христианских богословов, жизнь святых, уцелевшие античные произведения (без  такого переписывания к нам эти  произведения просто бы не дошли). Здесь  складываются хроники - описания событий  по годам. Школы течение раннего  средневековья открывались только при церквях и монастырях. Постепенно складывается школьная программа. Она  не менялась потом веками.

Итак, Вся  культурная  жизнь  европейского  общества  этого   периода   взначительной степени определялась христианством.  Европейское средневековой общество было  очень  религиозно  и  власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви  было  исходным моментом всякого мышления  ,  все науки -  юриспруденция,  естествознание, философия, логика- все приводилось в соответствие  с  христианством. 

 


Информация о работе Роль церкви в Средневековье