- Музыкальная импровизация. Параллель между фольклором и джазовой музыкой
Фольклористическое видение,
опирающееся на синтез социологического,
психологического и эстетического
подходов к искусству, несет в
себе ключ к сложным проблемам
понимания музыки в её национальных
истоках и интернациональных
результирующих проявлениях. Не менее
плодотворным обещает быть и союз
музыкальной фольклористики с историческим
музыкознанием: присущее современной
науке чувство глубокого исторического
единства человеческой культуры, одним
из проявлений которой является музыка,
не может мириться с тем, что рассмотрение
истории музыки в любом курсе
этой дисциплины начинается с описания
древних музыкальных цивилизаций;
то есть началом истории музыки почему
то принято считать первые упоминания
о ней, зафиксированные в письменных источниках.
Однако, как пишет немецкий ученый Г.Кнеплер,
“нам неизвестно ни одно человеческое
сообщество, которое обходилось бы или
обходится без музыки. Она является настолько
элементарной, настолько всеобщей формой
выражения человеческого духа, что мы
не может и надеяться на то, чтобы понять
её сущность и её функции без основательного
изучения музыки в её взаимосвязи с
процессом становления человечества в
целом. А это открывает совершенно иные
временные масштабы, чем те, к которым
привыкло музыковедение”.
Обратимся теперь непосредственно
к музыкальной импровизации. По мнению
некоторых специалистов, импровизацию
можно считать третьим видом
музыкального искусства, наряду с композицией
и исполнительством. При взгляде
с другой стороны, можно подразделить
её на импровизацию композиторскую и
импровизацию исполнительскую. Иногда
её называют непосредственной, мгновенной
композицией. То, что обычно подразумевается
под понятием “импровизационность”
, по-разному проявляется и функционирует
в разных сферах музыкальной культуры;
в устных жанрах она наиболее органична,
потому что неразрывно связана с самими
порождающими механизмами музыки; в сфере
фиксированного искусства она приобретает
иные формы, превращается скорее в импровизационный
характер исполнительской интерпретации,
предполагающий более или менее свободное
варьирование заданных текстов. Фольклор,
естественно, относится к первой сфере
- сфере устного жанра, и любая фиксация
(нотная запись, звукозапись) неизбежно
ограничивает его развитие. Пример можно
найти совсем в немузыкальной области:
сохранившиеся памятники некоторых древних
цивилизаций, обладающих развитой письменностью,
- груды клинописных табличек - во многих
случаях упорно молчат только потому,
что умолкли питавшие их формы устного
общения. К этой же сфере относится и совершенно
другое явление музыкальной культуры
- “джаз”, стремительная эволюция которого
произошла буквально на глазах одного
поколения. Он также обретает будущее,
только оставаясь живой формой устного
общения: достаточно джазовым музыкантам
вступить на путь последовательной нотной
и звуковой фиксации своих импровизаций
и перейти на соответствующие формы обучения,
он остановится в своем развитии и неминуемо
превратится в “исторический памятник
самому себе”. Каждое крупное художественное
явление неизменно переживает разные
эпохи своего развития. Будучи стихийно
импровизационным в период своего рождения,
джаз не может оставаться таким всегда,
рано или поздно наступает стадия зрелости,
связанная в введением импровизационной
стихии в более жесткое русло. Теперь джаз,
в свою очередь нередко обращается к устным
народным культурам, к древнему фольклору.
Может быть, за этим стоит естественная
тяга повзрослевшего джаза к тому, чтобы
стать окончательно признанным стилем,
прочно утвердившейся формой музыкальной
деятельности. Именно поэтому перед джазовыми
коллективами, как и перед фольклорными
ансамблями, встает вопрос возможности
совмещения обучения истинной импровизации
и письменных инструкций, нотных текстов.
Выход здесь в том, чтобы учиться одновременно
двум языкам: письменному - в той мере,
в какой бывший фольклор превращается
в фиксированное искусство, и устному
- в той, в какой он должен остаться способом
прямого музыкального общения; в том, чтобы
сочетать две принципиально несмешиваемые
методики.
- Условия существования и развития фольклора
Фольклор живет и функционирует
почти по законам органической природы
- в этом одно из жизнеобеспечивающих
его начал. Жизнедеятельность фольклора,
как и жизнедеятельность вообще
отчасти агрессивна, в нем всегда присутствуют
поиски новых возможностей для роста путем
ассимиляции внешних явлений. В то же время
всегда присутствует защита собственного
ядра, содержащего “генетический код”,
ибо отклонения в нем всегда чреваты непредсказуемыми
и чаще всего губительными для культуры
последствиями. Именно поэтому народное
художественное сознание подчеркнуто
консервативно. Наследуя принципы мифологического
сознания, оно стремится непреложно придерживаться
устоявшихся канонов, даже если их изначальный
внутренний смысл утрачен и обнаруживается
только в специальных научных исследованиях.
Потому и folklore, потому и “народная мудрость”,
что первооснова её установлений не лежит
на поверхности, а часто скрыта от самих
её носителей, которые далеко не всегда
могут объяснить, почему следует поступать
так, а не иначе, почему так говорится или
поется, но глубоко верят, что так надо.
Тысячелетний исторический опыт, закрепленный
едва ли не на уровне инстинктов, заставляет
представителей народной культуры крепко
держаться дедовских норм, ибо именно
в них заключена в самом общем смысле “генетическая
программа” самобытной культуры. О том,
каким образом может осуществляться реализация
этой “генетической программы”, можно
судить по тем статистически преобладающим
закономерностям, которыми определяется
процесс взаимодействия фольклора и общественной
среды. Три из этих закономерностей, согласуясь
между собой образуют некую систему, управляющую
фольклорной средой и определяющую её
развитие. Это во-первых, принцип постоянства
среды, обеспечивающий ограниченность
внешних воздействий; во-вторых, принцип
множественности проявлений, в том числе
и скрытых; и в-третьих, принцип естественной
специализации носителей фольклорной
традиции, как постоянно действующая тенденция
к её переходу в иное качество.
Рассмотрим три эти
принципа. Исходное условие существования
изустного искусства - возможность
ничем не ограниченного общения,
которое естественно тяготеет к
устойчивому контексту и замыканию
среды. Даже вполне сформировавшийся продукт
этого искусства не может быть
отделен от конкретных условий его
бытования без заметного ущерба
для своего содержания; а уж полноценно
существовать и развиваться он может
только поддерживаемый непрерывной
исполнительской традицией. Последняя
складывается только в ограниченной регионально
и социально культурной среде, привязывается
к конкретному человеческому материалу.
В этом смысле фольклор - как бы “растительность”
культурного мира. Казалось бы, всякий
застой принято трактовать как деградацию
или как минимум отсутствие развития;
но в фольклоре это происходит как раз
наоборот: замыкание среды оказывается
едва ли не лучшим способом не только сохранения,
но и развития традиционного искусства.
О стимулирующем действии полного или
частичного замыкания среды на фольклорный
тип творчества свидетельствуют вспышки
партизанского фольклора в годы войны,
расцвет геологической и туристской песенной
тематики или явственно различимая и порой
заметно нарастающая струя тюремного
фольклора. Компенсационные моменты, острый
дефицит или полная невозможность иных
форм и способов проявления художественно-творческих
потенциалов или, с другой стороны, подчеркнуто
коллективистский настрой, эмоционально-духовное
единение - во всех этих случаях действует
разный достаточно сложный причинно-следственный
комплекс. С другой, противоположной стороны,
фольклор не просто требует для полноценного
своего функционирования устойчиво-замкнутой
социо-культурной среды, но и сам в немалой
степени поддерживает существование последней.
В основе, очевидно, лежит выработанный
веками культурно-психологический стереотип
группового поведения, но консолидация
в данном случае начинает осуществляться
вокруг иного типа коллективной деятельности
- вокруг песенного и танцевального фольклора.
Фольклор оказывается способным сам по
себе стимулировать сплочение устойчивых,
хотя зачастую и неформальных, социо-культурных
групп с соответствующими нормами отношений
и стилем жизни. Это можно наблюдать на
практике существования современных фольклорных
ансамблей. Музыке вообще свойственно
сплачивать людей в устойчивые неформальные
группы. Но музыке устной традиции, и особенно
фольклору, это свойственно в наибольшей
степени. И традиционный фольклор находит
в этом отношении преемников в новых видах
устной музыки, таких как джазовая импровизация
или стремительно распространившаяся
рок-музыка.
Из постоянства среды
логически вытекает другой фактор -
трудности управления фольклорной
ситуацией. В живой природе немало
явлений и структур, которые не
позволяют прямо воздействовать
на себя. Фольклор подобен им, по самому
своему принципу функционирования устная
культура обладает свойствами “иммунитета”
по отношению к внешним воздействиям.
Только поэтому она и может
сохранять свою устойчивость, свои
культурно-генетические фонды, что
в ней выработаны и действуют
механизмы отторжения всего чужеродного,
причем действующие зачастую не прямо,
не всегда открыто, но всегда эффективно.
Несмотря на то. что фольклор постоянно
испытывает на себе воздействие профессионального
искусства, культуры в целом и т.д., все
это либо творчески перерабатывается
и усваивается, становясь своим, либо же
рано или поздно отторгается. В качестве
примера можно привести немало примеров
того, как реагирует песня на попытки внешнего
регулировагния, даже замену отдельных
слов; обычно в ответ на эти попытки песня
просто “перестает петься”. И это давно
и четко сформулировали сами носители
фольклора: “Из песни слова не выкинешь”.
Центральное место в рассматриваемой
системе занимает второй принцип - вариативной
множественности его художественных
проявлений, причем он оказывается
диалектически связанным с замкнутостью
среды его бытования. Это одно
из оснований, ограничивающих внешние
воздействия на фольклор. Вариативная
множественность сама создает и
поддерживает равновесное постоянство.
Аналогично как в детском волчке
или гироскопе - пока есть движение,
есть и устойчивость, так и непрерывное
варьирование напева при благоприятном
стечении обстоятельств (устойчивой внешней
среды) способствует сохранению его
в качестве традиционной нормы. Как
это происходит ? Наличие множества
вариантов не означает их полного равноправия;
в свободном сопоставлении версий всегда
действует естественный отбор, причем
отбирается всегда лучшее, то есть наилучшим
образом отвечающее традиционным нормам.
Естественно, что в условиях постоянства
внешней среды многократно производимый
отбор постоянно приводит к подобным результатам.
Норма как бы сама себя формирует и беспрестанно
себя подтверждает. Импровизационная
природа народной музыки вновь и вновь
позволяет отклоняться от вероятностноутвержденной
нормы, но она же и заставляет постоянно
и столь же непринужденно к ней возвращаться.
Возвращения эти носят закономерный характер:
легкие отклонения от среднестатистического
не просто суммируются и взаимопоглощаются.
Каждый раз возрождается нечто, чрезвычайно
близкое к корню, как бы заложенное в “генетической
программе”, роль которой по-видимому
играют те свойства песенных жанров, которые
теснее всего связаны с жизненной функцией
песни. Тот самый механизм, который обеспечивал
сохранность традиционной культуры, вызывает
и неизбежную её эволюцию. Опираясь на
принципы постоянства среды и ограниченности
воздействия, принцип множественности
проявлений предопределяет механизмы
трансформации фольклора в условиях скрытого
существования и его перерождения на путях
естественной профессионализации.
И третьим принципом, как
уже было упомянуто выше, является
естественная специализация. Фольклорная
среда способна формировать в
своих недрах ярких и самобытных
художников, у которых естественным
путем возникает потребность
выйти за тесные рамки замкнутой
среды, потребность в более широком
и нестесненном художественном общении;
и эта непроизвольная специализация
создает условия для перерастания
фольклорного сознания в сознание профессиональное.
В отличие от двух других рассмотренных
выше принципов, принцип естественной
профессионализации действует не как
свободно реализующаяся закономерность,
а скорее как внутренняя тенденция,
как потенциальная возможность
формирования устно-профессиональной
культуры.
В современных условиях перерастание
фольклора в профессионально-устный
тип творчества перестает быть естественным
процессом, во-первых, в результате
нарушения двух описанных ранее
принципов, а во-вторых, еще и потому,
что нередко начинает ориентироваться
на совершенно другие - товарно-денежные
- отношения. Об этом также стоит
сказать несколько слов. Искусство
вообще оказалось вовлеченным в
товарно-денежные отношения через
механизмы профессионализации, нельзя
сказать, чтобы искусство от этого
выигрывало, но в целом оно сумело
приспособиться существовать в этих
условиях и даже использовать их в
качестве рычагов собственного развития.
Но, в отличие от истинного искусства,
которое всегда стремится встать
и нередко действительно встает
над меркантильными интересами, истинный
фольклор пребывает вне этих интересов
и если внутри него начинают возникать
товарно-денежные связи, то это первый
тревожный признак его перерождения.
“Писать о фольклоре трудно,
о музыкальном - особенно. В некоторых
отношениях он - вещь в себе. Вещь многоликая,
изменчивая и с трудом поддающаяся наблюдению
извне и формализующему описанию.”, - так
определил проблему описания фольклорного
искусства в литературной форме автор
книги “Фольклор в контексте современной
музыкальной культуры” Эдуард Алексеев.
Не без оснований многие ныне считают,
что фольклор - явление уходящее, что “золотой
век” фольклорного искусства давно
минул, но в то же время вряд ли кто-нибудь
станет утверждать, что фольклор исчерпал
себя полностью. Возможности его раскрыты
далеко не до конца, и развитие современной
общекультурной ситуации может помочь
раскрыть эти возможности, найти те аргументы,
которые позволят обосновать неисчерпаемость
фольклорного искусства, подтвердить,
что фольклор - это явление не только уходящее,
но и возвращающееся.
Заключение
Произведения народного
творчества, в большинстве своих
случаев, не принадлежат никакому автору,
но, тем не менее, являются бесценным
достоянием всей нации. Любой народ
имеет свои особенности и этапы
развития бытия. На эти особенности
часто влияли некоторые факторы
- географическое положение, климатические
условия, исторические причины. Каждая
отдельная нация находит собственные
формы самовыражения в определённой
идее и смысле. Особенности культуры
народа отражаются не только в истории
страны, но и на каждом отдельном
её жителе. Человеку трудно прожить
в отрыве от своих корней, вырастая
он всё равно, впитает культуру своих
предков. Именно поэтому можно довольно
быстро определить к какой национальности
принадлежит человек, заметить его
генетические особенности. Взаимоотношение
с прошлым формирует современный
национальный облик. Каждый человек - носитель
прошлого и носитель национального
настоящего, он связующее звено в
истории развития общества. И если
не сохранить в себе память о прошлом,
то тогда губится часть его
личности. А вырывая из себя национальные,
семейные корни, он осуждает себя на скорейшее
увядание. Культурное развитие – это
путь основного развития каждой личности
и целого общества. Культура каждого
народа в отдельности специфична,
поэтому все они такие разные,
но глубокий смысл высоконравственного,
художественного развития мира связывает
всех. И хотя культуры отличны друг
от друга, но постоянное взаимодействие
народов из разных стран объединяет
их с помощью творчества. Развитие
одного народа не может быть обособленным,
как и любой член этого общества
не может существовать за пределами
этого процесса. Сложные действие
объединения и некий симбиоз
культур разных народов необходим
каждому из нас. Благодаря такому
сложному процессу происходит обогащение
культур отдельных народов, расширяются
рубежи и весь потенциал знаний друг
друга. И как результат всего
этого возникают общие черты
и сглаживаются различия. В духовной
согласованности мира каждая нация
неизбежно связана тесными нитями
с другими культурами, и её существование
напрямую зависит от них.
Народные ансамбли, как
часть народного творчества есть
естественный природный процесс, являющийся
одним из связующих звеньев в
сложном культурном многообразии.
И музыка является частью культуры,
а также пострадавших от этого процесса.
Список литературы